Технологическая карта проведения практического занятия

Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из изучения классификации микроорганизмов по типу дыхания, разбора схемы дыхания бактерий при участии ферментов, обеспечивающих биологическое окисление. Изучение методов культивирования облигатных анаэробных бактерий. Студенты осуществляют засев на питательные среды: Китт-Тароцци и молоко под вазелиновым маслом. Потом готовят микропрепараты, окрашивают их по Граму, проводят микроскопию, зарисовывают микропрепараты и дают необходимые пояснения. В состав самостоятельной работы входит также микроскопия демонстрационных препаратов и их зарисовка в протокол занятия.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ итоговых результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия.

№ п/п Этапы Время в мин Способы обучения Оборудование Место прове дения
Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию Тестовые задания исходного уровня Таблицы, атлас Учебная комната
Самостоятельная работа Граф логической структуры Иммерсионный микроскоп, красители, предметные стекла, бактериологические петли, питательные среды, посевы чистых культур анаэробов
Самостоятельная проверка и коррекция освоения материала Целевые обучающие задания  
Тестовый контроль Тесты  
Анализ результатов работы    

Целевые обучающие задания:

1. В хирургическом отделении имеет место случай анаэробной инфекции после плановой хирургической операции. Какой материал необходимо направить для бактериологического исследования?

А. Мочу

В. Кровь

D. Раневое отделяемое

Е. Кусочки ткани

С. Перевязочный и шовный хирургический материал

2. В бактериологическую лабораторию поступил материал от больного с подозрением на анаэробную инфекцию. Какую из перечисленных питательную среду следует использовать для выделения возбудителя заболевания?




А. Эндо

В. 10% желчный бульон

С. Китт-Тароцци

D. Мясопептонный агар

Е. 1% пептонную воду

3. В бактериологической лаборатории провели исследование вяленой рыбы домашнего приготовления, ставшей причиной тяжелого пищевого отравления. При микроскопии выделенной на среде Китт-Тароцци культуры выявлены микроорганизмы, напоминающие теннисную ракетку. Развитие какого заболевания наиболее вероятно?

А. Брюшного тифа

В. Дизентерии

С. Холеры

D. Ботулизма

Е. Сальмонеллеза

4. Через два дня после ДТП в больницу доставили пострадавшего с травмой бедра и диагнозом «газовая раневая инфекция». На каких из перечисленных питательных сред культивируются клостридии анаэробной инфекции?

A. Печеночный бульон

B. Щелочная пептонная вода

C. Казеиново-угольный агар

D. Среда Китт-Тароцци

E. Среда с сывороткой

5. В лабораторию поступили консервированные грибы, ставшие причиной ботулизма у гражданина К. Какой метод необходимо использовать для выделения чистой культуры возбудителя?

A. Левенштейна-Йенсена

B. Вейнберга

C. Леффлера

D. Тинсдаля-Садыковой

E. Ожешки

6. В лабораторию направлено раневое отделяемое больного с подозрением на раневую анаэробную инфекцию. Какой метод необходимо использовать для выделения чистой культуры возбудителя?

А. Цейсслера

B. Тукаева

C. Тинсдаля-Садыковой

D. Мак-Коя

Е. Леффлера

7. В инфекционной больнице находится на лечении больной с диагнозом «ботулизм». Какие морфологические и тинкториальные свойства характерны для C. botulinum?

А. Грамположительные палочки с терминально расположенными спорами

В. Грамположительные палочки с субтерминально расположенными спорами

С. Грамотрицательные палочки с центральным расположением спор

D. Грамположительные неспорообразующие палочки

Е. Грамположительные палочки с центрально расположенными спорами

8. Для ускоренного исследования гноя из послеоперационной раны при подозрении на газовую анаэробную инфекцию необходимо использовать следующие среды:

А. Молоко под маслом и среда Вильсона-Блера

В. Среда Эндо

С. Среда Ру

D. Среда Виньяль-Вейона

Е. Сахарный агар

9. Какой из перечисленных факторов влияет на рост бактерий:

А. Давление О2 и СО2

B. Содержание неорганических ионов в окружающей среде

C. Наличие факторов роста

D. Содержание органических соединений в окружающей среде

Е. Все выше перечисленное

10. В чем заключается метод Фортнера, который используется для культивирования анаэробов?

А. Посев культуры в капилляр

B. Посев культуры в высокий столик сахарного агара

C. Посев культуры в молоко под вазелиновым маслом

D. Посев культуры на чашки Петри с сохранением в анаэростате

Е. Одномоментный посев культур аэробных и анаэробных бактерий на сектора чашки Петри

Алгоритм лабораторной работы:

1. Разбор схемы дыхания бактерий с участием ферментов, обеспечивающих биологическое окисление.

2. Ознакомление с классификацией микроорганизмов по типу дыхания.

3. Изучение методов культивирования облигатных анаэробных бактерий.

4. Приготовление фиксированных препаратов из бактериальной культуры анаэробов.

5. Окрашивание микропрепаратов по Граму.

6. Микроскопия микропрепаратов с помощью иммерсионного микроскопа, их анализ и зарисовка в протокол занятия.

7. Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов из чистых культур анаэробов.

8. Зарисовка демонстрационных препаратов и схемы выделения чистых культур анаэробов в протокол.

9. Осуществление посева на питательные среды: Китт-Тароцци, молоко под вазелиновым маслом, в высокий столбик сахарного и кровяного агара.

10.Оформление протокола.

Граф логической структуры темы: “ДЫХАНИЕ БАКТЕРИЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР АНАЭРОБОВ”

 
  Технологическая карта проведения практического занятия - student2.ru

Способы

                           
    Технологическая карта проведения практического занятия - student2.ru
      Технологическая карта проведения практического занятия - student2.ru   Технологическая карта проведения практического занятия - student2.ru   Технологическая карта проведения практического занятия - student2.ru
 
          Технологическая карта проведения практического занятия - student2.ru
 
 
 
  Технологическая карта проведения практического занятия - student2.ru
 
    Технологическая карта проведения практического занятия - student2.ru
 
    Технологическая карта проведения практического занятия - student2.ru
 

Наши рекомендации