Топографическое ориентирование

Продолжая обучение топографии, во время похода и на привалах следует, задавая вопросы всей группе или давая задание отдельным участникам похода, проверить, как усвоили знания, полученные в предыдущих походах, например, по ориентированию.

Повторив способы определения сторон горизонта без компаса и с компасом, можно перейти к знакомству с азимутом.

Азимут - это угол между направлением на север и данными направлениями, угол отсчитывается всегда по часовой стрелке (рис. 8).

Знакомство с определением азимутов направлений хорошо проводить, находясь на возвышенном месте и имея стоящие перед собой несколько ориентиров - столбы, вышки, отдельно стоящие деревья, трубы заводов и т.д.

Топографическое ориентирование - student2.ru

Рис. 8. Определение азимута на предмет.

Следует объяснить, что определение азимутов направлений на отдельные предметы облегчает составление схем, карт, помогает при движении к этим предметам в условиях, когда самих предметов не видно и т.д.

Из многочисленных систем компасов в туристской практике нашел самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3» (рис. 8).

Преимущество этого компаса заключа­ется в исключительно быстрой готовности к работе и в про­стоте обслуживания. Компас «Спорт-3» снабжен лупой для чтения карт, шайбой-шагомером и с линейками разных масштабов, которые находятся на основной плите прибора.

Устройство аналогичного компаса «Спорт 4» показано на рис. 9.

При пользовании любым компасом следует помнить, что в свободно подвешенном состоянии магнитная стрелка своими концами будет направлена на се­вер и на юг. Но это приближенно. Стрелка располагается не по направлению истинного (географического) меридиана, а по направлению магнитного меридиана.

Топографическое ориентирование - student2.ru

Рис. 9. Жидкостной компас «Спорт-4»: 1 – скошенная плоскость для наклейки шагомерный таблиц; 2 – сдвоенная светящаяся метка для обозначения направлений на основной плате; 3 – лупа с увеличением в 3,5 раза; 4 ­– линейка для масштаба 1:15 000; 5 – линейка миллиметровая; 6 – линии для ориентирования компаса; 7 – отверстие для нанесения КП

на карту; 8 – сдвоенная светящаяся метка для отметки направления на север на дне корпуса; 9 – стрелка;

10 – круговая шкала 3600; 11 – направляющие линии на дне колбы компаса; 12 – корпус (колба) с демпфирующей (амортизирующей) жидкостью; 13 – плата; 14 – резиновые шайбы; 15 – ремешок.

Угол между истинным меридианом и магнитным называется склонением магнитной стрелки (магнитное склонение).

Учет магнитного склонения необходим для точного определения своего местонахождения. Местное склонение иног­да указывают на кар­те. Но его можно определить также по Полярной звезде или приближенно, без учета местных магнитных аномалий, по прилагаемой схеме (рис. 10).

Топографическое ориентирование - student2.ru

Рис. 10. Склонения магнитной стрелки и азимуты.

Если магнитное склонение восточное, то на картах оно под­писывается со знаком плюс (например, + 7°). Это означает, что истинный север находится влево от направления северного конца магнитной стрелки на величину в 7°. Следовательно, надо повер­нуть компас так, чтобы северный конец стрелки совпал с указанием на лимбе «7°». Тогда ось лимба север-юг пройдет через истин­ный географический меридиан, и компас окажется точно ориенти­рованным по отношению к сторонам горизонта. В случае западно­го магнитного склонения (знак минус «–») истинный север лежит вправо от северного конца стрелки также на величину градусов магнитного склонения.

Топографическое ориентирование - student2.ru При движении группы по азимуту необходимо тща­тельно выдерживать направление и чаще сверяться с компа­сом. Для более точного выхода на ориентир не следует на­значать очень большие расстояния между точками поворота (рис. 11). В случае обхода препятствия на противоположной его сторо­не следует заметить какой-либо ориентир и, обойдя, продол­жить движение по азимуту из этого ориентира.

Рис. 11. Схема маршрута для движения по азимутам (а);

обход препятствия при движении по азимуту (б).

Следует обратить особое внимание на умение пользоваться картой, научить читать карту. Лучше провести такое занятие в помещении до выхода в поход.

Ребятам следует подробно рассказать о топографических картах, познакомить их с условными знаками, обозначающими предметы, расположенные на местности.

Имея несколько ориентировочных учебных топографических карт, можно провести интересную игру – путешествие по карте. Карты раздаются по одной на 1-3 человека. Руководитель дает задание – составить наиболее интересный маршрут похода от заданной точки к другой. Выбирая маршрут, участники ПВД должны измерить его длину, учитывая масштаб карты, определить характер дороги, рельеф местности, выяснить, что можно увидеть, двигаясь по выбранному пути.



Наши рекомендации