Индивидуально-типологические особенности ребенка

Важнейшими конституциональными (то есть устойчивыми) характеристи­ками человека являются:

- тип антропометрической конституции,

- тип функциональной конституции,

- тип межполушарной асимметрии мозга. Они определяют особенности со­
держания «стрессовых» гормонов в организме, возможность их повреждающего действия, стресс-лимитирующие резервы организма, наличие в нем «уязвимых» мест.

ТИП КОНСТИТУЦИИ

Определяется по выраженности подкожного жирового слоя и мышц или по индексу типа телосложения. (ИТС). ИТС = рост (см) - окр. груди (см) - вес (кг).

Тип Юноши Девушки
Дигестивный (плотный) ;
Средний
Астеничный

ТИП ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ

Обследование может проводиться родителями. Ребенок удобно сидит, рас­слаблен. В поле зрения часы отсутствуют. Взрослый предлагает ему послу­шать: «Какая длинная минута, но считать при этом нельзя». Затем взрослый сообщает ребенку, когда минута началась, а потом - когда она закончилась. Затем предлагает ребенку поиграть. Взрослый скажет, когда минута началась, но время окончания должен назвать сам ребенок. Фиксируется время, которое, по мнению ребенка, составляет минуту. Если оно менее 52 сек - ребенок спринтер, если более 68 сек - стайер, если 52 - 68 сек - микст.

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА

Определение ведущего глаза

Первый способ (Фридляндера): ребенок берет в вытянутые руки карту с дыр­кой (диаметром не более 2-х см) и смотрит тестирующему, стоящему от ре­бенка не ближе, чем 2 метра, в переносицу. Тестирующий видит в дырке ве­дущий глаз.

Второй способ (Розенбаха): взять в вытянутую руку карандаш, совместить изображение с каким-либо удаленным объектом. Закрывать по очереди то один, то другой глаз. Глаз, при закрытии которого изображение смещается, является ведущим. Если результаты, получаемые по двум тестам, получаются разными, значит, у ребенка латерализация по глазу не установилась. Третий способ (Беомана): Привычка наклонять голову в сторону, противопо­ложную ведущему глазу.

Четвертый способ (Аветисова): линейкой загородить свет, падающий от лам­пы (тень на ведущий глаз).

Пятый способ (Корена и Порака): при сравнении размера круга для ведущего глаза он кажется большим.

Определение ведущего уха

Первый способ (Бермана). Прямо перед ребенком положить часы. Попросить наклониться к ним и послушать, тикают они или нет. Ухо, которое ребенок наклоняет к часам, является ведущим (повторить три раза).

Второй способ (Лурия). На просьбу прислушаться к шуму за стенкой (на улице) ребенок раз­ворачивается ведущим ухом.

Определение ведущей руки

Первый способ (Лурия, Ильина). Если есть динамометр, можно измерить силу каждой руки. Ведущая рука - сильнее.

Второй способ (Тодора и др.). Измерить скорость выполнения какого-либо за­дания каждой рукой, потом двумя одновременно (например, как можно быст­рее ставить точки карандашом на бумаге в течение фиксированного отрезка времени). Ведущая рука работает быстрее.

Третий способ (Чернашека). Перед ребенком - лист бумаги. В каждой руке -по карандашу. С закрытыми глазами ребенок рисует правой рукой квадрат, левой - круг (затем: треугольник - квадрат, круг - треугольник и т.д. до восьми раз). При этом следует поторапливать ребенка. Не ведущая рука или по­вторяет движения ведущей или выполняет задания с опозданием. Четвертый способ (Членова): Длина руки до конца третьего пальца больше на ведущей руке.

Пятый способ (Гуревича): венозная сеть на тыльной стороне кисти лучше вы­ражена на ведущей руке.

Шестой способ (Сильвера): закрыть глаза, вытянуть руки горизонтально перед собой, ведущая рука выше. Седьмой способ.

1. аплодирование (ведущая рука - сверху),

2.с закрытыми глазами рисовать одновременно двумя руками круг, треугольник, квадрат (не ведущей рукой фигуры получаются большего размера и менее аккуратные)

3.нанизывание бус на леску (активная рука - ведущая)

4.отвинчивание крышки у бутылки (активная рука - ведущая)

5.попадание ниткой в игольное ушко (активная рука - ведущая)

6.бросание мяча (ловит ведущей рукой)

7.пользование расческой (активная рука - ведущая)

8.открывание коробки с крышкой (активная рука - ведущая)

9. завязывание узла (активная рука - ведущая)
10.раздача карт (активная рука - ведущая)

Подсчитывается степень асимметрии по формуле: число проб, выполнен­ных правой рукой минус число проб левой рукой, деленное на сумму проб и выраженное в процентах. При значении более +20% преобладает правая рука, при значении менее - 20% - левая. При промежуточном значении - амбидекстрия.

Приложение

к СанПиН 2.4.2.2821-10

Наши рекомендации