История создания методики мышечной релаксации

Приемы того, как можно повлиять на психофизиологическое состоя­ние человека с помощью тех или иных воздействий на мышечный! аппарат, известны достаточно давно. К ним относят специальные физические действия (зарядка, разминка, собственно тренировка), массаж и самомассаж, потягивания после просыпания и зевоту перед/ сном. Когда эмоционально возбужденный человек судорожно сжимает и разжимает руки, трет лоб или заднюю поверхность шеи, барабанит пальцами по крышке стола, «играет желваками» или бессмысленно пе­редвигается, «не находя себе места» от волнения, это подсознательно осуществляемая саморегуляция своего состояния через воздействие на те или иные группы мышц. Известны и иные пути достижения той; же саморегуляторной цели: управление дыханием (частота, глубина, структура), вниманием (отключение, переключение, рассредоточе­ние) и т. д. Такие приемы весьма эффективны, и при желании ими достаточно легко овладеть. Однако их влияние на психофизиологиче­ское состояние человека имеетт локальный, ограниченный по интенсивности и длительности последействия характер.

Отчасти поэтому в начале XX в. были разработаны две ком­плексные методики саморегуляции психофизиологического состоя­ния: методика прогрессирующей релаксации Э. Джейкобсона, а также аутогенная тренировка (AT) Й. Г Шультца. В Европе преимущест­венное признание получил второй способ. В отличие от сугубо фи­зиологичной «прогрессирующей релаксации» методика Й. Шультца в большей степени воплотила постулат европейского мышления о единст­ве физического и психологического начал в человеке. Он реализуется через сочетание физических и психологических приемов самовоздей­ствия, через дополняемость высшей ступени AT ориентированной на духовное совершенствование пациента, низшей ступенью, сфокуси­рованной на телесном восстановлении. С учетом этой и ряда других причин рассмотрению методики Й. Шультца будет уделено особое внимание.

Немецкий врач Йоган Генрих Шультц прошел достаточно сложный путь от врача-дерматолога до психотерапевта. В качестве последнего он лечил различные невротические расстройства с помощью гипно­за, был хорошо знаком с учением и практикой йоги. Работал Шультц в тот период, когда некогда сильная увлеченность врачей лечебными возможностями гипноза существенно пошла на убыль, сменяясь раз­очарованием. В конце XIX в. казалось, что гипнозу подвластно прак­тически любое заболевание. Однако постепенно обнаружилось, что гипнотерапии поддаются расстройства невротического круга. Подоб­ное ограничение в применении метода вполне естественно. Главная же проблема оказалась совершенно другой.

По мере накопления практического опыта гипнотерапии Й. Шультц, как и многие другие врачи того времени, осознал главное противоре­чие этого вида лечения: будучи высокоэффективным в стенах лечеб­ного учреждения, гипноз ничего не дает пациентам для самостоя­тельной борьбы человека за свое здоровье. На гипнотическом сеансе пассивно воспринимающий пациент «получает» выздоровление из рук активно действующего врача. Для методики проведения гипноза того времени было характерно четкое, если не сказать жесткое, рас­пределение ролей и ожиданий между врачом и пациентом.

Оба участника процедуры такой терапии исходили из следующе­го представления о сущности гипноза: всесильный, всезнающий, не­сколько таинственный, уверенный в себе и своих лечебных возмож­ностях врач воздействует на слабого, растерянного, запутавшегося в своих проблемах и потому готового подчиняться чужой воле пациен­та. Тем самым это невольно настраивало пациентов на пассивное от­ношение к своим проблемам, на необходимость и неизбежность пе­реложить усилия по их разрешению на плечи гипнолога. Вопрос, который поставил перед собой Й. Шультц, можно кратко сформули­ровать следующим образом: как, сохранив лечебные возможности гипноза, сделать его доступным для самостоятельного использова­ния пациентами? Или, точнее, как совместить в одном лице пациен­та и гипнотерапевта?

Для создания методики AT решающую роль имели два наблюде­ния, сделанных Й. Шультцем при изучении дневников, которые вели его пациенты и испытуемые. По его просьбе они подробно описы­вали все свои ощущения и переживания на разных этапах каждого сеанса гипнотизации. При сопоставлении записей проявились два аспекта:

1. На сеансе гипноза у большинства пациентов последовательно пои являются примерно одни и те же телесные ощущения. Сначала ведущим по степени субъективной выраженности становится! ощущение тяжести (вялость, нежелание двигаться, оцепенение)! наиболее сильно переживаемое в конечностях. Несколько позд-1 нее появляется ощущение приятного глубинного тепла (покалывание, легкое жжение) во всем теле.

2. Те пациенты Й. Шультца, которые не просто пассивно слушали] фразы во время гипноза, но и по каким-то причинам повторяли! их мысленно, про себя, быстрее впадали в гипнотический сон. Бо-j лее того, через несколько сеансов они оказывались способными] вызывать у себя аналогичное гипнотическому дремотное состояние! самостоятельно, произнося про себя некоторые ключевые фразыл наиболее запомнившиеся им в сеансах гипноза.

Благодаря этим наблюдениям Й. Шультцу стало очевидно сле­дующее. Во-первых, разучивание и мысленное проговаривание пациентом про себя специально подобранных фраз (словесных фор­мул) может служить эффективным инструментом самовоздействия. А во-вторых, сам факт появления и последующие изменения интен-1 сивности ощущений тяжести и тепла (в дальнейшем они будут об­означаться как «релаксационные ощущения») позволяет пациенту контролировать правильность и эффективность процедуры «гипно­тического» самовоздействия.

В более поздних исследованиях было установлено, что ощущение тяжести возникает у человека при глубоком и полном расслаблении двигательных мышц. Ощущение тепла — результат снижения тонусатак называемых гладких мышц, регулирующих пропускную способ-ность кровеносных сосудов. Они расширяются, через них увеличи­вается кровоток, и соответственно повышается температура перифе- ; рии тела (примерно до 37 градусов). Таким образом, методика AT опирается прежде всего на генерализованное и глубокое мышечное расслабление (релаксацию). Расслабление мышц, по Й. Шультцу, — и цель всех отдельных упражнений, и инструмент влияния на все т| прочие аспекты психофизиологического состояния.

Если коснуться непосредственных задач, стоящих перед пациентом во всех упражнениях AT, речь должна идти о том, чтобы вызвать релаксационные ощущения в тех или иных участках тела. Поэтому чтобы заблаговременно предупредить возможные методологические ошибки, следует специально подчеркнуть: целью обучаемого в ауто­генной тренировке является не «манипулирование» субъективными ощущениями, а реальное и целенаправленное изменение физиологи­ческих процессов, о завершении которых обучаемый узнает по появ­лению у него соответствующих релаксационных ощущений.

На первый взгляд последнее утверждение кажется парадоксаль­ным: каким образом целенаправленно изменить что-либо в физиоло­гических процессах, в работе своего организма, если отсутствует от­четливое представление о том, как это делается? На самом же деле незнание (неосознаваемость) психофизиологических механизмов управления той или иной телесной функцией не означает принципи­альной невозможности такого управления. Мы же не знаем того, ка­кими нервными путями и какой «игрой» нервных процессов возбуж­дения или торможения наше решение сделать некое конкретное фи­зическое движение приводится в исполнение! Не знаем, но свободно произвольно двигаемся.

Опыт саморегуляции показывает, что каждый человек способен произвольно изменять тонус мышц кровеносных сосудов, усиливать или подавлять работу желудочно-кишечного тракта, увеличивать или понижать кровяное давление и т. д. Однако в большинстве случаев среднестатистический человек, будучи потенциально способным к це­ленаправленному и произвольному самовоздействию на свои психи­ческие и телесные функции, в реальности не умеет этого делать, по­скольку никто и никогда его последовательно этому не учил.

Наши рекомендации