Тема 2. учет движения товарно-материальных ценностей
Лекция №2. Учёт реализации товаров. Оплата счетов на товар
Учёт реализации товаров
Движение товаров складывается из двух основных хозяйственных процессов - поступления и расхода и описывается формулой товарно-материального баланса:
Он + П = Р + Ок
Он - остаток товаров на начало отчетного периода;
П - поступление товаров за отчетный период;
Р - расход товаров за отчетный период;
Ок - остаток товаров на конец отчетного периода
Расход товаров может быть двух видов:
1) реализация;
2) прочий расход (выбытие) товаров.
С учетом этого формула товарного баланса может быть представлена как:
Он + П = Рз + В + Ок
Рз - реализация товаров за отчетный период;
В - выбытие товаров за отчетный период.
Процесс реализации - совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей товаров (продукции).
Реализация (в гражданском праве и налоговом законодатель - продажа товаров (продукции), возмездное выполнение работы оказание услуги.
Показателем суммы (объема) реализации является товарооборотом.
Значение показателя реализации:
1) реализация завершает оборот хозяйственных средств предприятия;
2) реализация позволяет выполнить обязательства перед бюджетом, банками (по ссудам), работниками и поставщиками;
3) реализация дает возможность возместить производственные затраты и издержки обращения (расходы на продажу).
Невыполнение плана реализации вызывает: замедление оборачиваемости товаров; штрафы за невыполнение договорных обязательств; задержку платежей; ухудшение финансового положения предприятия.
Виды реализации. Розничный и оптовый товарооборот.
Торговое предприятие может осуществлять реализацию товаров в режиме оптовой и розничной торговли.
Различия понятий розничной и оптовой торговли определены Гражданским Кодексом РФ.
Основой оптовой реализации является Договор поставки, по которому поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок товар покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним иным подобным использованием.
Понятие розничной реализации определяет Договор розничное купли-продажи, в соответствии с которым, продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного предпринимательской деятельностью (перепродажей).
Таким образом, критерием отнесения сделки по продаже товаров к сфере розничной или оптовой торговли является цель использования товаров.
Оптовый товарооборот, согласно ГК РФ, формируется в результате продажи товаров для последующей перепродажи или потребления, связанного с предпринимательской деятельностью.
Розничный товарооборот образуется при продаже товаров конечным потребителям, т.е. при реализации товаров физическим и юридическим лицам для использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (перепродажей).
Тот же критерий используется в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля», в соответствии с которым:
Оптовый товарооборот - объем продажи товаров производителями и торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.
Розничный товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования, а также продажа товаров организациям (санаториям, домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.
Особенности учета реализации товаров в аптеке.
Исходя из выше сказанного, товарооборот аптеки можно разделить на два вида:
- оптовый товарооборот - оборот от продажи товаров другим аптекам (при наличии лицензии на данный вид деятельности);
- розничный товарооборот - оборот от продажи товаров населению, лечебно-профилактическим и др. учреждениям и организациям, не имеющим лицензии на фармацевтическую деятельность.
При этом розничная продажа товаров населению за наличный расчет и организациям по безналичному расчету отражается в разных документах первичного учета, поэтому в аптеках приходится выделять два вида розничной реализации в зависимости от способа оплаты:
- реализация населению (условно «розничный» товарооборот);
- реализация МО и другим организациям (условно «оптовый» товарооборот).
Для первичного учета реализации используют два измерителя:
- натуральный – количество единиц реализованных товаров (ПКУ); и количество единиц рецептов, по которым отпущены ЛС (показатели амбулаторной и стационарной рецептуры). При этом за единицу измерения принимается одна рецептурная пропись независимо от сложности состава;
- денежный – стоимость реализованных товаров.
С помощью денежного измерителя фиксируется показатель товарооборота.
Ведущим показателем является товарооборот.
От его величины зависят:
- валовый доход аптеки (торговые наложения);
- издержки обращения;
- прибыль аптеки;
- товарные запасы;
- штат аптеки;
- производительность труда;
- фонд оплаты труда.
Учет реализации товаров населению за наличный расчет
Реализация товаров населению производится по розничным ценам за наличный расчет или с использованием платежных карт. В связи с этим особенностью учета реализации товаров населению является одновременный учет в документах, отражающих движение товаров у МОЛ и кассовых документах, отражающих движение денежных средств.
Реализация товаров населению в зависимости от места и способа реализации делится на три составные части:
- оборот по амбулаторной рецептуре - сумма реализации ЛС населению по рецептам (экстемпоральные и ГЛС);
- оборот по безрецептурному отпуску - сумма реализации населению без рецептов ЛС;
- оборот по МРС - сумма реализации ЛС к отпуску без рецептов и др. товаров аптечного ассортимента.
Документ, в котором учитывается реализация товаров населению, называется Регистрация розничных оборотов ф. АП-72. Это накопительно-сводный документ, в котором на основании первичных документов ежедневно регистрируются все составные части реализации населению, а в конце месяца определяется итоговый суммовой показатель.
Учет оборота по амбулаторной рецептуре (учет амбулаторного отпуска).
Учет реализации ЛС населению по рецептам производится ежедневно (по сменам) в накопительном документе Журнал учета рецептуры ф. АП-71 в натуральных (количество рецептов) и денежных (сумма оборота) измерителях.
Учет оборота по экстемпоральным амбулаторным рецептам.
Bce принятые экстемпоральные рецепты, по которым готовятся и отпускаются лекарственные формы, регистрируются в Рецептурном журнале, Журнале квитанций или с помощью жетонов или кассовых чеков.
В конце дня (смены) по записям в «Рецептурном журнале», по корешкам квитанций или по данным кассы (при жетонном или чековом способе регистрации) подсчитывается:
- количество принятых экстемпоральных рецептов, в т. ч. бесплатных и льготных;
- сумма тарифов;
- стоимость воды очищенной.
Полученные сведения заносятся в соответствующие графы Журнала учета рецептуры.
Параллельно оборот по экстемпоральному амбулаторному отпуску отражается в кассовых документах в составе выручки рецептурного отдела аптеки.
Оплата счетов на товар
Способ и форма оплаты товара и транспортных услуг оговариваются в договоре. Это может быть оплата за наличный расчет из кассы, а так же без наличный расчет. Наличный расчет за поставленный товар ограничивается суммой не более 100 тысяч по одному договору поставки.
На территории РФ используются следующие формы безналичных расчетов с юридическими лицами (ООО, АО – акционерное общество, МУП – муниципальное унитарное предприятие, ГУП – государственное унитарное предприятие):
- Платежными поручениями.
- По аккредитиву.
- Чеками.
- Инкассо.
Одной из наиболее распространённых форм расчетов между аптекой и поставщиком являются расчеты платежными поручениями – это письменное распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку о перечислении определённой суммы со своего счета на счет другого предприятия (получателя) в том же или другом одногороднем или иногороднем учреждении банка. В соответствии с условиями договора платежные поручения могут использоваться для осуществления предварительной оплаты товаров (50 или 100% - предоплата). Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счёта.
Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате расчетных документов. При получении заявления на аккредитив банк плательщика бронирует эти средства на отдельном счете, таким образом, депонирование денег гарантирует поставщику своевременную оплату за поставленные ценности.
Аккредитив – это ценная бумага определённой стоимости, которая выдается поставщику при поставке товара для оплаты. Банки могу открывать различные виды аккредитивов. Зачисление средств производится банком после предоставления документов подтверждающих отгрузку. В случаях, когда поставщик товара сомневается в платежеспособности аптеки и требует предоплаты, а покупатель тоже сомневается в платежеспособности поставщика и боится перечислять деньги, аккредитивная форма расчетов может стать удобным способом разрешения конфликта, так как зачисление средств производится банком после предоставления услуг и документов.
Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируется гражданским кодексом РФ.
При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение обслуживающему его банку о перечислении определённой суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя). Чековая книжка выдается на определённую сумму. При получении чеков с начала в банк предоставляется заявление, так же платёжное поручение о депонировании, то есть бронировании, определённой суммы.
При выдаче банком чеков на определенную сумму открывается счет с которого производится оплата чеков, вместе с чеками должна выдаваться чековая карточка, которая идентифицирует (определяет чекодателя). После получения от покупателя чека поставщик составляет реестр чеков в 4-х экземплярах и сдает в свой банк в течение 10 дней. Один экземпляр с проставленным штампом банка возвращается продавцу, остальные пересылаются в банк плательщика, который списывает средства со счета плательщика и перечисляет их продавцу вместе с экземпляром реестра чеков.
Инкассо – инкассовое поручение – это расчётный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщика в бесспорном порядке в соответствии с законодательством РФ. Например, Управление здравоохранения города Челябинска закупает централизованно ЛС на весь город на сумму 10 000000, и, являясь руководителем всех больниц, оно списывает со счета каждой больницы по 1 000 000 рублей за поставленные медикаменты.