Тема 3. Ключевые аспекты организации противотуберкулезной помощи в первичной медико-санитарной помощи
Знание
Роль и функции врачей и фельдшеров первичной медико-санитарной помощи по выявлению, диагностике и профилактике туберкулеза. Взаимодействие со специалистами – фтизиатрами.
Факторы и группы риска инфицирования и заболевания туберкулезом.
Алгоритм выявления и диагностики туберкулеза легких у пациентов с подозрением на туберкулез в первичной медико-санитарной помощи. Объем диагностических мероприятий, входящих в первичную диагностику туберкулеза.
«Контролируемое лечение», «лечение под непосредственным наблюдением», «прерывание курса химиотерапии», «перерывы в курсе химиотерапии» - тактика врача и фельдшера первичной медико-санитарной помощи.
Профилактические медицинские осмотры по раннему выявлению туберкулеза.
Приемы и цели эффективного общения с больным туберкулезом. Как помочь больному соблюдать режим.
Практические навыки
Применение в преподавании врачам и фельдшерам современных подходов выявления, диагностики и профилактики туберкулеза в первичной медико-санитарной помощи.
Раздел 3. Принципы обучения взрослых в медицинском образовании
Конкретные цели:
- Знать основные положения теории «Андрогогики», принципы и приемы обучения взрослых и уметь их применять в своей преподавательской деятельности
- Знать правила обратной связи Пендлтона и уметь их использовать при работе с группой
- Знать структуру модуля, определение клинической компетентности, простую модель компетентности «пирамиду Миллера» и уметь применять компетентностный подход в преподавании.
- Знать стили изучения и преподавания и уметь их применять в своей преподавательской деятельности.
Тема 1. Теория «Андрогогики»
Знание
Основные положения теории «андрогогики». Принципы и приемы обучения взрослых. Обучающие потребности – фундаментальное требование обучение взрослых. Характерные черты андрагогического обучения взрослых.
Практические навыки
Выявление обучающих потребностей слушателей курса тематического усовершенствованиядля врачей общей практики (семейных врачей), участковых терапевтов и фельдшеров по организации противотуберкулезной помощи в первичной медико-санитарной помощи.
Отношение
Понимание важности применения андрогогических принципов и приемов при обучении взрослых.
Тема 2. Правила обратной связи Пендлтона
Знание
Правила обратной связи Пендлтона проведения дискуссии по результатам ролевой игры, разбора клинического случая и др. Руководящие принципы по методике проведения обратной связи: стадии и критика при проведении обратной связи. Предоставление и получение обратной связи.
Практические навыки
Применение правила обратной связи Пендлтона на примере проведения ролевой игры, взятой из учебных программ курса тематического усовершенствования для врачей или фельдшеров по организации противотуберкулезной помощи в первичной медико-санитарной помощи.
Тема 3. Стили изучения и преподавания
Знание
Четыре стиля изучения и типов восприятия и усвоения знаний по P. Honey и Mumford: активист, мыслитель, теоретик и практик. Определение и краткая характеристика каждого стиля. Область применения.
Три типа обучения через восприятие: визуальный, слуховой и кинестетический. Определение и краткая характеристика каждого типа. Область применения.
Четыре стиля преподавания: авторитарный, сократовский, эвристический и советующий. Определение и краткая характеристика каждого стиля. Область применения.
Практические навыки
Применение стилей изучения и преподавания.
Тема 4. Модульная организация учебного процесса на основе компетентностного подхода курса ТУ для врачей и фельдшеров по организации противотуберкулезной помощи в первичной медико-санитарной помощи.
Знание
Определение профессиональнойклинической компетентности. Четыре уровня простой модели компетентности - «пирамида Миллера». Структура компетенции и ее категории (области): знание, навыки, отношение. Применение модели компетенции в обучении и оценке.
Определение модуля. Структура модуля. Взаимосвязь между модульной организацией учебного процесса, компетентностью и кредитной системой.
Практические навыки
Применение модульной организации учебного процесса и компетентностного подхода в преподавании на примере одного из модулей курса тематического усовершенствования для врачей общей практики (семейных врачей), участковых терапевтов и фельдшеров по организации противотуберкулезной помощи в первичной медико-санитарной помощи.