Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Сестринский процесс.
Лекция 3
И потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
А. Маслоу классифицировал потребности человека в виде иерархии (пирамиды):
1-й уровень - физиологические потребности – воздух (дыхание), еда, сон, питье, движение, секс, выделение продуктов жизнедеятельности;
2-й уровень - потребности в безопасности – дом, защита одеждой, поддержание чистоты тела, избегание опасности;
3-й уровень - социальные потребности - семья, друзья, Родина, любовь, понимание, одобрение, привязанность, общение;
4-й уровень – самоуважение, потребности в самопомощи (достижение успеха, гармонии) - жизненные ценности:, уважение окружающих, владение имуществом, благодарность и т.д.
5-й уровень - потребности в самовыражении, самореализации - самостоятельность, достижения своих творческих целей и т.д.
В. Хендерсон приводит14 фундаментальных потребностей, которые являются одинаковыми для всех людей.
- нормально дышать;
- употреблять достаточное количество жидкости и пищи;
- выделять из организма продукты жизнедеятельности;
- двигаться и поддерживать нужное положение;
- спать и отдыхать;
- самостоятельно одеваться, раздеваться, выбирать одежду;
- поддерживать Т тела в нормальных пределах, выбирая одежду;
- соблюдать личную гигиену
- обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других;
- поддерживать общение с людьми, выражать свои эмоции, мнение;
- отправлять религиозные обряды;
- заниматься любимой работой;
- отдыхать;
- удовлетворять свою любознательность.
4. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон,
Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.
Термин «Сестринский процесс» впервые введен в США Лидией Холл в 1955 году.
Сестринский процесс- это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Сестринский процесс – это метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя пациента и медсестру как взаимодействующих лиц. С его основе находится пациент как личность, требующая комплексного (холистического) подхода.
Слово «процесс» означает ход событий, в данном случае – последовательные действия, предпринятые сестрой при оказании помощи.
В последующие десятилетия полностью доказала свою целесообразность в клинических условиях. В настоящее время сестринский процесс в западной системе здравоохранения является основой сестринской помощи.
В системе российского здравоохранения понятие сестринский процесс появилось в конце 90-х годов и пока не нашло реального воплощения в практической медицине. В научных и управленческих кругах ведутся активные дискуссии о перспективах его полной или частичной адаптации на российской почве. Очевидно, для принятия решения потребуются годы экономических и клинических исследований и тщательная оценка их результатов. Недостатком в развитии сестринского дела в России сегодня является отсутствие для всех медицинских работников единой терминологии и определений некоторых понятий. У врачей в настоящее время существует Международный классификатор болезней, который позволяет говорить им на общем языке. У медицинских сестер в России попытки унифицировать и стандартизировать профессиональный язык пока результатов не имеют. Поэтому часто такие понятия сестринского дела и сестринского процесса, как проблема, потребность, симптом и др. смешиваются, совпадают.
В основе сестринского процесса находится пациент как личность, требующая комплексного подхода. Одним из условий сестринского процесса является участие самого пациента (членов семьи) в принятии решений относительно целей ухода, плана и способов сестринских вмешательств. Оценка результатов ухода также осуществляется совместно с пациентом (членами семьи).
Участие пациента в сестринском процессе позволяет ему осознать необходимость самопомощи, обучиться ей и оценить качество сестринской помощи.
Цели сестринского процесса:
· поддержание и восстановление здоровья и независимости пациента,
· удовлетворение основных потребностей пациента,
· обеспечение жизнедеятельности или спокойной смерти.
Этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки.
Содержание и цели I этапа медсестринского процесса
· сбор необходимой информации о пациенте, формирование базы данных;
· медсестринское обследование пациента;
· анализ полученной информации;
· определение проблем пациента и потребности в сестринском уходе.
Цель: собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.
Сестринское обследование ориентировано на модель В. Хендерсон и позволяет оценить состояние здоровья пациента с учетом 14 фундаментальных потребностей.
Методы медсестринского обследования: субъективное, объективное.
Источниками субъективной информации являются:
* сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;
* близкие и родственники пациента.
Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.
Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.
Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.
Расспрос складывается из пяти частей:
• паспортная часть;
• жалобы пациента;
• anamnesis morbe;
• anamnesis vitae;
• аллергические реакции.
Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.
Из жалоб пациента выделяют:
• актуальные (приоритетные);
• главные;
• дополнительные
Главные жалобы - это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.
Anamnesis morbe (история заболевания) – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:
• уточняют начало заболевания (острое или постепенное);
• далее уточняют признаки заболевания и те условия в которых они возникли;
• затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;
• уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;
• следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;
• уточняют время наступления ухудшения.
Anamnesis vitae (история жизни) – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.
Anamnesis vitae собирается по схеме:
1. биография пациента;
2. перенесенные заболевания;
3. условия труда и быта;
4. интоксикация;
5. вредные привычки;
6. семейная и половая жизнь;
7. наследственность.
При проведении расспроса медсестра должна соблюдать определенные правила: быть тактичной, вежливой, доброжелательной, не ущемлять прав пациента. Проведение опроса осуществляется по определенной схеме (в соответствии с «Листом сестринской оценки состояния пациента»). Если невозможно провести беседу с пациентом в силу определенных причин (тяжелое или бессознательное состояние пациента, снижение слуха или пациент-ребенок, который не в состоянии сформулировать свои жалобы и т.д.), медсестра должна побеседовать с членами семьи, друзьями, коллегами, изучить медицинскую документацию.
Источники объективной информации:
§ физическое обследование пациента по органам и системам;
§ знакомство с медицинской историей болезни.
§ беседа с лечащим врачом;
§ изучение медицинской литературы по уходу.
Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.
Методы обследования:
• основные: общий осмотр; пальпация; перкуссия; аускультация.
• дополнительные.
Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.
Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.
Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.
Объективное обследование включает исследование
а) Физического состояния (состояние основных функциональных систем)
- общий осмотр пациента,
- осмотр по органам и системам,
- определение функциональных показателей (АД, ЧДД, пульс и др.)
Объективное обследование также проводится по схеме "Листа сестринской оценки состояния пациента"
Общий осмотр пациента позволяет оценить:
· общее состояние пациента (крайне тяжелое, средней тяжести, удовлетворительное);
· положение в постели (активное, пассивное, вынужденное);
· состояние сознания (ясное, ступор, сопор, кома);
· выражение лица, глаз (испуганное, безразличнее, страдальческое и т.д.).
Осмотр по органам и системам:
· состояние кожи (цвет, целостность, высыпания) и подкожной клетчатки, отеки и т.д.
· данные антропометрии (рост, вес);
· дыхание (самостоятельное, затрудненное, свободное, кашель);
· наличие или отсутствие одышки.
Определение функциональных показателей:
· ЧДД, АД, пульс (Ps);
· данные термометрии.
Сестринское обследование пациента по органам и системам, проводится в соответствии с содержанием "Листа сестринской оценки состояния пациента'" или "Сестринской истории болезни". Сестринская история болезни - юридический документ самостоятельной деятельности м/с в рамках её компетенции. В настоящее время существует экспериментальный вариант сестринской истории болезни.
Используя такие методы объективного обследования, как пальпация и аускультация, медсестра изучает пульс, ЧДД. АД. Измерение температуры проводит с помощью медицинского термометра, роста с помощью ростомера, веса с помощью медицинских весов. При проведении объективного обследования медсестра использует свое зрение слух, осязание, обоняние.
б) Психологического состояния: то есть логические ответы, адекватность реакции, настроение (веселое, мрачное) и т.д.
После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.
Дополнительное обследование пациента назначается лечащим врачом в соответствии с врачебным диагнозом. Дополнительные методы: лабораторные и инструментальные (рентгенологические, эндоскопические, ультразвуковые).
Источники информации
Источники информации для оценки состояния пациента:
· сам пациент,
· семья и окружение пациента (коллеги, друзья),
· члены медицинской бригады,
· медицинская документация,
· данные специальной медицинской литературы.
Лекция 3
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Сестринский процесс.
План
1. Основные концепции теории А. Маслоу.
2. Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела.
3. Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу и потребности повседневной жизни по В. Хендерсон.
4. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента.
5. Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.
6. Эффективность и качество сестринского ухода.
7. Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах.
8. 1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки.
1. Основные концепции теории Абрахама Маслоу.
Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни. Обеспечиваются они функцией различных органов и систем организма. Заболевание, вызывая нарушение функции того или иного органа, той или иной системы, мешает нормальному удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.
Потребность- это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отображенный в восприятии человека; это то, что необходимо для его существования. Базовые потребности (известные как универсальные) жизненно необходимы каждому человеку.
В 1943 г. американский психолог Абрахама Маслоу разработал одну из теорий иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. Концепцией теории А. Маслоу являются удовлетворение потребностей человеком. Это позволило А. Маслоу классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изобразил уровни потребностей человека в виде пирамиды, поскольку именно эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент), как и физиологические потребности человека, являются фундаментом (основой) его жизнедеятельности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна, и зависит от нескольких общих факторов: а) возраст, б) окружающая среда, в) знания, умения, желания и способности самого человека. Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня (рис. 4), необходимо удовлетворить потребности низшего порядка, т.е. физиологические.
А. Маслоу создавал свою теорию в 40-е годы. Сегодня она не столь популярна в США и других странах с высоким уровнем социально-экономического развития, где значительно изменились приоритеты в удовлетворении основных потребностей. И чем выше уровень развития общества, тем выше уровень потребностей. В таком государстве приоритетны самоуважение и уважение окружающих, самовыражение, достижение успеха.
Физиологические потребности должны быть удовлетворены раньше, чем потребности более высокого уровня.
Иерархия потребностей человека по А. Маслоу может быть использована медицинскими сестрами как инструмент для обследования состояния здоровья пациента.
2. Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела.
На сегодняшний день в мире не существует единой модели сестринского дела, а принципы, на которых они основаны, различны. Модель (франц. – образец, стандарт) – абстрактное понятие эталона, образца. Но всегда в основе любой предложенной модели – потребности человека. Во многих странах медицинские сестры используют одновременно несколько моделей, и зависит это исключительно от невозможности пациента удовлетворить свои те или иные потребности.
Основополагающее каждой модели – различие в понимании потребностей пациента и роли медицинской сестры на различных этапах сестринского процесса.
На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психология.
И так, различные модели по-разному определяют потребности пациента. Так, одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая — как более совершенную систему.
Многообразие моделей связанно с разнообразием определения авторами моделей актуальных компонентов:
Ø пациента как одного из объектов деятельности сестринского персонала;
Ø источник проблем пациента;
Ø направленность сестринского вмешательства;
Ø цель ухода;
Ø способы сестринского вмешательства;
Ø роль медсестры;
Ø оценку качества и результатов ухода.
Формирование сестринского дела как самостоятельной профессии, изменение взглядов на роль и место медицинской сестры в системе здравоохранения – причина создания моделей сестринского ухода.
Модель сестринского дела учитывает в условиях конкретной страны систему здравоохранения, уровень экономического развития, политики, религии, морально-этические принципы, культуру.
Модель сестринского дела непостоянна. Она отражает задачи сестринского дела на определенном отрезке времени.
3. Уровни основных человеческих потребностей по А. Маслоу