Родительская делинквентность

Большинство ныне живущих или когда-либо живших взрослых в детстве испытывали на себе воздействие неадекватных родительских практик и установок – от скрытого отвержения, недооценки степени взрослости ребенка до чрезмерной привязанности, гиперопеки и гиперсоциализации. Отклонение от нормы воспитания, как в отрицательную, так и в положительную сторону может пагубно сказаться на формирующейся и социально неокрепшей личности ребенка.

Однако не все формы неадекватного родительства оказывают патологическое, т.е. необратимо разрушительное, воздействие на структуру личности. Многим удается приспособиться к неуместным воспитательным практикам и закалить свой характер, некоторые навсегда остаются в роли зависимого ребенка, тем не менее, не деформируя, а модифицируя свой личностный уклад. Наконец часть детей сбегает из дома в раннем возрасте либо отселяется от них в более зрелом, стараясь минимизировать негативное воздействие. В ряду патогенных форм неадекватного родительства специалисты выделяют особую группу воспитательных практик, объединенных общим названием делинквентное родительство, или родительская делинквентность. Она играет одну из главных ролей в этиологии пограничного личностного расстройства.

Родительская делинквентность у социологов обозначает уклонение родителей от своих обязанностей по воспитанию и социализации детей. Эта, назовем ее экстремально негативной, форма неадекватного родительства касается не только психологических, социально-психологических и социальных отношений, но и юридической стороны, поскольку связана с защитой прав ребенка и их нарушением.

Родители-делинквенты не следят за дисциплиной (и своей собственной в том числе), не призывают своих детей к дисциплине и не прививают им нравственные признаки. Делинквентные родители сами, как правило, становятся источником появления делинкветных подростков, стоящих на учете в милиции. В их число входят алкоголики, безработные, люди, имевшие или имеющие приводы в милицию, неоднократно нарушавшие закон.

Однако подобные родители обнаружены социологами не только на самом дне современного общества, но и в высших его эшелонах, в частности в верхнем слое среднего класса. Такого рода явление случается в тех ситуациях, когда родители в силу своих либеральных взглядов или характера профессии исповедуют попустительский стиль воспитания, практически никак не вмешиваясь в жизнь своих детей, предоставив им полную свободу и фактически отдав их на волю уличной стихии. Растущие отпрыски состоятельных родителей увлекаются половым промискуитетом, порнографией, алкоголем, наркотиками. Такую молодежь называют не просто развязной, но более точно – «отвязной», не соблюдающей никаких норм и приличий, принятых обществом.

Наконец, еще одним источником проблемы являются авторитарные родители, не позволяющие своим детям и шагу ступить без приказа. Жизнь для ребенка превращается в кромешный ад, из которого несколько выходов: деформация личности, самоубийство и бунт. Последний вариант чаще всего представляет собой уход в делинквентное поведение, желание получить свободу от всего и всех. Не умеющие ею распоряжаться в пределах разумного, быстро взрослеющие подростки стремятся попробовать в жизни всего, особенно вкусить запретного плода.

Уродливая форма авторитарного стиля воспитания – родительское насилиенад детьми, спасаясь от которого дети убегают из дома.

Насилие – это демонстрация силы для оказания влияния или уничтожения. Оно может быть изображено как несколько концентрических кругов с четким «ядром» в центре и размытых по краям. Ядром можно считать прямое физическое насилие, причиненное людям. Вслед за ним идут «психологическое насилие», ментицид, злонамеренные манипуляции. Оба вида – физическое и психологическое – относятся к прямому насилию. К ним примыкают косвенные формы насилия, в том числе ритуально оформленное социальное насилие, или «социальная испорченность», означающая уменьшение жизнеспособности или индивидуальной пригодности в силу традиций, обычаев, обрядов населения.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами:

- физическое;

- сексуальное (развращение);

- психическое (эмоциональное) насилие;

- пренебрежение основными нуждами ребенка (моральное).

Физическое насилие– преднамеренное нанесение повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии. Если у маленьких детей особенности психики и поведения ребенка, подвергшихся физическому насилию, проявляются в малоподвижности, боязни родителей или физического контакта со взрослыми, постоянной беспричинной настороженности, агрессивности, лживости, воровстве, жестокости по отношению к животным, склонности к поджогам, то у подростков (тинэйджеров) признаки насилия приобретают еще и социальную окраску: одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти домой после школы, побеги из дома, суицидальные попытки, делинквентное (криминальное или антиобщественное) поведение, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств.

Тема детской незащищенности, например в России, с каждым годом становится все острее. Миллионы юных беспризорников, тысячи наркоманов, алкоголиков, преступников, проституток. Ужасают факты насилия над детьми. Ежегодно родители избивают 2 млн. детей: 10% от побоев умирают, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. В год более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. За пять последних лет случаи убийства младенцев выросли в 1,7 раза. По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, жестокому обращению в семье подвергаются в основном дети 6-7 лет. 60-70% детей, постоянно избиваемых в неблагополучных семьях, отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида и характеру травм:

- множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие);

- задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей);

- признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Психическое (эмоциональное) насилие– периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

- оскорбление и унижение его достоинства;

- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

- предъявление к нему чрезмерных требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

- ложь и невыполнение взрослыми обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Как психологическое насилие предлагают квалифицировать и ту ситуацию, в которой оказывается ребенок в семье с аддитивным поведением, например в семье, где один или оба родителя - алкоголики или наркоманы. С этим мнением согласна Е.Т. Соколова: «Всякий раз, когда ребенок жертвует своими насущными потребностями, чувствами, мировоззрением, наконец, в угоду ожиданиям, страхам или воспитательным принципам родителя, будет иметь место психологическое насилие» (Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: Svr-Аргус, 1995.).

Психический статус ребенка при этом определяется моделью зависимости от компульсивного поведения родителей, формирующимися как следствие попыток ребенка обрести безопасность, сохранить собственную идентичность и самоуважение. Такая модель получила название «созависимость». Ребенок, пытаясь взять на себя решение семейных проблем, отрицает свои собственные потребности. В результате он становятся зависимым от потребностей, желаний, надежд и страхов семьи. Такие условия не позволяют ребенку чувствовать себя в безопасности, испытывать безусловную любовь, вести себя спонтанно. Для того чтобы удержать внимание взрослого на себе, ребенок прекращает выражать собственные потребности и становится созависимым. Результатом такой формы родительского отношения исследователи называют хрупкость и проницаемость границ Я, обесценивание чувств (и утрату способности их выражать) и нарушение способности к установлению эмоциональной близости.

Очень часто ситуация насилия воспринимается как катастрофа, событие, которое нельзя пережить. Страх, тревога, подавленность, растерянность, гнев, отвращение – спектр наиболее часто встречающихся переживаний непосредственно после насилия. Выраженность эмоциональных переживаний зачастую очень высокая, и события, как и его последствия, чрезмерно драматизируются ребенком. Современный психоанализ полагает, что садомазохизм коренится в опыте детского насилия. Ребенок усваивает образ отношений «насильник-жертва», который фиксируется на физиологическом уровне, превращается в базовую потребность, которую можно удовлетворить, только или переживая насилие, или насилуя.

Пренебрежение нуждами ребенка – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию.

Формы неудовлетворения основных потребностей ребенка:

- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;

- отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

- нанесение повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также совершения правонарушений.

Дефицит материнской любви отражается на поведении детей более негативно, чем ее переизбыток. Не находя теплоты отношений и своего места в ненормальных семьях, дети стремятся обрести «новую семью» в преступных группировках, в наркопритонах и среди сексуально распущенных людей. Угрожающее число подростков, не имеющих пристанища, не выдерживают напряжения и кончают жизнь самоубийством. Во дворе и подворотне, на вокзале и чердаках дети взрослеют сексуально раньше. Результат этого – рост числа заболеваний, передающихся половым путем. Травмированные венерическими болезнями и неустойчивостью взаимоотношений, молодые люди теряют всякую надежду когда-либо найти надежного партнера для брака. Наблюдая, как родители, учителя, политические деятели, популярные артисты играючи меняют партнеров, молодежь разочаровывается в возможности продолжительного брака.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным. Он может быть следствием болезни, бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий и социальных потрясений. Заброшенными могут оказаться дети, проживающие не только в семье, но и находящиеся на государственном попечении.

Среди особенностей психического состояния и поведения ребенка, позволяющих заподозрить пренебрежительное отношение к ребенку, специалисты выделяют: постоянный голод или жажду; кражу пищи; стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатию; пассивность или, напротив, агрессивность и импульсивность; делинквентное (антиобщественное) поведение вплоть до вандализма; неумение общаться с людьми, дружить; неразборчивое дружелюбие; регрессивное поведение; трудности в обучении, низкую успеваемость, недостаток знаний, низкую самооценку.

В 1960-е гг. на Западе получила признание и стала объектом научного изучения другая общественная проблема – детский сексуальный абьюз, т.е. использования родителями ребенка в качестве сексуального объекта. Абьюз, в том числе инцест, имеет место не только в социально неблагополучных семьях. З.Фрейд обнаружил его в состоятельных венских семьях конца XIX в. Совращение несовершеннолетних, сексуальные домогательства, по всей видимости, существовали всегда. У детей, страдающих от инцеста, неизбежно разрушение семейной любви и доверия, в травмоопасных семьях родитель-насильник часто запугивает ребенка (угрозы убить или покалечить), скрывая от правосудия свое преступление.

В случае абьюза жертва сталкивается, прежде всего, с неизбежностью повторения травматической ситуации, и возникает необходимость выработки защитной адаптивной стратегии, в буквальном смысле «стратегии выживания». Такой защитой для личности становится диссоциация. Так как тело подвергается насилию и жертва не в состоянии предотвратить это, единство личности сохраняется путем отщепления «Я» от собственного тела. Результатом становятся переживания «оцепенения», «омертвения», дереализация (ощущение нереальности происходящего) и частичная амнезия. Подавляющее большинство пострадавших от сексуального насилия в детстве всегда имеют осознанные воспоминания о травмирующем событии.

Имеются также данные о том, что «группой риска» выступают культурные практики усыновления и взятия детей на воспитание. По данным исследования, к моменту достижения школьного возраста, который в Европе равняется 6 годам, трое из четырех таких детей приобретают травматический сексуальный опыт.

Родительская делинквентность порождает многообразную картину патологий (пограничное личностное расстройство, множественное личностное расстройство, созависимость, депрессия), причиной которых служит та или иная форма насилия, пережитого в детстве.

Каким бы не был источник, делинквентные родители не исполняют перед обществом своих прямых обязанностей и функций: отец обязан научить ребенка вести себя правильно в запутанной системе социальных взаимоотношений, а мать – привить обходительность, вежливость и уступчивость в межличностных взаимоотношениях. Оба они, если это не делинквентные родители, обязаны научить ребенка сохранять свое достоинство, не ущемляя прав других людей, не вмешиваясь в их личную жизнь и ни в коем случае не навязывая им собственной, нередко вызывающей или неприличной, модели поведения.

Патернальная депривация

Огромное значение для правильной социализации в детстве имеет наличие или отсутствие семьи. То и другое в равной мере представляет проблему для общества. У ребенка могут быть оба родителя, но они его не любят, или отец – законченный алкоголик. В такой семье, хотя она считается полной, трудно воспитать полноценную личность. Не проще обстоит дело с неполными семьями. Они образуются в результате развода родителей или смерти одного из них.

Патернальная депривация – отсутствие в семье одного из родителей. Воспитание детей только матерью при отсутствии биологического или социального отца иногда называют мужской депривацией, а в просторечии – безотцовщиной.

Большинством ученых воспитание одним родителем (гипоопека) считается дефектным типом социализации. Семья часто выбывает из числа агентов социализации, так как воспитание таких детей происходит не дома, а на улице. Поскольку у них отсутствуют собственные критерии оценки социальной значимости событий и поступков, дети монородителей становятся легкой добычей девиантной среды, объектом преступных манипуляций и махинаций. Гипоопека не обеспечивает полного цикла социализации, поскольку в ней недопредставлены домашние условия воспитания и перепредставлены уличные. В результате формируется дефектный тип личности. Последние включают в себя: реакции эмансипации (стремление к ранней самостоятельности, что проявляются в мелком хулиганстве, избиении младших), реакции группирования со сверстниками, реакции, связанные с проявлением сексуального чувства. Как оказалось, однобокое воспитание одной только матерью грозит такими прорывами в воспитании, которые невозможно потом восполнить.

У детей, выросших без отца, невысокий уровень притязаний и мотивации достижения, зато повышенная возбудимость и выше вредной нормы уровень тревожности. Мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребенок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.

Отсутствие родителя ограничивает возможности ребенка для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. Вот почему к такой ситуации – ситуации родительской недостаточности – применим термин « патернальная депривация». Он не совсем точен, поскольку латинский корень pater указывает только на родителя мужского пола. Тем не менее, термин утвердился в отношении отсутствия обоих родителей, хотя на практике чаще всего отсутствует, прежде всего, отец.

Если нет ни вспомогательного, ни уравновешивающего влияния отца, то естественно, что значение личности матери гипертрофируется по сравнению с обычными условиями. Другое следствие – повышенная стрессоопасность матери-одиночки, превращение ее в неуравновешенную личность, скопление неблагоприятных факторов воспитания ребенка.

Как показывают социологические исследования, функции отца в современной семье расширились, он значительно больше, чем раньше, принимает участие в уходе за грудными детьми и их воспитании. В семье между супругами возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Вот почему отсутствие отца проявляется гораздо заметнее, чем в прошлом, когда вся работа с ребенком и около ребенка представляла исключительно «женское дело».

Ребенок, растущий без отца, лишен мужского воспитательного примера, который особенно важен для мальчиков старшего возраста. Девочкам отец демонстрирует модель будущего партнера. Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, источником которых в благополучных семьях служит мужчина.

Еще более важным может явиться отсутствие уверенности в своем социальном будущем, надежды на которое часто дает профессия отца. Она выступает не только источником средств существования, но и фактором символической поддержки. Именно отец открывает детям мир научных знаний, служит источником сведений о мире, труде, технике, способствуя как их ориентировке на будущую профессию, так и созданию социально полезных целей и идеалов.

Влияние матери, как правило, ограничивается кругом семьи, поскольку ее функция – развивать эмоциональную сферу ребенка, формировать его гуманистические качества. По словам М.О. Шварца, мать нас приводит к человеку, а отец – к людям.

Таково исторически сложившееся разделение труда в семье. Когда оно по тем или иным причинам нарушается и изменяется структура семьи, одному из родителей приходится выполнять все функции, даже неспецифические для его пола. Обычно именно матери в одиночку приходится нести и экономические, и воспитательные заботы. Как следствие – сверхзанятость и сверхнагрузки женщины, повышенная стрессоопасность. У нее не остается времени на ребенка, в результате ослабевает интерес к нему.

Ребенок, предоставленный самому себе, превращается в педагогически запущенного, т.е. депривированного, лишенного родительской заботы. Побег из дома и бродяжничество – закономерное следствие патернальной депривации.

Если место отца занимает отчим, дядя или дедушка, то депривационные факторы приглушаются либо подавляются, тем не менее, сохраняется почва для появления невротических расстройств.

В наиболее неблагоприятной ситуации оказываются мальчики, в семье которых из-за ослабления роли отца произошла перестановка семейных ролей, когда бабушка заменяет мать, а мать – отца. Драматическая ситуация наблюдается в распавшейся семье. Если на девочек уход отца оказывает максимальное травмирующее воздействие в младшем дошкольном возрасте, то для мальчиков разлука с отцом негативно влияет в старшем дошкольном возрасте, когда отсутствуют возможность для идентификации с его мужской ролью. У девочек повышается вероятность эмоциональных расстройств истерического толка, а у мальчиков – неуверенности в себе и страхов в результате чрезмерной опеки и тревожности со стороны взрослых, заменяющих отца, равно как и проблем в общении со сверстниками того же пола.

В других случаях у мальчиков из неполной семьи нарастают протестные формы поведения. Они болезненно пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя тем самым недостаток общения с отцом. Они стремятся лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успехов. В результате возникает агрессивная реакция на несоответствие своим ожиданиям. Такие мальчики нередко попадают под влияние старших ребят, ведущих себя, по их мнению, как «настоящие мужчины».

Таким образом, недостаточное отцовское влияние, компенсируемое избыточным женским, создает ассиметрию социализации, которая ведет или уже привела к патернальной депривации. Самое страшное, что, однажды возникнув, она часто передается из поколения в поколение. Статистика свидетельствует, что у разведенных женщин дочери на определенном этапе жизненного цикла также разводятся со своими мужьями. Женское одиночество воспроизводит себя как устойчивая социальная матрица. А это означает, что и патернальная депривация переходит из поколения в поколение.

Замещая отца, женщина автоматически формирует в себе мускулинные черты, в первую очередь авторитарный стиль обращения. В большинстве семей с устойчивой традицией материнского одиночества бабушки являют собой волевое, властное начало, которое подавляет самостоятельность у отпрысков не только мужского, но и женского пола. Повзрослевшие внуки воспроизводят бабушкин стиль социализации, но с неожиданным ракурсом: мальчики проявляют безволие, а девушки вырастают в деспотические натуры, от которых часто сбегают мужья. Недостаточный опыт общения с отцом, воплощающим сильное мужское начало, ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что неблагоприятно сказывается в дальнейшем на воспитании его собственных детей.

Авторитарность – оборотная сторона подчеркнутой формальности, сдерживания своих чувств и эмоций, которые неизбежно присутствуют в мускулинном типе воспитания, характеризуют отца, естественны для мужского пола и даже намеренно взращиваются представителями сильного пола. Когда в семье нет отца, его функции, а вместе с ними и большинство черт неизбежно приходится перенимать женщинам. Но для женщины формализм и строгость – черты, органически чуждые, а потому они: а) выполняются кое-как, т.е. превращаются в псевдомускулинность; б) вытесняют собственные феминные черты, неформальность и мягкость, которые существенно искажаются либо вовсе вытесняются. Одинокие матери, будучи чрезмерно занятыми и принципиальными, не могут дать своим детям душевного тепла, относятся к ним излишне формально и нередко так, как если бы они были строгими, не признающими никаких слабостей отцами.

Оборотная сторона авторитарности бабушки, если она проявляется в воспитании дочери, а та воспроизводит ее в отношении к ее внучке, - это недостаточно теплый эмоциональный контакт; навязывание мнений и диктат решений; однозначность суждений и их категоричность; повышенная требовательность; нетерпимость к чужому мнению и предвзятость оценок; недоверие к способности дочери быть самостоятельной и уметь постоять за себя, чрезмерные опека и контроль. Помимо указанных черт характера, такие бабушки обладают высокой тревожностью, склонностью к беспокойству, которая провоцирует развитие страхов у дочери. Дочь же, став матерью, переносит их на своих детей.

В результате отношения в прародительской семье, однажды испытав ассиметричное смещение, воспроизводятся в последующих поколениях. В подобной ситуации нельзя говорить о полноценном эмоциональном формировании личности будущей матери.

Одностороннее женское влияние составляет социально-психологическую структуру такой псевдосемьи, искажающей нормальный ход эмоционального развития мальчиков и способствующей возникновению у них истерического невроза. Последний является симптомом произошедшей инверсии семейных ролей. Перестановка ролей наблюдается как в полных, так и в неполных семьях, если здесь произошла подмена ролей – мать выполняет функции отца. Даже если она не кормилец семьи, то практикует авторитарные методы воспитания: при этом отношение матери к ребенку отличается большей строгостью, принципиальностью, более частыми принуждениями и физическими наказаниями, чем отношение отца. Если же отец пытается конкурировать с матерью, утверждая свою позицию, и тем более доминировать в семейных отношениях, то конфликт становится неизбежным.

+

Заключение

Работая над рефератом, я использовала большое количество источников: и учебники, и Интернет, и социальные исследования. А в заключение мне хотелось бы добавить несколько слов от себя.

Тема моего реферата «Семья и родители как агенты социализации». Я не напрасно выбрала эту тему, не только потому, что она мне интересна, но и потому, что проблема «отцов и детей» стара как мир. Я абсолютно уверена, что именно семья и родители наши первые важнейшие социализаторы. Именно от них зависит наша дальнейшая жизнь.

Мне представляется гончар перед гончарным кругом. В его руках кусок глины мягкой, податливой, необработанной. И мастер может сделать из нее все, что захочет, если, конечно же, приложит к этому усилие, внимание и терпение. Может получиться красивая ваза причудливой формы, которая будет стоять в каком-нибудь музее и привлекать внимание окружающих. Может получиться горшок, который хозяйка будет ставить в печь. Может получиться кувшин, который мастер равнодушно поставит на полку, и он будет пылиться там до конца своих дней, пока кто-нибудь случайно не разобьет его. А ведь может и вообще ничего не получиться. Так и в жизни.

Ребенок рождается чистым, податливым и необработанным. И почти большую часть жизни мы, родители, лепим из него человека. К сожалению, лепим, кто как может. У кого-то получается, а у кого-то нет. Как результат, тысячи брошенных детишек, трудных подростков, беспризорников. Тысячи сломанных судеб и жизней.

А ведь у каждого ребенка должна быть семья и родители. И мы с первых дней обязаны дать ему понять, что именно семья – это единственное место, где всегда ждут, любят и всегда примут, тебя таким, какой ты есть. А нам, родителям, надо иногда немного забывать про себя и побольше времени проводить с детьми.

А закончить я бы хотела заповедями для родителей из домашней энциклопедии Екатерины II:

1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помни – ему стать не тобой, а собой.

2.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому, тот – третьему – это необратимый закон благодарности.

3.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

4.Не относись к его проблемам свысока. Тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее чем тебе твоя. А может, и больше, потому что у него еще нет привычки.

5.Не мучь себя, если не сможешь что-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь и не делаешь.

6. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

7.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

8.Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Список использованной литературы

1.Кравченко А.И. Социальная работа (учебник). «Проспект», 2008.

2.« Теория и практика социальной работы» Москва – Тула, 1993.

3.Основы социальной работы: учебник (под ред. П.Д. Павленка).

Инфра-М, 2000.

4.Социальная работа: теория и организация (под ред.

П.П.Украинец). ТетраСистемс, 2007.

5.Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. 1996.

6.Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей //

Социологические исследования. 1995.

7.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.

Просвещение, 1986.

8.Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования:

прикладной аспект. Юристь, 1997.

9.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.,

2000.

Наши рекомендации