Как вы считаете, я не слишком наивный?..

Ник Туманов

Люди, очень часто на стихире поднимается вопрос о плагиате. В том числе и я неоднократно о нём говорил как сторона пострадавшая.

Но есть ещё одна забавная тема для обсуждения, не менее, на мой взгляд, важная, нежели тема о плагиате. И тема эта о творческом вампиризме.

Думаю, никто не станет отрицать факта, что все мы здесь люди в той или иной степени грамотные и писать умеем. Потихоньку научаемся и слагать слова в столбики, рифмуя их по мере собственных способностей. Но ведь далеко не умение писать главное в стихотворчестве, согласитесь? Куда важнее миг вдохновения, когда неизвестно откуда рождается вдруг сама идея стиха. Именно это и можно назвать творчеством.

Тогда объясните мне, наивному, как можно называть авторов, которые слагать в столбик научились довольно стройно, но вот на собственное вдохновение у них не всегда хватает способностей, и они начинают подсасывать энергию у других авторов?

Вот так, к примеру, как получилось у некоей авторши которая очень любит писать вдохновенные экспы на чужие стиши, воруя не только идею в стише-оригинале, но зачастую и целиком строчки:

Вот стиш-оригинал:

«По эту сторону луны»

По эту сторону луны,

По эту сторону разлуки

Мы оба были влюблены

От одиночества и скуки.

Мы оба были навсегда –

До четверга, на год, на вечность.

На срок с названием «беда»,

На жизнь с названьем «быстротечность»

Какой-то график поездов,

Каких-то утр немое пьянство…

Луна – остывшее гнездо –

Привычный вид на постоянство.

А вот стиш, написанный «по мотивам» уже другим автором:

«По обе стороны Луны»

ПО обе СТОРОНЫы ЛУНЫ,

ПО обе СТОРОНы РАЗЛУКИ

МЫ вечно Будем ВЛЮБЛЕНЫ

И Богом взяты на поруки,

МЫ ОБА Будем НАВСЕГДА,

Глаза в глаза - на день, НА ВЕЧНОСТЬ.

Соединяют ПОЕЗДа

Две точки через бесконечность

Сквозь невозможность, боль и страх

От пустоты в душе до транса,

До тёплых губ твоих с УТРа

Немыслимого ПОСТОЯНСТВа.

Речь не идёт о качественном сравнении двух текстов – это совсем другая история. Речь только о тождестве текстов.

Что до меня, то на мой взгляд, уже даже на тему «плагиат вполне тянет по стихирским нормам, которые предусматривают квоту копирования в 20% как допустимую. Уж тут поболе, явно, чем 20% будет лизаного.

Но ведь суть не в том. Скажу даже более того – автор-вампир дал ссылку на стиш-донор. Но разве это извиняет его за то, что нахально украдена идея, вылизан стиль и подворованы нещадно строки целиком или частично? И даже там, где не выделено у меня заглавными в тексте-высосыше, столько сходства с основным текстом, что просто не приходит в голову мысль о самостоятельном творчестве.

Да взять хотя бы модифицированную рифму: «вечность-бесконечность», которая недалеко ушла от оригинала «вечность-быстротечность».

Скажите, если я приделаю к изобретённому другим человеком паровозу пару и нафиг ему не нужных крыльев, и назову сие творение «парокрыл», я стану изобретателем паровоза? Или всего лишь буду числиться в изобретателях нового, но бестолкового по своей сути слова?

Ну, да ладно!

Вот ведь что ещё интересно – в рецензиях и у одного, и у другого автора отмечается третий, достаточно авторитетный автор, и пишет на стиш-оригинал рецензию: «Вполне нормальный стих.», и тут же на стиш-вампирский следует реца: «Отличный стих.»

Объясните мне, наивному, я, что, только один вижу, что это – стиши-двойняшки? А вот этот самый «авторитетный товарищ», вовсе без глаз, и не может удивиться нахальству вампира? Или просто всем плевать, поскольку не из их кладовки подворовано? А не пора ли задумываться над тем, что и как мы пишем? Может лучше вовсе не писать, если не хватает собственных идей?

Я намеренно не обозначаю имён авторов, так как надеюсь, что у автора, позаимствовавшего идею и строки у автора оригинала, достанет порядочности удалить «своё произведение» со своей странички, да заодно ещё и покопаться в архивах, так как я уверен, что это не единственный её опыт в заимствовании чужих идей.

Равно как и очень надеюсь, что хоть у одного из десяти любителей поживиться чужой собственностью проснётся совесть после этих строк, и он не станет вампирить, а станет писать стихи по собственным идеям и способностям.

Или вот, пожалуйста, ещё вариантец неслабый.

Исходный стиш автора Сахара http://www.stihi.ru/2011/02/11/9409

«нам будет тепло»

позволить себя убаюкать под зимнюю вьюгу,

там столько уже намело, но летит и летит

пушистый ковёр на слова, что швыряли друг в друга,

на мёрзлые комья в могилы напрасных обид

стирается контур застывших озёр. и безбрежны

становятся чувства, наполнены светом снегов...

по тонкому льду добиралась замёрзшая нежность

с мольбою согреть занесённую нашу любовь

нам будет тепло. обязательно что-то оттает

от тихого слова - без долгих и гневных речей

ты снова, как прежде, в объятьях меня укачаешь

и я, как ребенок, усну на любимом плече...

А вот, пожалуйста, такой же «помотивный» вариант

автора Светланы Водолей: http://www.stihi.ru/2011/02/12/3322

«Позволить любовь умертвить?.. Пустыне Сахаре»

На стихотворение Сахары "нам будет тепло..."

ПОЗВОЛИТЬ любовь умертвить под февральскую ВЬЮГУ?..

УЖЕ НАМЕЛО! Засыпаю... ЛЕчу, И ЛЕТИТ...

ПУШИСТЫх КОВРов накрываюсь СЛОВАми, ДРУГ В ДРУГА

ШВЫРЯющих КОМЬев молитв - жестоких ОБИД.

Всё, знаю, НАПРАСНо! СТИРАЕТСЯ КОНТУР БЕЗБРЕЖНЫй

ЗАСТЫВШИХ ОЗЁР, переПОЛНЕННЫх кровью СНЕГОВ.

ПО ТОлстОМУ ЛЬДУ прОБИРАется снежная НЕЖНОСТЬ

С желаньем открыть этот зимний холодный засов.

Возможно, НАМ БУДЕТ ТЕПЛО. И, возможно, ОТТАЕТ

ОТ сладкого лучика солнца капелью ничьей...

Качелью весенней ТЫ СНОВА МЕНЯ УКАЧАЕШЬ,

метелистых вихрей - строптивый сбежавший ручей!

Как вам такой вариант вампиризма? Да не счесть подобных примеров!

И вот в последнем случае, на мой наивный вопрос: «А не стыдно ли воровать?..», автор вампирского варианта ответила мне, что я плохо воспитан.

Ну, да, наверняка, нехорошо делать замечания карманнику, лезущему «по ошибке» в чужой карман. Нужно потупить глазки и пройти смирно мимо.

У меня не получается. Я всё ещё надеюсь, что у людей достанет порядочности свои лапки держать в собственных карманах.

Как вы считаете, я не слишком наивный?..

Январь 2011

есть женщина... - без рубрики, 23.01.2011 00:25

мальчик персидский... - без рубрики, 31.01.2011 16:18

красивый, но странный сон... - без рубрики, 29.01.2011 14:05

и скоро нарисует день проталин... - без рубрики, 29.01.2011 03:01

Коза с патентом - басни, 24.01.2011 12:48

не надо ко мне привыкать... - без рубрики, 25.01.2011 01:21

быть вам вместе! - без рубрики, 21.01.2011 01:05

негусто... - без рубрики, 20.01.2011 12:42

а просто мир любви огромен!.. - без рубрики, 20.01.2011 21:19

мне нечего теперь просить у Бога - без рубрики, 20.01.2011 00:04

ветреность - без рубрики, 15.01.2011 10:46

и жизнь продолжается! - без рубрики, 14.01.2011 21:20

С новым 2011-м!!! - без рубрики, 01.01.2011 02:16

К вопросу о плагиате... - без рубрики, 04.01.2011 13:28

два часа пополуночи... - без рубрики, 09.01.2011 03:40

полныйниочём... - без рубрики, 12.01.2011 02:24

пожалуй... - без рубрики, 12.01.2011 03:04

я улетаю, девочка... - без рубрики, 03.01.2011 22:39

есть женщина...

Ник Туманов

есть женщина.

есть я.

а между нами как прочерк чьё-то глупое табу – мой возраст, отпечатанный на лбу.

не скажешь: я видал табу в гробу,

хоть в сердце зарождается цунами, и то, что будет дальше между нами угодно Богу.

здесь не Малибу.

здесь пуритански скучная Европа.

и по швейцарским меркам я – дитя.

есть женщина.

есть я.

и филантропы,

что дарят нам сомнения шутя.

а мы готовы верить им, хотя

давным-давно прописаны каноны, что баснями не кормят соловья.

но мирры источается струя по лику старописанной иконы как благодать…

есть женщина...

есть я…

мальчик персидский...

Ник Туманов

мальчик персидский. тайна седых веков.

это бывало. да и сейчас не редкость.

брошенный близкими. знающий боль оков.

взятый наградой за преданных другом предков.

кровь от рождения... кровь на любовный трон.

мальчик персидский, ставший чужой игрушкой…

бейся бубенчик! твой безмятежный звон

выплачет мальчик ночью в свою подушку.

взгляд похотливый чей-то – от нежных икр,

цепко оценит – сладко безукоризнен!

с детства обученый тайнам любовных игр,

он продаёт своё детство за право жизни.

время настанет, мальчик персидский сам

ляжет на ложе царского палисандра,

бережно снимет с воина пояса,

став не наложником – совестью Александра.

всё, что копилось, всё, что жило внутри,

выплеснет мальчик в нежном своём искусстве…

вечер, внезапно вспыхнувший, догорит…

станет частицей моря речушка в устье…

спит Александр, новой любовью пьян.

завтра сраженье – нужно набраться силы…

мальчик персидский курит в ногах кальян…

позднее солнце падает в Фермопилы…

красивый, но странный сон...

Ник Туманов

Он был красавец. И одевался со вкусом тонким. Читал Бодлера в оригинале. Шутил легко. Он в этом доме был старожилом. Но вот ребёнком его не помнил никто буквально из стариков. Все как-то странно его, по сути, не замечали. И те старухи, что были в детстве им пленены, лишь улыбались ему привычно, когда встречали, да удивлялись, не видя в волосе седины. Его соседи привыкли видеть, как он гуляет в дворовом сквере, держа собаку на поводке. Пёс был ленивым. Шёл смирно рядом. Почти не лаял, закрывшись глухо в своём собачьем смешном мирке.

А он всегда был самовлюблённым и неделимым. Пил утром кофе, а вечерами ходил в спортзал. Влюблялся в женщин открытолицых, почти без грима. И верил слову, если его сказал. Как истукана себя пытался лепить из воска. И всё, что лишним ему казалось, он отрезал… Нет, всё не точно, и этот образ написан плоско. Ведь билось что-то горячей искрой в его глазах…

Она ценила вино и суши. Считалась стервой. Любила женщин. И, не скрывая, брала своё. Её мужчина, который страстью случился первой, в небесном хоре давно осанну любви поёт. Она садилась в свой Ламборджини, который Дьябло, и хохотала, когда мотор уходил в астрал. На кольцевой выпивала в баре два чёрных дабла и танцевала с провинциалками до утра. Её любили. Она любила. Но так случалось, что вдруг срывало по полной крышу и, боже мой, как нестерпимо, до полубреда она скучала, ждала, что скажет однажды кто-то: «Пошли домой».

А дом её, тот который крутым казался, был пуст по жизни. В нём обитали беда и боль. Он ей в наследство от самой первой любви достался. Да, дом достался. Но не досталась, увы, любовь. И годы тёрли тела чужие, чужие лица. Она ж, казалось, вчера из школы – задорный шкет. Как удавалось десятки лет так сохраниться никто не знает. И не узнает теперь. Секрет…

Когда однажды, на южном пляже, под звуки сальсы, с партнёром каждый своим, танцуя, они сошлись, он прикоснулся к её ладони открытой пальцем – луна и солнце – два одиночества взорвались! «Так не бывает!» – воскликнет кто-то. Бывает редко. И тот, кто свыше назначил встречу, не обманул. Они узнали друг друга, точно по неким меткам. Их было двое во всей вселенной – последний пул. Им невозможно встречаться было – они старели, когда сближались на расстояние явной лжи. Но так, до крика, они друг друга любить хотели, что не хотели поодиночке бессмертно жить. И поцелуи ложились тонко по жаркой плоти. И становился дороже века короткий миг…

А воздух крался, как яд небесный, горяч и плотен, чтоб вдохи жизней двоих созданий переломить.

Когда рассвет опалил лучами приморский город, им не пришлось услышать, как с неба понёсся звон…

Он был не старым ещё – пожалуй, едва под сорок...

Она – девчонка совсем…

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…красивый, но странный сон…

и скоро нарисует день проталин...

Ник Туманов

зима прошла зенит, и время тает…

и скоро нарисует

день проталин.

у тех, кто был мне дорог, не бывает

без повода причин для аллилуйи –

им собственных молитв вполне хватает.

а прошлое всё гибельней и глуше...

и, кажется, с чего бы?

я ведь вынул

из сердца онемевшего беруши,

и там, где прорастали зёрна злобы,

цветёт чужого сердца половина.

кому-то всё равно, а мне обидно,

что ветер не попутный

режет стужей.

я стал уже невидимым, как видно…

и, преданный своим же личным брутом,

я, в сущности, досадливо не нужен.

выстуживайте чувства паранойей,

когда измена кажется защитой.

а я – по направлению в другое

сегодня, где разбитое корыто,

срастаясь, превращается в секвойю…

Коза с патентом

Ник Туманов

(посвящается одной очень самовлюблённой Козе))))))

Вчера с утра Коза сказала «Мммме!».

Услышав от Барана «Мммме!» ответно,

промекала: - Баран, да ты ль в уммме?

ведь ты мой стиль копируешь конкретно!

Но я тебе куражиться не дам!

Да я тебя ославлю по судам!

Ты кто? Баран! А я почти филолог!

В библиотеке шарюсь между полок,

и Даля знаю я не издалИ,

(хотя порой и путаю с Дали...

как, впрочем, и Брокгауза с Ефроном,

как близнецы, поди, в них разберись…)

Но ты, Баран, не прав перед законом,

и больше «Мммме!» не вздумай говорить!

Я «Мммме!» сказала первой, однозначно!

А ты мемекать можешь, но иначе.

Могу придумать слово и тебе.

Допустим, можешь мекать скромно «Ббббе!»

Услуга не бесплатная, конечно…

а что, словечко ценное на слух…

сейчас я занесу его в гроссбух

и за тобою закреплю навечно.

И, путь Коза талантом не блистала

(хотя иначе думала сама),

для тех, кто не богат умишком, стала

мерилом и таланта, и ума.

А чтоб подстраховать влиянье впрок

придумала патентное бюро,

чтоб раздавать желающим права

на «Ббббе!» и «Мммме!» и прочие слова.

не надо ко мне привыкать...

Ник Туманов

не надо влюбляться в меня...

меня очень скоро не станет...

я кану частицей огня

в мерцающем южном тумане.

я вытаю нежной звездой

в пылающем майском рассвете,

оставшись кому-то бедой,

кому-то пробелом в анкете.

мне тот, кто глядит свысока,

иную мечту приготовил…

не надо ко мне привыкать…

я сам привыкаю до крови…

быть вам вместе!

Ник Туманов

ты просишь нежности и шанса пойти со мной, не зная брода.

рискни, попробуй надышаться моей отравленной свободой.

ведь я ещё не просыпался, я просто, чуточку похожий на ветер, зябко отозвался, пройдясь мурашками по коже…

да я и сам простой прохожий, которых тысячи на город, неузнаваемо похожий на узнаваемых нескоро.

вчера у храма инвалидка, поцеловав железный крестик на тонкой, грязно-белой нитке, сказала тихо: «быть вам вместе!»

не волоокая Венера, что глядя в мутный шар, пророчит, сама какой не знамо веры, но так до гульденов охоча –

в пальто из вытертого твида, а в сердце столько доброй силы –

слепая русская Фемида меня к любви приговорила!

негусто...

Ник Туманов

негусто с мыслями, негусто…

неладно пишется, нескоро…

ручная мельничка… робуста хрумтит, выкрашиваясь в порох…

из медной турки рыжей пеной сбежать пытается мой кофе, как убежал давно из плена монетной рамки гордый профиль…

в твоей уютной коммуналке нас только двое… время Оно висит, как белый флаг на палке, прижавшись к трубке телефона…

твоя покорность так наивна, но, знать, на это есть причина – ты признаёшь во мне мужчину, а не юнца наполовину… ты шепчешь: «бережней, мой милый... я умираю где-то между…» и я беру по праву силы тебя уверенно, но нежно…

на тонкой венке под коленом язык мой выписал ti amo… ооо! сколько их, таких вот венок я целовать и нежить стану, пока тревожные нейроны не оборвут мою затею… твоим дыханием неровным я надышаться не умею…

…ты улыбаешься, шальная, ещё от ласки не оттаяв… тебя я третье утро знаю, ты ночью каждый раз иная. любовь-насмешка в темпе presto, в неукротимой жажде страсти, с тобой мне кажется инцестом, и рвёт моё нутро на части.

уже себя не понимаю, но, тонкой ниточкой пристрочен, к тебе корнями приживаю… неотторжимо, между прочим… и так порой бываю бешен! ревную – некуда деваться… живу тогда легко подвешен, как пар словесных сублимаций, сжираю кофе в декалитрах… вновь отхожу, как чудик местный, ведь твой кошачий взгляд субтитров и откровенен бессловесно…

…а за стеной стенает кошка… пинает мяч ребёнок в стену… с утра, пробитый нарик Лёшка иглой немытой жалит вену…

туманом пал на город морок…

соседка, бабушка Августа

спешит к трамваю намбэр сорок…

негусто с мыслями,

негусто…

а просто мир любви огромен!..

Ник Туманов

ты спишь, уютно спрятав нос, как мишка плюшевый, в подмышку... и, слава богу, я прирос к тебе пока ещё не слишком... ещё не насмерть заболел нуждой твоих прикосновений, когда по чашечкам колен, легко стучат твои колени, когда ладони вдоль спины… а в довершение картины уже тела заплетены в невыносимую единость…

пообещай меня простить, когда к тебе я не приеду, пропав нечаянно в пути... с другой, случайной, отобедав, себе позволю быть собой (ну, что поделать? я повеса), и стану чьей-нибудь судьбой на час-другой, без интереса.

не для чего.

не потому.

а просто мир любви огромен!

и мной делиться ни к чему.

я неделимо автономен.

Наши рекомендации