Внутрисемейные модели общения и доминирования
Хотя некоторые формы семейной терапии в основном направлены на изменение характера внутрисемейного доминирования, почти нет данных, касающихся того, что особенности родительского доминирования задействованы в формировании психических нарушений у детей (76). Массовые исследования дают самые разнообразные сведения, однако большинство из них показало, что чаще всего встречается сбалансированное влияние обоих супругов на жизнь семьи, когда одни решения самостоятельно принимаются мужьями, другие — женами, а какие-то принимаются и теми, и другими совместно (33). Семьи, в которых доминирует один из супругов, встречаются реже, и в этих случаях таким супругом несколько чаще оказывается муж, а не жена. По результатам исследований, по крайней мере за несколько последних лет, семьи, в которых доминирует жена, как правило, характеризуются наиболее неблагополучными супружескими отношениями.
Данные о разделении сфер влияния супругов в семьях, в которых есть дети с психическими отклонениями, также довольно разнообразны. Они не позволяют выделить какую-то четкую тенденцию, хотя представляется, что ситуации доминирования одного из супругов в этой группе встречаются чаще. В соответствии с существующими фактами разобщенность, напряжение или гиперопека, возникающие вследствие неудовлетворенности одного из супругов характером доминирования в семье, по-видимому, более опасны, нежели сам тип доминирования, и чреваты появлением психических нарушений у детей. Психологические проблемы могут также возникнуть и в случаях, когда тот или иной тип внутрисемейного доминирования приводит к осложнению общения между членами семьи.
Психологический интерес к проблеме внутрисемейного общения проявился относительно недавно, но успел сыграть решающую роль в становлении такого метода лечения, как общая семейная терапия (форма лечения, при которой с психотерапевтом встречается вся семья для совместного обсуждения семейных проблем). Этот аспект семейной жизни плохо поддается изучению, поскольку требует прямого наблюдения. Неудивительно, что сообщения людей о процессе общения не бывают надежными. В исследованиях, как правило, применялся метод, в соответствии с которым семью просили сообща обсудить какую-нибудь предложенную проблему и прийти к некоему взаимоприемлемому решению. Исследований подобного рода не слишком много, и поэтому наши сведения по этому вопросу носят сугубо черновой характер. Тем не менее имеющиеся данные показывают, что совместные обсуждения проблем в семьях с невротичными или делинквентными детьми проходят в более острой атмосфере по сравнению с ситуацией, свойственной для семей с нормальными детьми (76). Но еще более характерным является то обстоятельство, что в семьях с проблемными детьми реже удается достичь совместного согласованного решения. Сложно указать на что-то определенное в последствиях или коммуникативных моделях, но то, что является особенно очевидным, так это степень эффективности общения. В семьях с трудными детьми, согласно очень немногочисленным данным, общение бывает менее эффективным как по причине имеющих место неплодотворных споров, так и по причине того, что оно не направлено на достижение цели — совместного согласованного решения (54, 116). Конечно, исследованию подвергались несколько искусственные ситуации, однако заключения на их основе позволили предположить, что неадекватное общение в смоделированных подобным образом обстоятельствах можно воспринимать как полноценный пример нарушенного общения в семье, которое острее всего проявляется при осуществлении попыток разрешения внутрисемейных конфликтов. Это и объясняет необходимость общей семейной психотерапии — метода, предназначенного для гармонизации внутрисемейного общения.
В качестве примера общей семейной психотерапии, которая строилась вокруг обсуждавшихся выше вопросов, приведем следующий случай. Норман — мальчик подросткового возраста — был направлен на консультацию в связи с жалобами родителей на его равнодушное отношение к учебе, прогулы школьных занятий и недавний провал на экзаменах. Раньше Норман часто ссорился с отцом главным образом по поводу выполнения домашних заданий, однако разногласия в этих ссорах были такими, что бросили тень на все отношения между отцом и сыном. Норман ревновал к своей младшей сестренке, которая училась лучше него, а отца злила близость Нормана с матерью. У мальчика существовали определенные проблемы, связанные с общением, поскольку он проявлял в этом отношении такую непомерную активность, что вызывал у окружающих неприятие. Когда Норман был совсем маленьким, было несколько периодов продолжительностью в три-четыре месяца, когда в связи с характером своей работы отец жил отдельно от семьи. Кроме этого, Норману довелось провести пять не очень радостных месяцев с бабушкой (по отцовской линии). Ему тогда было три года.
Отец Нормана был самоучкой, а мать окончила университет в Италии. Дед по матери жил вместе с этой семьей. Незадолго до обращения семьи в консультацию из-за него возник внутрисемейный конфликт, поскольку тот распространил по городу слухи об ухудшении отношений между дочерью и мужем. С течением времени недовольство и озлобленность Нормана нарастали, и он все чаще сомневался в любви отца. Родители мальчика были вполне уравновешенными людьми, их супружеские отношения были вполне нормальными, однако между ними все чаще стали возникать разногласия из-за сына и из-за отцовской манеры обращения с ним, которые принимали все более серьезный характер. Норман постоянно провоцировал отца на скандалы, а отец перестал замечать успехи Нормана.
Все члены данной семьи были расстроены существующими проблемами и хотели улучшить положение. Несмотря на свое желание, они следовали сложившемуся стереотипу, в рамках которого помногу спорили и обменивались взаимными упреками, в то время как реального общения не происходило. Каждый из них с трудом принимал точку зрения другого, и, несмотря на множество положительных эмоций, они стремились спровоцировать друг друга на неправильное поведение. Эта ситуация была оговорена с каждым членом семьи, и было решено, что они будут работать с психотерапевтом всей семьей. Такая работа происходила на протяжении примерно шести последующих месяцев, на встречах совместно обсуждались вопросы, которые вызывали разногласия в семье. Обнаружилось, что хотя раздражение порой выплескивалось на Нормана, реальное, но прежде не выявлявшееся раздражение членов семьи было направлено на деда, который выполнял разрушительную роль. Данная форма психотерапии позволила открыто обсудить это чувство. Также обсуждались причины возникновения плохих отношений между Норманом и отцом. С течением времени обсуждения принимали все более откровенный характер, но они также становились и более спокойными. Ежедневные стычки из-за домашних заданий почти утихли. Отец теперь чаще хвалил Нормана, а мальчик работал более упорно. После гармонизации внутрисемейного общения семья смогла преодолеть большую часть других проблем без участия дополнительной психотерапии. Проблемы не исчезли совсем, и Норман по-прежнему оставался несколько проблемным подростком, однако семье удалось найти более эффективные и приемлемые для всех способы преодоления проблем, традиционные для большинства семей.