Под критическим понимают период, отведенный организму для восприятия нормативных влияний.
Термин «критические периоды развития» ввел отечественный эмбриолог Павел Григорьевич Светлов (1960) для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, а значит, велика вероятность - при наличии таких влияний - формирования врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии.
Пороки развития — аномалии развития, совокупность отклонений от нормального строения организма, возникающих в процессе внутриутробного или, реже, послеродового развития. Так, в онтогенезе человека выделяют несколько критических периодов развития: развитие осевых зачатков органов и формирование плаценты (3-8-я нед. развития); стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я нед.); формирование основных функциональных систем организма и дифференцировка полового аппарата (20-24-я нед.) и др.
Однако критические периоды существуют также в постнатальном развитии ребенка и определяются особым состоянием центральной нервной и иммунной систем, обмена веществ и энергии.
Понятие «критический период» ввёл в психологию Лев Семенович Выготский. Под ним он подразумевал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определённое время. Критический период бывает спокойным (лизис) и переломным (кризис). Выделяютмалые кризисы (кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17/18 лет) ибольшие кризисы (кризис рождения, 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет). В случае с последним перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые же кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В периоды критической фазы дети с трудом поддаются воспитанию, упрямы, проявляют негативизм, строптивость, непослушание.
Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями.
В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое.
Кризис новорожденности. Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.
Кризис 1 года. Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.
Кризис 3 лет. Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающим – кризис социальных отношений».
Кризис 7 лет. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания.
Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».
Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет). Возникает точно на рубеже привычной школьной и новой взрослой жизни. Появляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед армией. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное.
Кризис 30 лет. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни.
В критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск возникновения различных заболеваний. Поэтому изучение этих периодов имеет большое значение для педагогики и медицины: можно выявить сроки оптимального достижения результатов при формировании двигательных навыков и интеллектуальных способностей детей.
В зависимости от того, что изучает возрастная физиология выделяют: возрастную нейрофизиологию, возрастную эндокринологию, возрастную физиологию мышечной деятельности и двигательной функции; возрастную физиологию обменных процессов, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, систем пищеварения и выделения, физиологию эмбрионального развития, физиологию детей грудного возраста, физиологию детей и подростков, физиологию зрелого возраста, геронтологию (науку о старении).
Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:
· изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;
· выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;
· определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);
· установление закономерностей индивидуального развития.
В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики.
Гигие́на - раздел медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры (санитарные нормы и правила), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни.
Слово “гигиена” происходит от греческого – целебный, приносящий здоровье.
Гигиена включает следующие основные самостоятельные отрасли и разделы:
· Гигиена детей и подростков — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния условий окружающей среды, с учётом возрастных особенностей детского и подросткового организма, процессов обучения и воспитания, разрабатываются профилактические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования с целью укрепления их здоровья и нормального развития.
· Общая гигиена (гигиена окружающей среды) — раздел гигиены, в которой изучаются общие вопросы влияния факторов окружающей среды на здоровье человека.
· Коммунальная гигиена — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния на человека окружающей среды населенных пунктов.
· Гигиена питания — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы качества и безопасности продуктов питания и готовой пищи.
· Нутрициология — раздел гигиены питания, который занимается изучением пищи, питания, продуктов питания, пищевых веществ и других компонентов в составе продуктов и т.д.
· Диетология (как смежная дисциплина) — изучает вопросы питания, в том числе больного человека.
Радиационная гигиена, Гигиена труда, Военная гигиена, Спортивная гигиена, Гигиена транспортная, Гигиена села, Гигиена больничная, Курортная гигиена, Санитарная токсикология, Санитарная микробиология, Психогигиена, Личная гигиена, Общественная гигиена.
Содержание школьной гигиены может быть представлено следующим образом:
· участок школы, гигиенические требования к его планировке и содержанию площадок;
· здание школы - среда роста и развития человека; гигиенические требования к зданию школы, его планировке, набор помещений;
· гигиенические требования к классам, кабинетам, лабораториям, мастерским, спортзалу (ориентация, планировка, внутренняя отделка);
· естественное, искусственное и смешанное освещение в классах; гигиена зрения, письма, чтения;
· влияние мебели на осанку; роль мебели, одежды и обуви в нарушении функций опорно-двигательного аппарата; профилактика нарушений опорно-двигательной системы;
· гигиенические требования к школьной мебели, ее маркировка и соответствие частям тела учащегося; подбор и расстановка парт в классе; основные принципы рассаживания учеников;
· работоспособность; гигиенические основы обучения и воспитания; гигиенические требования к уроку, расписанию занятий;
· профилактика неврозов у детей;
· профилактика болезней школьного возраста.
Гигиена детей и подростков вооружает педагогику научно обоснованными гигиеническими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке иблагоустройству детских учреждений. Основные положенияшкольной гигиены используются также при санитарно-техническом оснащении детских учреждений — устройстве отопления, водоснабжения, канализации, вентиляции и освещения.
В решении задач гармоничного развития учащихся и укреплении их здоровья существенно важно не только обеспечить соответствие условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей, но и активное целенаправленное влияние на рост и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, расширение границ его адаптационных возможностей.
Школьная гигиена пользуется рекомендациями медицинской, педагогической, психологической и технической наук. Гигиенические требования необходимо учитывать при строительстве и оборудовании школ и детских учреждений. Школьная гигиена разрабатывает также рекомендации по ликвидации или ослаблению вредных факторов окружающей среды и оздоровление условий жизни, обучения и воспитания детей и подростков.
Как наука школьная гигиена развивается на базе возрастной физиологии и морфологии и поэтому эти дисциплины изучают совместно.
Возрастная физиологияи школьная гигиена тесно взаимосвязаны, поскольку разработка гигиенических норм режимов для детей разного возраста, организация их труда и отдыха, питания и одежды основаны на знании функциональных особенностей организма школьника в различные возрастные периоды.