Неблагоприятное воздействие на медсестру вредных микробиологических факторов

Сестринский персонал особенно подвержен инфекции, поскольку он непосредственно контактирует с инфицированными пациентами, их выделениями, секретами, ранами, повязками, постельным бельем.

Наполненные судна и мочеприемники, которые иногда стоят открытыми длительное время, емкости с мочой, подготовленные для доставки в лабораторию и стоящие открытыми, также представляют опасность для персонала.

Лечебные учреждения, часто не имеющие приточно-вытяжной вентиляции, где на больших площадях находится большое количество ослабленных или инфицированных людей - идеальная почва для размножения микробов. Микроорганизмы проникают в кремы и мази, во вскрытые флаконы с лекарственными растворами. Они прекрасно размножаются в застоявшейся водопроводной воде, цветочных вазах, раковинах, дыхательной аппаратуре.

На использованном белье, постельном и нательном, много стафилококков с кожи пациентов, и его транспортировка в неупакованном виде по палатам и коридорам распространяет опасные микроорганизмы.

Согласно официальной статистике, в структуре профзаболеваний медработников преобладают туберкулез легких (50%), вирусный гепатит В (15%), аллергические заболевания на лекарственные средства (8%). При этом количество профзаболеваний среди сестринского персонала больше, чем среди врачебного. Поэтому особое место отводится профилактическим мероприятиям.

Неблагоприятное воздействие на медсестру вредных микробиологических факторов - student2.ru

Особо следует отметить микробиологические факторы, опасные для беременных медсестер и их плода, а также для персонала мужского пола.

Микробиологический фактор

пораженный источник действие
Медбрат Больной эпидемическим паротитом Заболевание: эпидеми-ческий паротит, осложнения: орхит, бесплодие
Медсестра беременная Больные: - токсоплазмозом, - краснухой, - цитомегаловирусной инфекцией, - герпесом, - ветряной оспой   Малые сроки: - ВПР – врождённые пороки развития - самопроизвольные вы-кидыши
    Большие сроки: - ВУИ – внутриутробная инфекция - преждевременные роды - внутриутробная гибель плода

Для информации. Орхит — воспаление яичка, в которое вовлекаются все структуры и оболочки органа.

Следует помнить- универсальные меры предосторожности при работе с кровью и биологическими жидкостями

  1. Неблагоприятное воздействие облучения

Сестринский персонал в ЛПУ подвергается опасности, контактируя с различными источниками излучения:

· Аппараты (рентгеновские, сканеры, ускорители, электронные микроскопы)

· Радиоактивные изотопы

· Радиоактивные выделения пациентов (моча, фекалии, рвотные массы)

· В герметичных контейнерах (например, для лечения рака шейки матки)

· Отходы изотопов, оборудование и загрязненные поверхности

· Негерметичные источники (например, для сканирования и сцинтиграфии при раке щитовидной железы)

Из всех источников излучения в лечебном учреждении наибольший удельный вес составляют рентгеновские лучи. Даже небольшие дозы, воздействующие в течение продолжительного времени, оказывают серьезное влияние на здоровье медсестры и повреждают плод, если медсестра беременна. Могут также быть генетические изменения во многих поколениях и развиваться заболевания, такие как лейкоз, рак грудной железы, саркома. Внимание!Безопасного уровня облучения не существует! Расстояние, укрытие и скорость позволяют снизить воздействие излучения.

Расстояние. Чем дальше человек находится от источника излучения, тем меньше доза облучения. Об этом нужно помнить, если в палате используют передвижной рентгеновский аппарат, а также при уходе за пациентами, получающими лучевую терапию.

Важное значение для снижения дозы облучения имеют укрытия; свинцовый фартук или передвижной экран. Несмотря на тяжесть фартука, не следует пренебрегать этим средством защиты в рентгеновском кабинете.

Скорость– очень важный фактор, о котором необходимо помнить при лечении и уходе за пациентами. Любые манипуляции нужно делать максимально быстро, насколько позволяют умения.

  1. Меры, направленные на предупреждение облучения сестринского персонала

Меры по защите медработника от облучения в ЛПУ:

- как можно дальше находиться от источника облучения, особенно если в палате производятся рентгенограммы передвижным рентгеновским аппаратом;

- в рентгеновском кабинете при участии в обследовании больного пользоваться средствами защиты (свинцовый фартук, передвижной экран);

- беременные не должны участвовать в обследованиях больных с использованием лучевой диагностики /ангиография, ретроградная холангиография и пр./;

- беременные должны освобождаться от ухода за пациентами, получающими внутриполостную лучевую терапию.

  1. Правила техники безопасности при работе с ртутьсодержащим оборудованием

Требования к персоналу осуществляющему текущую демеркуризацию.

1. Лица, осуществляющие демеркуризацию, должны пройти специальное обучение.

2. Лица, осуществляющие демеркуризацию, должны быть обеспечены специальной одеждой (резиновые перчатки, фартук, закрытую непроницаемую для паров ртути обувь) и индивидуальные средства защиты (экраны, маски, респираторы и др.).

3. Лица, проводившие демеркуризацию, после ее окончания должны принять душ, прополоскать полость рта 0,025% раствором перманганата калия, почистить зубы.

Демеркуризаторы – это химические вещества, применение которых снижает скорость десорбции ртути (ее соединений) из источников вторичного загрязнения и облегчает механическое удаление ртути с загрязненных поверхностей.

В качестве демеркуризатора могут применяться следующие растворы:

1. Мыльно-содовый раствор (4% раствор мыла в 5% водном растворе соды)

2. 0,2% водный раствор перманганата калия, подкисленного соляной кислотой (5 мл кислоты, удельный вес 1,19 на 1 л раствора перманганата калия);

3. 20% раствор хлорной извести;

4. 20% водный раствор хлорного железа;

5. 5-10% раствор соляной кислоты;

6. киролюзит ( паста: 1 часть пиролюзина (Мn О) + 2 части 5% НСl);

7. 2-3% раствор йода в 30% водном растворе йодида калия и др.

Порядок и гигиенические требования к проведению текущей демеркуризации.

  1. Для предотвращения распространения ртути в другие помещения необходимо оградить участок загрязнения и исключить доступ на загрязненный участок персонала, непосредственно не занятого в демеркуризационных работах, посетителей учреждения. Вывести всех пациентов из палаты, закрыть дверь, чтобы предотвратить распространение паров.
  2. Поставить в известность руководителя подразделения.
  3. Переодеться в специальную одежду (резиновые перчатки, резиновый фартук, маска, экран и др.).
  4. Следует обеспечить проветривание помещения, в котором произошел пролив ртути.
  5. Механическое удаление. Собрать ртуть с загрязненной поверхности вакуумным отсосом (резиновой грушей или с помощью подогретого мыльно-содового раствора) от периферии загрязненного участка к его центру, в толстостенный стеклянный сосуд с притертой крышкой, после чего емкость заполнить демеркуризатором (или водой, при отсутствии последнего). Резиновая груша, после сбора ртути заполняется демеркуризатором и через 1,5-2 суток опорожняется в емкость с демеркуризатором, спецодежда двукратно обрабатывается раствором демеркуризатора и вместе с грушей хранится в отдельной емкости до следующего случая аварийной ситуации. Запрещается использовать бытовой пылесос, веник для сбора пролитой ртути; запрещается выливать ртуть в раковину и канализацию.
  6. Химическая демеркуризация. Загрязненную поверхность, после сбора ртути обработать демеркуризатором, (оставить демеркуризационный раствор на загрязненном месте в течение 1 часа или более – по инструкции).
  7. Отмывка поверхности от средств демеркуризации. Тщательно вымыть загрязненный участок мыльным раствором и чистой водой.
  8. Ёмкость с продемеркуризированной ртутью сдается по акту (о разбитом термометре) лицу, ответственному за утилизацию отходов класса Г, и далее в УГ СЭН (акт), остатки ртути в ЦГСЭН.
  9. В журнале регистрации демеркуризации делается запись.

Контроль качества демеркуризации: контрольные анализы в ЦГСЭН на содержание ртути в воздухе помещения (дважды с интервалом в 7 дней).

  1. Неблагоприятные психологические факторы воздействия на персонал.

Угрозу здоровью и безопасности в ЛПУ несут не только физические факторы. Часто люди в больницах находятся под влиянием стресса, во власти негативных эмоций, вызванных как собственным болезненным состоянием, так и агрессивной окружающей обстановкой, в которую они попали. Даже спокойные от природы люди могут потерять контроль над собой в наших больницах с их фантастической организацией, бесконечными очередями и вечной путаницей с медицинскими картами, не говоря уже о психологически неуравновешенных личностях. Такие люди могут нести прямую угрозу безопасности окружающим, в том числе медперсоналу ЛПУ.

Насилие

Ассоциация Чрезвычайных Ситуаций в Сестринском Деле (Emergency Nurses Association) в США, занимающаяся вопросами безопасности медсестер на рабочем месте сообщает, что, по результатам исследований, наиболее часто случаи насилия происходят в службе неотложной помощи, психиатрическом отделении и отделении интенсивной терапии. А наиболее благоприятными в плане безопасности медперсонала являются отделения акушерства и гинекологии, а также хирургическое и педиатрическое отделения. Как заявляют исследователи, не обо всех случаях насилия становится известно, потому, что многие медсестры не сообщают об этом.

Согласно исследованию, опубликованному в Journal of Clinical Nursing, три четверти опрошенных медсестер регулярно страдают от насилия на рабочем месте. Девяносто процентов страдают от словесных оскорблений, а более половины опрошенных подвергались нападениям в ходе лечения пациентов.

Приложение

Инфекционная безопасность персонала обеспечивается следующими условиями:

1. Мытьё рук до и после контакта с пациентом.

2. Относится к крови и биологическим жидкостям как к потенциально инфицированным, поэтому работать в перчатках. Бельё, загрязненное кровью и выделениями больного считать инфицированным.

3. При нарушении целостности кожи на руках перед манипуляциями поврежденный участок заклеивать пластырем.

4. При вскрытии флаконов с кровью, сывороткой необходимо избегать порезов и уколов перчаток.

5. Одноразовый инструментарий использовать только однократно.

6. Многоразовый инструментарий использовать после дезинфекции, ПСО, и стерилизация.

7. На каждом рабочем месте должны быть промаркированные емкости с крышками для дезсредства.

8. Использовать СИЗ: халат, колпак, маска, перчатки, сменная обувь, очки, клеенчатый фартук.

Лекция № 9

Правильная биомеханика тела медсестры

    1. Причины, приводящие к травме спины и позво­ночника сестринского персонала

За все время существования медицины одной из глав­ных проблем был сестринский уход, при котором самым трудным и травмирующим являлось перемещение и подъем тяжелобольных пациентов. Особенно трудно ухаживать за тучными, ослабленными, пожилыми и парализованными пациентами, масса тела которых превышает 80—100 кг или в том случае, когда пациент не может менять положе­ние тела в постели.

Для того чтобы предупредить боль в спине и травмы, вызванные обращением с пациентами, нужно понять причины их возникновения. Причины боли в спине можно свести к трем факторам:

• отсутствие у персонала знаний в области эргономики и биомеханики;

• отсутствие опыта в работе, связанной с позой, при перемещении пациентов;

• напряжение мышц спины или травма позвоночника.

Познакомимся с правилами, которые помогут предотвратить повреждения органов и тканей при осуществлении различных перемещений тяжелобольного человека. Многие из них основаны на законах БИОМЕХАНИКИ.

    1. Понятие «биомеханика тела», «эргономика».

БИОМЕХАНИКА – наука, изучающая правила механического движения тела в пространстве и в живых системах. БИОМЕХАНИКА В МЕДИЦИНЕ изучает координацию усилий костно-мышечной, нервной системы и вестибулярного аппарата, направленных на поддержку равновесия и обеспечения наиболее физиологичного положения тела в покое и при движении: ходьбе, подъемах тяжестей, наклонах, в положении сидя, стоя, лежа, а также при выполнении повседневных жизненных функций.

ЭРГОНОМИКА (от греч. еrgon – работа, nomos – закон), комплексная прикладная отрасль науки, занимающаяся изучением человека в производственной среде и занимающаяся проектированием механизмов, изделий и рабочих мест, наиболее удобных для работника. В США эта отрасль науки называется «исследование человеческих факторов», в ФРГ – «антропотехника». То есть, это наука о взаимодействии людей и окружающей среды. в целях безопасного труда.

Младшая медсестра, осуществляющая уход за тяжелобольными пациентами, должна

уметь сохранить равновесие собственного тела и тела пациента, чтобы избежать падений и травм, а также уберечь позвоночник от неправильной или чрезмерной нагрузки.

    1. Правильная биомеханика тела при поднятии тяжестей и в положении сидя.

Используя правильную биомеханику тела, медсестра обеспечивает себе безопасность, а стало быть, сохраняет здоровье.

Правильная биомеханика в положении сидя.

Надо правильно подобрать стул. Для этого надо сесть на стул, обпереться на его спинку. Высота стула и его глубина подобраны правильно, если:

1. 2/3 длины ваших бедер находятся на сиденье;

2. стопы без напряжения касаются пола;

3. сиденье не должно быть слишком мягким и изогнутым;

4. спинка стула должна быть отклонена назад, а верхняя ее планка располагаться под лопатками;

5. колени должны быть чуть выше бедер (это позволит перераспределять массу тела и уменьшить нагрузку на поясничный отдел позвоночника);

6. спина должна быть прямой, а мышцы живота напряженными;

7. плечи должны быть расправлены и расположены симметрично бедрам;

8. для того чтобы повернуться, находясь в положении сидя, повернитесь всем корпусом, а не только грудью или плечами. Если медсестре по роду деятельности часто приходится поворачиваться в стороны, сидя на стуле, лучше чтобы стул был вертящимся на колесах.

При работе сидя - и вообще при долгом сидении - следует менять положение тела примерно каждые 15 минут.

Если стул не подходит, можно использовать различные приспособления (подставки, подушки). При длительном сидении желательно использовать дополнительную опору для поясничного отдела позвоночника (например, подушечку).

Столтак же д.б. подобран правильно:

высота стола должна соответствовать росту человека (крышка стола примерно на уровне локтя согнутой руки, под столом должно быть достаточно места для ног.

Правильная биомеханика в положении стоя:

1. колени должны быть расслаблены так, чтобы коленные суставы двигались свободно;

2. масса тела должна быть распределена равномерно на обе ноги;

3. ступни должны быть расставлены на ширину плеч;

4. для того чтобы снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника, встаньте прямо и напрягите мышцы живота и ягодиц, голову при этом следует держать прямо, чтобы подбородок находился в горизонтальной плоскости;

5. расположите плечи в одной плоскости с бедрами;

6. для того чтобы повернуться, находясь в положении стоя, вначале поверните ступни так, чтобы за ними следовал корпус тела. Не начинайте поворот с поясницы.

Правильная биомеханика при поднятии тяжестей:

1. встать рядом с пациентом, которого нужно поднять, спину держать прямо, не наклоняться вперед, работы осуществлять за счет мышц бедер, а не спины;

2. расставить ступни на расстоянии 30 см., так как широкая опора улучшает равновесие;

3. одна нога должна быть выдвинута пяткой вперед (переднезаднее положение ног); такое положение ног позволяет медсестре перенести центр тяжести при совершении физической нагрузки, что уменьшает затрачиваемую силу;

4. при поднятии пациента – сгибайте колени, сохраняя туловище в вертикальном положении;

5. при подъеме пациента необходимо прижать его к себе;

6. не делать резких поворотов, движений;

7. если необходимо повернуться при перемещении пациента, то сначала надо поднять пациента, а потом плавно повернуться, не сгибая туловища.

Работа в бригаде: роль лидера выполняет - один человек. Действия членов бригады должны быть согласованы. Самый сильный член бригады поднимает наиболее тяжёлую часть тела пациента-таз и бёдра пациента.

Кроме выполнения перечисленных правил биомеханики, необходимо также избегать натуживаний на высоте вдоха. В этот момент у человека возможны тяжелые нарушения в сердечно-сосудистой системе: расстройство ритма работы сердца, ухудшение кровоснабжения сердечной мышцы (эффект Вальсальвы - это увеличение давления крови, до максимального, в результате задержки дыхания). При этом появляются "шум в ушах", головокружение, головная боль, слабость, тошнота, возможна даже потеря сознания. Похожее состояние бывает у некоторых пациентов и при быстром изменении положения тела (постуральный рефлекс).

Подготовка к перемещению, как необходимое условие безопасности сестры.

Перемещение пациента необходимо осуществлять поэтапно: оцените способность пациента к участию в процедуре. Для этого задайте следующие вопросы:

- Какова цель перемещения?

- Каково состояние пациента?

- Какова масса пациента?

- Какие вспомогательные средства у вас есть?

- Какой способ передвижения наиболее оптимален, сколько человек должно в нем участвовать?

- Кто выполняет роль лидера (если в передвижении заняты два и более человек )?

-Насколько безопасна окружающая среда (оценить влажность пола, наличие посторонних предметов на полу, стоящих на пути передвижения)?

- Сможет ли он удержать себя, стоя на одной ноге? (этот вопрос должен быть задан пациенту, которого перемещают на кресло-каталку, и в связи с этим он должен находиться вертикально некоторое время).

- Сохраняет ли пациент чувство равновесия?

- Хорошо ли он видит и слышит?

- Хорошо ли вас понимает?

- Не боится ли он передвигаться?

Наши рекомендации