Глава 7. агрессия, гиперактивность и делинквентность
Поведенческими нарушениями называются такие состояния, когда главная проблема заключается в том, что поведение ребенка неприемлемо с точки зрения социума. Формы такого поведения очень разнообразны, но всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые выражаются в драках, ссорах, агрессивности, демонстративным неповиновении, деструктивном поведении, лживости, постоянных прогулах школы, и, наконец, это может быть воровство, поджоги, вредительство. Все эти формы отнюдь не изолированы друг от друга, и если в раннем возрасте ребенок был агрессивным и задиристым, то, став старше, он с большой вероятностью станет хулиганом, а то и преступником. С точки зрения этиологии сопутствующих нарушений дети с подобными поведенческими нарушениями имеют очень много общих черт, но, как мы увидим дальше, эти нарушения нельзя отнести к однородной группе.
Первый, наиболее очевидный факт — это то, что синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Это особенно касается преступности среди несовершеннолетних, где число мальчиков превосходит число девочек в пропорции десять к одному (194). Но и других поведенческих нарушений среди мальчиков гораздо больше (166). В этих случаях преобладание мальчиков менее выражено, но соотношение все-таки сохраняется в пропорции три к одному.
Отдельные асоциальные поступки слишком часто совершаются детьми и поэтому не имеют большого значения. Среди несовершеннолетних, которые были осуждены за такие поступки, около половины никогда ранее не привлекались к уголовной ответственности. Большинство из этих ребят в общем нормальны и не имеют поведенческих нарушений в том смысле, в каком мы будем использовать этот термин в настоящей главе. И все-таки прогноз в случаях диагностированных нарушений поведения плохой, особенно в тех случаях, когда они возникают в раннем детстве.
В классическом лонгитюдном исследовании Ли Робинс (140) в течение 30 лет происходил наблюдение за детьми, состоявшими на учете в специальных детских клиниках в 20-х годах в США. Она обнаружила, что судьбы тех детей, которых направляли в клинику из-за диленквентного поведения сложились гораздо хуже, чем судьбы контрольной группы детей без подобных отклонений в поведении. Став взрослыми, они чаще подвергались арестам и заключениям, испытывали проблемы в супружеских отношениях, имели более низкий заработок, весьма ограниченные социальные контакты, менее интересные и престижные профессии, меньше знаков отличия за военную службу, гораздо чаще злоупотребляли алкоголем и, как следствие, имели плохое здоровье. Из шести детей с асоциальным поведением только у одного во взрослости не было никаких психических расстройств; у остальных же почти у всех были выявлены психопатии. Такие последствия в основном относились к тем детям, проявления делинквентного поведения у которых были устойчивыми и многоплановыми, и выходили за пределы семьи или круга знакомств ребенка. Дети, у которых в зрелом возрасте появились неприемлемые с социальной точки зрения отклонения, в детстве проявляли агрессивность к незнакомым людям, не признавали авторитетов, враждебно относились к любым формам организаций. С детьми, которые воровали только в пределах собственной семьи или всего лишь прогуливали школу, дело обстояло значительно лучше.
Конечно, нельзя думать, что данные исследования, проведенного в Соединенных Штатах Америки много лет назад, будут валидными и для детей из аналогичных клиник Англии в наши дни. Также не следует относить эти результаты к тем делинквентам, которые никогда не лечились в таких клиниках. И все-таки некоторые исследования (141) подтверждают общие выводы, сделанные Ли Робинс, и доказывают, что они применимы и к современным английским детям с нарушениями поведения. По-прежнему верно, что прогноз дальнейшего развития детей, у которых нарушения поведения проявляются только в кругу семьи гораздо лучше, чем возможная судьба тех детей, у кого нарушения поведения носят широкий асоциальный характер.
Существует множество факторов, играющих важную роль в этиологии антисоциального поведения. По темпераменту некоторые дети изначально отличаются от других большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью. Агрессивность, самоуверенность и недостаток внимания к чувствам окружающих тоже распространенные явления. Одни из последних исследований установили, что агрессивные дети (в основном это мальчики) в меньшей степени, чем остальные, реагируют на похвалу и поощрение (125, 126). Дети с хроническими расстройствами, как правило, растут в неблагополучных семьях, для которых характерны отчуждение друг от друга, постоянные ссоры и непоследовательная, малоэффективная либо чрезвычайно суровая (или слишком слабая) дисциплина. Как правило, это неполные семьи или семьи с приемными родителями (130, 152, 156). Часто в таких семьях есть другие дети, как правило, не один, а три-пять. Причины того, почему в таких случаях больше вероятность появления нарушений, пока недостаточно ясны. С уверенностью можно сказать лишь о том, что сюда относятся сложности воспитания сразу нескольких детей, устойчиво сниженный уровень грамотности среди таких детей и постоянные разногласия родителей. К тому же, как показано в целом ряде исследований, большие семьи чаще всего живут в плохих условиях, в тесных домах и сталкиваются с финансовыми затруднениями.
Одним из наиболее прочно связанных с нарушениями поведения факторов является серьезное отставание в процессе учебы (166). Около трети мальчиков с подобными отклонениями очень плохо читают (см. 8 главу). Их число составляет большую долю от общего числа детей с низким уровнем грамотности. Опять же причины недостаточно ясны, но здесь могут быть задействованы несколько механизмов. Во-первых, те же особенности характера, которые способствуют возникновению нарушений поведения, располагают и к возникновению проблем с чтением. Во-вторых, неблагоприятная обстановка в семье, способствующая возникновению нарушения поведения у ребенка, отрицательно влияет и на развитие навыков чтения. Например, большая семья способствует первому и ухудшает второе. В-третьих, создается впечатление, что сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояния разочарования и обиды, которые могут перерасти в протест, агрессию и диленквентное поведение.
Интеллект большинства детей с нарушениями поведения соответствует норме; но среди тех, у кого он несколько ниже среднего, больше вероятность агрессивного, асоциального поведения и преступных наклонностей. Аналогичная картина наблюдается и среди детей с черепно-мозговыми травмами. Другими словами, черепно-мозговая травма увеличивает риск возникновения поведенческого нарушения у ребенка, но это справедливо лишь для некоторых детей.
Несколько лет назад широко обсуждалось открытие, что особая хромосомная аномалия XYY связана с агрессивным поведением. Последующие исследования подтвердили некоторую связь между этой аномалией и агрессивным поведением, но признали ее достаточно слабой. Подавляющее большинство детей с нарушениями поведения не имеют никаких хромосомных аномалий, а большинство людей с лишней хромосомой не являются слишком агрессивными (120).
В предыдущих главах мы уже отмечали, что различные школы в разных местах значительно отличаются друг от друга по уровню детской преступности и поведенческих нарушений у детей. Создается впечатление, что это в какой-то степени зависит от царящей в школе атмосферы, от стиля преподавания или поддержания дисциплины, которые либо предрасполагают к совершению асоциальных поступков, либо препятствуют их возникновению. Но до сих пор не очень понятно, что представляют собой эти влияния и насколько сильно они воздействуют на детей.