Топографическое ориентирование
Продолжая обучение топографии, во время похода и на привалах следует, задавая вопросы всей группе или давая задание отдельным участникам похода, проверить, как усвоили знания, полученные в предыдущих походах, например, по ориентированию.
Повторив способы определения сторон горизонта без компаса и с компасом, можно перейти к знакомству с азимутом.
Азимут - это угол между направлением на север и данными направлениями, угол отсчитывается всегда по часовой стрелке (рис. 8).
Знакомство с определением азимутов направлений хорошо проводить, находясь на возвышенном месте и имея стоящие перед собой несколько ориентиров - столбы, вышки, отдельно стоящие деревья, трубы заводов и т.д.
Рис. 8. Определение азимута на предмет.
Следует объяснить, что определение азимутов направлений на отдельные предметы облегчает составление схем, карт, помогает при движении к этим предметам в условиях, когда самих предметов не видно и т.д.
Из многочисленных систем компасов в туристской практике нашел самое широкое применение жидкостный компас «Спорт-3» (рис. 8).
Преимущество этого компаса заключается в исключительно быстрой готовности к работе и в простоте обслуживания. Компас «Спорт-3» снабжен лупой для чтения карт, шайбой-шагомером и с линейками разных масштабов, которые находятся на основной плите прибора.
Устройство аналогичного компаса «Спорт 4» показано на рис. 9.
При пользовании любым компасом следует помнить, что в свободно подвешенном состоянии магнитная стрелка своими концами будет направлена на север и на юг. Но это приближенно. Стрелка располагается не по направлению истинного (географического) меридиана, а по направлению магнитного меридиана.
Рис. 9. Жидкостной компас «Спорт-4»: 1 – скошенная плоскость для наклейки шагомерный таблиц; 2 – сдвоенная светящаяся метка для обозначения направлений на основной плате; 3 – лупа с увеличением в 3,5 раза; 4 – линейка для масштаба 1:15 000; 5 – линейка миллиметровая; 6 – линии для ориентирования компаса; 7 – отверстие для нанесения КП
на карту; 8 – сдвоенная светящаяся метка для отметки направления на север на дне корпуса; 9 – стрелка;
10 – круговая шкала 3600; 11 – направляющие линии на дне колбы компаса; 12 – корпус (колба) с демпфирующей (амортизирующей) жидкостью; 13 – плата; 14 – резиновые шайбы; 15 – ремешок.
Угол между истинным меридианом и магнитным называется склонением магнитной стрелки (магнитное склонение).
Учет магнитного склонения необходим для точного определения своего местонахождения. Местное склонение иногда указывают на карте. Но его можно определить также по Полярной звезде или приближенно, без учета местных магнитных аномалий, по прилагаемой схеме (рис. 10).
Рис. 10. Склонения магнитной стрелки и азимуты.
Если магнитное склонение восточное, то на картах оно подписывается со знаком плюс (например, + 7°). Это означает, что истинный север находится влево от направления северного конца магнитной стрелки на величину в 7°. Следовательно, надо повернуть компас так, чтобы северный конец стрелки совпал с указанием на лимбе «7°». Тогда ось лимба север-юг пройдет через истинный географический меридиан, и компас окажется точно ориентированным по отношению к сторонам горизонта. В случае западного магнитного склонения (знак минус «–») истинный север лежит вправо от северного конца стрелки также на величину градусов магнитного склонения.
При движении группы по азимуту необходимо тщательно выдерживать направление и чаще сверяться с компасом. Для более точного выхода на ориентир не следует назначать очень большие расстояния между точками поворота (рис. 11). В случае обхода препятствия на противоположной его стороне следует заметить какой-либо ориентир и, обойдя, продолжить движение по азимуту из этого ориентира.
Рис. 11. Схема маршрута для движения по азимутам (а);
обход препятствия при движении по азимуту (б).
Следует обратить особое внимание на умение пользоваться картой, научить читать карту. Лучше провести такое занятие в помещении до выхода в поход.
Ребятам следует подробно рассказать о топографических картах, познакомить их с условными знаками, обозначающими предметы, расположенные на местности.
Имея несколько ориентировочных учебных топографических карт, можно провести интересную игру – путешествие по карте. Карты раздаются по одной на 1-3 человека. Руководитель дает задание – составить наиболее интересный маршрут похода от заданной точки к другой. Выбирая маршрут, участники ПВД должны измерить его длину, учитывая масштаб карты, определить характер дороги, рельеф местности, выяснить, что можно увидеть, двигаясь по выбранному пути.