Технологическая карта проведения практического занятия.

№ п/п Этапы Время в мин Способы обучения Оборудование Место прове дения
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию Тестовые задания исходного уровня Таблицы, атлас Учебная комната
Самостоятельная работа Граф логической структуры Иммерсионный микроскоп, красители, предметные стекла, бактериологические петли, питательные среды, среда Плоскирева, среда Ресселя, «пестрый ряд Гисса»
Самостоятельная проверка и коррекция освоения материала Целевые обучающие задания  
Тестовый контроль Тесты  
Анализ результатов работы    

Целевые обучающие задания:

1. От больного ОКИ ребенка получили фекалии (сбор испражнений проводили ректальной трубкой), содержащие слизь, гной. Какой метод экспресс-диагностики необходимо применить?

A. ИФА.

B. РИФ.

C. РА.

D. РСК.

E. РИА.

2. От больного ребенка с острой кишечной инфекцией выделен возбудитель дизентерии. Какие морфологические признаки характерны для возбудителя?

A. Грамотрицательная неподвижная палочка.

B. Грамположительная подвижная палочка.

C. Образует капсулу на питательной среде.

D. Образует споры во внешней среде.

E. Грамположительные стрептобациллы.

3. У пациента, заболевшего три дня назад и жалующегося на температуру 38°С, боли в животе, частый жидкий стул, присутствие крови в кале врач клинически диагностировал бактериальную дизентерию. Какой метод микробиологической диагностики целесообразно применить в этом случае и какой материал надо взять от больного для подтверждения диагноза?

А. Бактериоскопический – кал.

В. Бактериологический – кал.

С. Бактериоскопический – кровь.

D. Бактериологический – мочу.

Е. Серологический – кровь.

4.С фекалий больного выделены шигеллы Зонне. Какие необходимо провести дополнительные исследования для установления источника инфекции?

A. Провести фаготипирование выделенной чистой культуры.

B. Определить антибиотикограмму.

C. Поставить реакцию преципитации.

D. Поставить реакцию связывания комплемента.

E. Поставить реакцию нейтрализации.

5.Среди группы туристов (27 человек), которые использовали для питья воду из озера, через два дня у 7 человек появились симптомы острой диареи. Какой материал для установления этиологии данного заболевания необходимо направить в баклабораторию?

А. Воду, испражнения больных.

В. Воду, кровь больных.

С. Пищевые продукты.

D. Мочу.

Е. Мокроту.

6. Существенный недостаток микроскопического метода диагностики при острых кишечных инфекций – его недостаточная информативность в связи с морфологической идентичностью бактерий семейства Enterobacteriaceae. Что позволяет повысить информативность этого метода?

A. Радиоиммунный анализ.

B. Реакция Кумбса.

C. Иммуноферментный анализ.

D. Реакция опсонизации.

E. Реакция иммунофлюоресценции.

7. Больной 29 лет госпитализирован с приступами рвоты, диареей, тенезмами. Кал с кусочками слизи и примесью крови. При бактериологическом исследовании бактерий с колоний на среде Плоскирева выявлены неподвижные, грамотрицательные палочки, не ферментирующие лактозу. Назовите возбудителя инфекционного процесса.

A. Shigella flexneri.

B. Vibrio eltor.

C. E.Coli.

D. Proteus mirabilis.

E. Salmonella enteritidis.

8. В микробиологическую лабораторию доставлен салат, который предположительно является причиной острой кишечной инфекции. На какие питательные среды производится первичный посев?

A. Желточно-солевой агар, МПБ.

B. МПА, МПБ.

C. Селенитовый бульон, Эндо, Плоскирева.

D. Печеночный бульон, среда Ру.

E. Кровяной агар, щелочной агар.

9. При микробиологическом исследовании мясного фарша выделены бактерии, относящиеся к роду шигелл. Изучение каких свойств микробов позволило прийти к такому заключению?

A. Культуральных, тинкториальных.

B. Антигенных, культуральных.

C. Сахаролитических, протеолитических.

D. Антигенных, иммуногенных.

E. Морфологических, антигенных.

10. При микроскопическом исследовании рвотных масс, взятых от больного с симптомами острой кишечной инфекции, были обнаружены неподвижные палочки. В каком мазке или препарате могла быть изучена подвижность бактерий?

A. В мазке, окрашенном по Граму.

B. В мазке, окрашенном по Цилю - Нельсену.

C. В препарате «толстая капля».

D. В мазке, окрашенном по Нейссеру.

E. В препарате «раздавленная капля».

Алгоритм лабораторной работы:

1. Изучение биологических свойст шигелл.

2. Ознакомление с классификацией шигелл.

3. Разбор схемы патогенетических и клинических проявлений шигеллезов.

4. Изучение методов лабораторной диагностики шигеллезов.

5. Изучение основных принципов терапии и профилактики шигеллезов.

6. Приготовление фиксированных препаратов из бактериальной культуры.

7. Окрашивание микропрепаратов по Граму.

8. Микроскопия микропрепаратов с помощью иммерсионного микроскопа, их анализ и зарисовка в протокол занятия.

9. Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов из чистых культур шигелл.

10. Зарисовка демонстрационных препаратов и схемы лабораторной диагностики шигеллезов в протокол.

11. Оформление протокола.

Наши рекомендации