Раздел «Движение и здоровье»
ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ И
ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
дисциплины ОП 16. ВАЛЕОЛОГИЯ
Раздел «Движение и здоровье»
Для специальностей
Акушерское дело
Лабораторная диагностика
Стоматология ортопедическая
Сестринское дело
СПО базовой подготовки
Екатеринбург
Рассмотрен и одобрен на областном МО преподавателей общепрофессиональных дисциплин ГБОУ СПО «СОМК» Протокол № 2 от «02 » 04.2014г. Председатель МО __________ / Г.А. Никитина / Согласовано на заседании ЦМС Протокол № 3 от «24» 09. 2014г. |
|
Пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов включает задания, практические работы, перечень вопросов для дифференцированного зачета, перечень вопросов к экзамену дисциплины ОП16. ВАЛЕОЛОГИЯ. Предназначен в дополнение к методическим рекомендациям к семинарско-практическим занятиям раздела «Движение и здоровье» по Валеологии З.И. Бодровой. Данный материал предназначен для специальности 31.02.02 Акушерское дело, СПО базовой подготовки, очная форма обучения.
Составители:
З.И. Бодрова, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»;
Л.В. Гуливец, преподаватель валеологии первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»
Рецензенты:
Г.П. Сикорская, директор Уральского научно-образовательного центра УрО РАО, профессор
Г.А. Никитина, преподаватель биологии, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Занятие №1 | |
Занятие №2 | |
Занятие №3 | |
Занятие № 4 | |
Занятие № 5 | |
Занятие № 6 | |
Занятие № 7 | |
Вопросы для самоконтроля знаний | |
Глоссарий | |
Практикум №1 Правильная осанка | |
Практикум №2 Изометрическая гимнастика. | |
Практикум № 3 Изометрическая тонус – зарядка. | |
Упражнения для поясничного отдела позвоночника | |
Упражнения для грудного отдела позвоночника | |
Волновая гимнастика для глубоких мышц спины | |
Упражнение для тазобедренного сустава | |
Упражнения для коленного сустава | |
Упражнение для плечевого сустава | |
Упражнение для локтевого сустава | |
Упражнение для кисти | |
Упражнение для стопы | |
Список литературы. | |
Интернет ресурсы |
Введение
Пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Валеология » раздел «Движение и здоровье» предназначено для закрепления знаний и умений студентов по валеологии .
Цель дисциплины:
изучение закономерности формирования здоровья и разработка путей моделирования и достижения здорового образа жизни
Задачи дисциплины:
1. Изучение закономерностей формирования здоровья человека
2. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов человека
3. Формирование установки на здоровый образ жизни
4. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
требования к результатам освоения раздела «Движение и здоровье» дисциплины «Валеология»
В результате освоения раздела обучающийся должен знать/понимать:
· о влиянии движения на организм
· понятия «гиподинамия», «гипокинезия», «двигательные навыки». «двигательные качества»
· об отрицательном влиянии гиподинамии на организм человека
· принципы при занятиях физической культурой
· советы и рекомендации начинающему спортсмену
В результате освоения раздела обучающийся должен уметь:
· проводить антропометрические измерения,
· спирометрию, динамометрию
· определения индекса Руфье
· определять уровень физического здоровья по системе Г.Л. Апанасенко
· определять оптимальную нагрузку по дыханию и пульсу
В результате освоения данного раздела обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Использовать функциональные возможности организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья
Для профилактики гиподинамии и гипокинезии, мигрени, не желательного травмирования связок, межпозвонковых дисков, суставов при различных способах физической нагрузки.
Определять оптимальный уровень выбранной нагрузки простейшим способом.
В результате освоения дисциплины способствовать развитию валеологической культуры студента через интегральное знание по диагностике, прогнозу и управлению здоровьем человека [1. c.12],
и воспитанию у обучающихся стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.[1. c.16]
Пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Валеология» способствует глубокому усвоению материала и изучению раздела «Движение и здоровье» на современном уровне.
Использование студентами данного пособия для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Валеология» позволит обеспечить выполнение домашнего задания на высоком уровне, а так же в качестве самоконтроля и контроля знаний и умений.
Такая работа будет способствовать развитию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Пособие предназначено для самостоятельной работы студента в индивидуальном темпе. Важными достоинствами Пособия для внеаудиторной самостоятельной работы являются полнота проверки знаний и умений студентов, объективность определения уровня достижения студентов.
Работа с Пособием для внеаудиторной самостоятельной работы помогает студентам в развитии общепрофессиональных компетенций и контролю результатов учебной деятельности по дисциплине.
Уважаемые студенты!
Предлагаем Вам обучающий модуль для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, которое поможет организовать познавательнуюдеятельность по разделу «Движение и здоровье» дисциплины ОП 16 «Валеология».
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
Занятие №1
1. Работа с учебными текстами и различными информационными источниками. Учебник: Э.Н. Вайнер. Валеология. 2013г. ; тема «Физическая культура и здоровье» стр. 104-107
· Используя учебник определить понятия гиподинамия и гипокинезия
Гиподинамия - __________________________________________
_______________________________________________________
Гипокинезия - ___________________________________________
_______________________________________________________
· В чем заключается отличие понятий гиподинамия и гипокинезия?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
2. Используя учебник определить понятия «Двигательные навыки», «Двигательные качества» (таблица1) Учебник: Э.Н. Вайнер. Валеология. 2013г. ; тема «Физическая культура и здоровье» стр. 110-116
Двигательные навыки- ______________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Двигательные качества- ______________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Заполни таблицу
Таблица 1
Двигательные качества | определение |
Сила | |
Быстрота | |
Выносливость | |
? | |
? |
3. Используя учебник выделить и заполнить таблицы 2,3,4:
Учебник: Э.Н. Вайнер. Валеология. 2013г.; тема «Физическая культура и здоровье» стр. 116-126, стр.131-134
Таблица 2 Основные состояния, возникающие при занятиях физической культурой.
состояние | характеристика |
Таблица 3 Принципы функциональной тренировки
принцип | пояснения |
Таблица 4 Врачебно-педагогический контроль в оздоровительной физкультуре
Вид контроля | |
Самостоятельная аудиторная работа в парах.
Вам необходимо в паре с другим студентом выполнить следующие исследования и зафиксировать результаты в поле «Мое решение», «Мой результат» .
Занятие №2
Результаты
балл | Словесное выражение | ||
Отлично | |||
0-5 | Хорошо | ||
6-10 |
| ||
11-15 | Слабо | ||
Неудовлетворительно |
ТАБЛИЦА ИНДЕКСА РУФЬЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
Оценка результата | ИНДЕКС РУФЬЕ | ||||
15-18 лет | 13-14 лет | 11-12 лет | 9-10 лет | 7-8 лет | |
Неудовлетворительно | 15 и более | 16,5 и более | 18 и более | 19,5 и более | 21 и более |
Слабо | 11-15 | 12,5-16,5 | 14-18 | 15,5-19,5 | 17-21 |
Удовлетворительно | 6-10 | 7,5-11,4 | 9-13 | 10,5-14,5 | 12-16 |
Хорошо | 0,5-5 | 2-6,5 | 3,5-8 | 5-9,5 | 6,5-11 |
Отлично | до 0,5 | до 1,5 | до 3 | до 4,5 | до 6 |
Занятие №3
Таблица 6 .Экспресс-оценка уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко
Показатели | Функциональные уровни | ||||||
низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | Физиол. показатели в покое | ||
Масса тела Рост тела, (г/см) М Ж Баллы | -2 | 451-500 401-450 -1 | 401-450 375-400 | 375-400 351-374 - | - | Рост- Вес- | |
ЖЕЛ Масса тела, (мл/кг) М Ж Баллы | 51-55 41-45 | 56-60 46-50 | 61-65 51-57 | - - - | |||
ЧСС´АДсист М Ж Баллы | -2 | 95-110 95-110 | 85-94 85-94 | 70-84 70-84 | ЧСС- АД- | ||
Время восст-я ЧСС после 20 приседаний за 30 сек (мин, с.) М Ж Баллы | -2 | 2-3 2-3 | 1.30-1.59 1.30-1.59 | 1.00-1.29 1.00-1.29 | Время восстанов-ления | ||
Динамометрия __кисти___ ´100(%) Масса тела М Ж Баллы | 61-65 41-50 | 66-70 51-55 | 71-80 56-60 | Сила кисти | |||
Общая оценка уровня здоровья (сумма баллов) | 5-9 | 10-13 | 14-15 | 17-21 | Сумма баллов- | ||
Рис.1
Занятие № 4
Тест с разговором и пением
Если во время физической нагрузки возможна диалоговая речь или пение , то интенсивность нагрузки умеренна.
Возраст
· Границы показателей минимального и максимального ЧСС определяют оптимальную нагрузку для Вашего организма.
Определи свои границы для оптимальной нагрузки: Min_________________________________________ Max_________________________________________ Оптимальная ЧСС от _________до __________уд.мин. |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся.
Занятие № 5
Таблица 7
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся.
Занятие № 6
Физкультура беременной
Предупреждения: |
Новорожденный (возраст до одного месяца)
Рекомендации: |
Грудной возраст (до одного года)
Рекомендации: |
Различают 2 вида старения
Занятие № 7
Вопросы для самоконтроля знаний
1. Роль двигательной активности в биологической эволюции
2. Понятия гиподинамия, гипокинезии.
3. Понятия физическая культура и спорт.
4. Понятия двигательные навыки.
5. Двигательные качества и условия их тренировки.
6. Основные состояния при занятиях физической культурой.
7. Докажите необходимость соблюдения основных принципов функциональной тренировки.
8. Какие вы знаете виды врачебно-педагогического контроля в оздоровительной физкультуре?
9. Тренировочные эффекты занятий физической культуры.
10. Дайте рекомендации для поддержания позвоночника в здоровом состоянии в повседневной деятельности человека.
11. Медицинских групп для занимающихся физической культурой и критерии разделения на эти группы.
12. Роль двигательной активности в становлении психофизических функций ребенка.
13. Физическая культура в режиме рабочего дня.
14. Изометрическая гимнастика и ее особенности.
15. Определение индекса Руфье.
16. Оценка уровня физического здоровья по системе Г.Л. Апанасенко (УФС).
17. Способы выбора оптимальной физической нагрузки .
18. Симптомы перетренированности.
Глоссарий
Активный отдых — способ проведения свободного времени, разновидность хобби, в процессе которого отдыхающий занимается активными видами деятельности, требующими активной физической работы организма, работы мышц, всего тела. Активный отдых чаще всего предполагает непрофессиональное занятие какими-нибудь видами спорта [И 2].
Анаэробное упражнение — в этом виде двигательной деятельности энергия вырабатывается за счет быстрого химического распада «топливных» веществ в мышцах без участия кислорода. Этот способ срабатывает мгновенно, но быстро истощает запасы готового «топлива» (0,5—1,5 мин), после чего запускается механизм аэробной выработки энергии [И 2].
Аэробное упражнение — любой вид физического упражнения относительно низкой интенсивности, где кислород используется как основной источник энергии для поддержания мышечной двигательной деятельности. Аэробный означает «с кислородом», подразумевая, что одного кислорода достаточно для адекватного удовлетворения потребности в энергии во время физического упражнения. Как правило, упражнения легкой или умеренной интенсивности, которые могут поддерживаться в основном аэробным метаболизмом, могут выполняться в течение длительного периода времени. Противоположностью аэробного упражнения является анаэробное упражнение. К числу аэробных упражнений относят ходьбу или походы, бег, бег на месте, плавание, коньки, подъем по ступенькам, греблю, катание на скейтборде, роликовых коньках, танцы, баскетбол, теннис [И 2].
Аэробными являются очень многие виды физических упражнений. Например, бег на дальние дистанции в среднем темпе — характерный пример аэробной нагрузки, а спринтерский бег на короткой дистанции — анаэробной [И 2].
Двигательная деятельность (активность) — совокупность двигательных актов. Двигательная деятельность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека, естественная биологическая потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребёнка [И 2].
Спорт- это целенаправленное использование специализированных физических упражнений для достижения высоких результатов их выполнения в условиях соперничества с другими людьми [С 1].
Суперкомпенсация— явление превышения исходного уровня в процессе восстановления после снижения, вызванного выполнением физической работы [И 2].
Тренировка спортивная — процесс систематического воздействия на организм спортсмена специально подобранных физических упражнений с целью повышения спортивной работоспособности и достижения высоких спортивных результатов. Правильно подобранная методика и рациональный режим тренировки способствуют укреплению здоровья, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию определенных физических и психических качеств, расширению функциональных возможностей организма [С 5].
Утомление– это совокупность изменений, происходящих в организме при выполнении упражнений и приводящих к снижению работоспособности [С 1].
Физическая культура – это часть общечеловеческой культуры, направленная на использование различных видов двигательной активности в целях поддержания и укрепления своего здоровья [С 1].
Физическая нагрузка - степень интенсивности и продолжительность мышечной работы; определяется величиной энергетических затрат организма, развиваемой мощности или произведенной работы [С 5].
Практикум №1
Индивидуальная самостоятельная аудиторная работа
Правильная осанка
Виды изменений осанки
Правильная осанка –это положение тела, при котором поддерживаются естественные изгибы позвоночника (рис. 3).
Рис.3
Известная мудрость: «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.»
Практикум №2
Самостоятельная аудиторная работа в группе.
Внимательно прочитайте предложенный материал.
Организуйте в своей группе (бригаде) профилактическую гимнастику на 5-10 минут используя полученные сведения.
Изометрическая гимнастика.
Рис.9
На рисунке 9 знакомое Вам положение тела и знакомые последствия такой осанки в положении сидя.
И часто мы слышим от врачей «Укрепляйте спину!»
И каждый из нас с готовностью соглашается с этим , но с чего начать , какие упражнения и когда использовать?
В этом практикумя предлагаем Вам ознакомиться с принципами изометрической гимнастикииз работ Игоря Борщенко (кандидат медицинских наук, врач- нейрохирург) [2,3].
Стабилизаторы поясницы.
Даже самая красивая башня без мощного фундамента или наружной поддержки окажется у ваших ног. Все мы помним, как несколько лет назад падала Останкинская телебашня, и лишь восстановление мощных стальных тросовстабилизаторов спасло ее от разрушения.
Позвоночник – это тоже башня, которая нуждается в поддержке. И если грудной отдел позвоночника укрепляется реберным каркасом, шея удерживает всего лишь голову, то вес всего тела, включая руки, передается на подвижный и поэтому уязвимый поясничный отдел позвоночника. Пирамида поясничных позвонков легко бы «разъехалась» в разные стороны, не будь у нее мощных стабилизаторов – а именно мышц спины, которые тянут позвоночник назад, и мышц брюшного пресса, тянущих позвоночник вперед. Равновесие этих сил, как на аптекарских весах, поддерживает позвоночник в устойчивом, вертикальном положении.
Очень важными для движения и поддержания позвоночника являются мышцы спины, которые бывают длинными и короткими. существуют мышцы, которые невозможно «достать» даже при самом глубоком массаже – это глубокие мышцы спины. Они представляют собой тонкие мышечные полоски, идущие от одного позвонка к соседнему, или перекидывающиеся через позвонок. Многие из них идут в косом направлении, поэтому участвуют во вращении позвоночника.
Как раз глубокие мышцы спины посылают сигналы в головной мозг о положении позвоночника в пространстве. Близость мышц к позвоночному столбу объясняет их частое спазмирование и боль при любых проблемах в позвоночнике. Эти мышцы располагаются глубоко, под толстым слоем поверхностной мускулатуры.
Чтобы воздействовать на них, требуется особый подход. В изометрической гимнастике существует целый ряд упражнений для расслабления глубоких мышц спины и позвоночника. Их выполнение создает волну микродвижений, которые передаются от позвонка к позвонку, расслабляя именно глубокие мышцы позвоночника.
Брюшной пресс – эти заветные для многих шесть кубиков являются вторым стабилизатором поясницы. Две прямых, две поперечных и четыре косых мышцы живота образуют комплекс брюшного пресса, способный быть не только помощником спины, но и обузой, если ваши социальные накопления представлены толстым слоем подкожного сала, которое «целлюлитом» уже никак не оправдаешь.
Не все понимают, почему мышцы брюшного пресса влияют на позвоночник, хотя непосредственно с ним не контактируют. Дело в том, что сокращение мышц живота приводит к повышению внутрибрюшного давления, что в свою очередь, по принципу цепной реакции выравнивает давление внутри межпозвонкового диска. Благодаря этому ядро диска занимает нейтральное положение и баланс сил восстанавливается. Между прочим, вы можете пользоваться таким простым приемом в обыденной жизни.
Совет: Поджимайте брюшной пресс! Если у вас вдруг заныла поясница, примите ровное положение и подожмите живот, слегка напрягая брюшной пресс. Вы сразу почувствуете уменьшение боли в спине, а то и вовсе ее исчезновение. |
Наибольшее сокращение мышцы брюшного пресса совершают, когда вы максимально сгибаетесь в пояснице. Однако это вызывает тяжелейший стресс для дисков, связок и суставов позвоночника.
В момент максимального сгибания в пояснице вы буквально разрываете диски, травмируете связки и суставы. Поэтому традиционные сгибания позвоночника, или кранчи, как их называют на английский манер, для укрепления брюшного пресса категорически запрещены, тем более для больного позвоночника.
Только упражнения в нейтральной позиции, без существенного сгибания в пояснице, должны использоваться для укрепления мышц брюшного пресса.
Практикум № 3
Совет: Поднимайте упавший предмет с пола, только полностью встав и выйдя из-за стола. Только так можно правильно поднять любой, даже самый легкий предмет с пола. Если вы поднимаете упавшую ручку, не вставая со стула, то вы интенсивно перегружаете межпозвонковые диски и суставы и рискуете получить поясничный «прострел». Кроме того, движения, совершаемые вами, когда вы выходите из-за стола и обратно садитесь, – дополнительная физическая нагрузка |
Упражнение для кисти
• Упражнение «Трясем кистью»
Исходное положение – руки подняты вверх Трясете расслабленными кистями в течение 20–40 секунд. Важно держать кисти поднятыми вверх, что усиливает венозный и лимфатический отток от кистей.
Упражнение для стопы
• Упражнение «Цыпочки»
Исходное положение – стоя лицом к стене. Ноги расставлены на ширине плеч. Придерживаясь за стену, встаете на носки обеих стоп. Удерживаете это изометрическое напряжение икроножных мышц в течение 10–30 секунд. После чего выполняете фазу изо- метрического растяжения: делаете одной ногой шаг назад, полностью выпрямляете колен- ный сустав и переносите весь вес тела на пятку этой стопы. В этот момент вы ощущаете интенсивное растяжение икроножной мышцы. Удерживать положение 10–20 секунд. Далее повторить растяжение противоположной ноги. Повторить в целом упражнение 2–4 раза
Упражнения в положении на спине, на животе или сидя на кровати помогут вам быстро привести в тонус мышечный корсет позвоночника, разработать суставы и связки и начать день с отличного состояния тела и духа. Мягкий мышечный тренинг без резких движений и тренажеров – вот что нужно для полного пробуждения вашего организма. Всего 10 минут изометрической гимнастики – и вы почувствуете бодрость и прилив сил.
Список литературы.
1. Э.Н. Вайнер. Валеология: учебник для вузов. 10-е изд. М.: ФЛИНТА: Наука,2013. – 448с.
2. Игорь Борщенко. Изометрическая гимнастика для занятых людей. М.: Астрель.2013 – 95 с.ил.
3. Игорь Борщенко. Изометрическая тонус – зарядка.Утренний тренинг для позвоночника и суставов. Получи заряд бодрости не вставая с постели. М.: Астрель: Метофора,2013.- 124с. ил.
4. З.И. Бодровой. Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию «Движение и здоровье». ГБОУ СПО «СОМК». Г. Екатеринбург, 2005г.
5. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг. 2. Первая медицинская помощь. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г.
Интернет ресурсы:
1. http://www.spinanorma.ru/
2. http://ru.wikipedia.org
3. http://здоровье.com.ua/sam-sebe-sanolog/urovni-zdorovya-po-apanasenko
4. http://journal.valeo.sfedu.ru/journal/200601.pdf
ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ И
ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
дисциплины ОП 16. ВАЛЕОЛОГИЯ
раздел «Движение и здоровье»
Для специальностей
Акушерское дело
Лабораторная диагностика
Стоматология ортопедическая
Сестринское дело
СПО базовой подготовки
Екатеринбург
Рассмотрен и одобрен на областном МО преподавателей общепрофессиональных дисциплин ГБОУ СПО «СОМК» Протокол № 2 от «02 » 04.2014г. Председатель МО __________ / Г.А. Никитина / Согласовано на заседании ЦМС Протокол № 3 от «24» 09. 2014г. |
|
Пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов включает задания, практические работы, перечень вопросов для дифференцированного зачета, перечень вопросов к экзамену дисциплины ОП16. ВАЛЕОЛОГИЯ. Предназначен в дополнение к методическим рекомендациям к семинарско-практическим занятиям раздела «Движение и здоровье» по Валеологии З.И. Бодровой. Данный материал предназначен для специальности 31.02.02 Акушерское дело, СПО базовой подготовки, очная форма обучения.
Составители:
З.И. Бодрова, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»;
Л.В. Гуливец, преподаватель валеологии первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»
Рецензенты:
Г.П. Сикорская, директор Уральского научно-образовательного центра УрО РАО, профессор
Г.А. Никитина, преподаватель биологии, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Занятие №1 | |
Занятие №2 | |
Занятие №3 | |
Занятие № 4 | |
Занятие № 5 | |
Занятие № 6 | |
Занятие № 7 | |
Вопросы для самоконтроля знаний | |
Глоссарий | |
Практикум №1 Правильная осанка | |
Практикум №2 Изометрическая гимнастика. | |
Практикум № 3 Изометрическая тонус – зарядка. | |
Упражнения для поясничного отдела позвоночника | |
Упражнения для грудного отдела позвоночника | |
Волновая гимнастика для глубоких мышц спины | |
Упражнение для тазобедренного сустава | |
Упражнения для коленного сустава | |
Упражнение для плечевого сустава | |
Упражнение для локтевого сустава | |
Упражнение для кисти | |
Упражнение для стопы | |
Список литературы. | |
Интернет ресурсы |
Введение
Пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Валеология » раздел «Движение и здоровье» предназначено для закрепления знаний и умений студентов по валеологии .
Цель дисциплины:
изучение закономерности формирования здоровья и разработка путей моделирования и достижения здорового образа жизни
Задачи дисциплины:
1. Изучение закономерностей формирования здоровья человека
2. Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов человека
3. Формирование установки на здоровый образ жизни
4. Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.
требования к результатам освоения раздела «Движение и здоровье» дисциплины «Валеология»
В результате освоения раздела обучающийся должен знать/понимать:
· о влиянии движения на организм
· понятия «гиподинамия», «гипокинезия», «двигательные навыки». «двигательные качества»
· об отрицательном влиянии гиподинамии на организм человека
· принципы при занятиях физической культурой
· советы и рекомендации начинающему спортсмену
В результате освоения раздела обучающийся должен уметь:
· проводить антропометрические измерения,
· спирометрию, динамометрию
· определения индекса Руфье
· определять уровень физического здоровья по системе Г.Л. Апанасенко
· определять оптимальную нагрузку по дыханию и пульсу
В результате освоения данного раздела обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Использовать функциональные возможности организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья
Для профилактики гиподинамии и гипокинезии, мигрени, не желательного травмирования связок, межпозвонковых дисков, суставов при различных способах физической нагрузки.
Определять оптимальный уровень выбранной нагрузки простейшим способом.
В результате освоения дисциплины способствовать развитию валеологической культуры студента через интегральное знание по диагностике, прогнозу и управлению здоровьем человека [1. c.12],
и воспитанию у обучающихся стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.[1. c.16]
Пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Валеология» способствует глубокому усвоению материала и изучению раздела «Движение и здоровье» на современном уровне.
Использование студентами данного пособия для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Валеология» позволит обеспечить выполнение домашнего задания на высоком уровне, а так же в качестве самоконтроля и контроля знаний и умений.
Такая работа будет способствовать развитию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Пособие предназначено для самостоятельной работы студента в индивидуальном темпе. Важными достоинствами Пособия для внеаудиторной самостоятельной работы являются полнота проверки знаний и умений студентов, объективность определения уровня достижения студентов.
Работа с Пособием для внеаудиторной самостоятельной работы помогает студентам в развитии общепрофессиональных компетенций и контролю результатов учебной деятельности по дисциплине.
Уважаемые студенты!
Предлагаем Вам обучающий модуль для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, которое поможет организовать познавательнуюдеятельность по разделу «Движение и здоровье» дисциплины ОП 16 «Валеология».
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
Занятие №1
1. Работа с учебными текстами и различными информационными источниками. Учебник: Э.Н. Вайнер. Валеология. 2013г. ; тема «Физическая культура и здоровье» стр. 104-107
· Используя учебник определить понятия гиподинамия и гипокинезия
Гиподинамия - __________________________________________
_______________________________________________________
Гипокинезия - ___________________________________________
_______________________________________________________
· В чем заключается отличие понятий гиподинамия и гипокинезия?
______________________________________