Понятие о медицинских отходах
В статье 49 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан в даётся такое определение: медицинским отходам – это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Структура медицинских отходов в ЛПУ
В структуре медицинских отходов наибольший удельный вес составляют:
1. Текстиль - 42%.
2. Пищевые отходы – 28%.
3. Бумага, картон – 23%.
4. Полимерные материалы (с тенденцией к постоянному росту) –5-6%.
5. Гипс, строительные отходы – 0,9%.
6. Стекло – 0,6%.
7. Биологические материалы – 0,1%.
8. Резина – 0,1%.
9. Цветной металл – 0,1%.
10. Лекарственные средства и препараты – 0,1%.
3. Классификация медицинских отходов
Правила обращения с медицинскими отходами утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами". Все медицинские отходы, в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания,подразделяются на
5 классов опасности:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Характеристика морфологического состава
Класс А
Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными.
Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений ЛПУ, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и т.д.
Класс Б
Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями.
Патологоанатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее). Места образования медицинских отходов: операционные; реанимационные; процедурные, перевязочные.
Пищевые отходы из инфекционных отделений.
Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев (помещений для содержания лабораторных животных).
Живые вакцины, непригодные к использованию.
Класс В
Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории.
Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1-2 групп патогенности.
Отходы подразделений фтизиатрических стационаров, загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза.
Класс Г
Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию.
Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств.
Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
Класс Д
Все виды отходов, в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности. Места образования медицинских отходов: рентгенологические кабинеты и радиоизотопные отделения.
Организация системы сбора и удаления отходов в ЛПУ
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Требования к организации системы обращения
С медицинскими отходами
1. Система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание/обезвреживание;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;
- захоронение или уничтожение медицинских отходов.
2. Руководителем ЛПУ утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами.
3. Смешение отходов различных классов в общей емкости недопустимо.
4. Процессы перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения и/или обеззараживания, выгрузки и загрузки контейнеров должны быть механизированы (тележки, лифты, подъемники, автокары и т.д.).
5. К работам не допускаются лица, не прошедшие предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.
6. Сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации. В ней в т. ч. указывается: потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов; применяемые способы обеззараживания/обезвреживания медицинских отходов.
7. Для сбора медицинских отходов смена пакетов производится 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария – не реже 72 часов, в операционных залах – после каждой операции;
8. Транспортирование отходов с территории производится специализированным транспортом.
Требования к сбору медицинских отходов
1. К работе с медицинскими отходами не допускаются лица моложе 18 лет. Персонал проходит предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Персонал должен быть привит в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок. Персонал, не иммунизированный против гепатита В, не допускается к работам по обращению с медицинскими отходами классов Б и В.
3. При приеме на работу и затем ежегодно персонал проходит обязательный инструктаж по правилам безопасного обращения с отходами. В случае получения работником при обращении с медицинскими отходами травмы, опасной в плане инфицирования (укол, порез), необходимо принять меры экстренной профилактики. На рабочем месте персонала должна быть аптечка первой медицинской помощи при травмах. Ответственным лицом вносится запись в журнал учета аварийных ситуаций, составляется акт о несчастном случае на производстве.
4. Персонал должен работать в спецодежде и сменной обуви, в которых не допускается выходить за пределы рабочего помещения. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить в разных шкафах.
5. Персонал обеспечивается комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты (СИЗ: халаты/комбинезоны, перчатки, маски/респираторы/защитные щитки, специальная обувь, фартуки, нарукавники и др.).
6. Стирка спецодежды осуществляется централизованно. Запрещается стирка спецодежды на дому.
7. Сбор отходов класса А осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Цвет пакетов может быть любой, за исключением желтого и красного. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы «Отходы. Класс А». Отходы класса А, кроме пищевых, могут удаляться из структурных подразделений с помощью мусоропровода. Чистка стволов трубопроводов, мусоросборных камер проводится еженедельно. Профилактическая дезинфекция, дезинсекция проводится не реже 1 раза в месяц, дератизация – по мере необходимости.
8. Временное хранение пищевых отходов при отсутствии специально выделенного холодильного оборудования допускается не более 24 часов.
9. Отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. В случае отсутствия в ЛПУ участка по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса Б или централизованной системы обезвреживания, отходы класса Б обеззараживаются персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами.
В случае применения аппаратных методов обеззараживания в ЛПУ на рабочих местах допускается сбор отходов класса Б в общие емкости (контейнеры, пакеты) использованных шприцев (в неразобранном виде с предварительным отделением игл иглосъемниками, иглодеструкторами, иглоотсекателями), перчаток, перевязочного материала и так далее - без предварительного обеззараживания.
10. Отходы класса Б собираются в одноразовые мягкую (пакеты) или твердую влагостойкую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или имеющие желтую маркировку. Емкость должна иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия.
11. Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) для сбора отходов класса Б должна быть закреплена на специальных стойках-тележках или контейнерах. Дезинфекция многоразовых емкостей для сбора отходов класса Б внутри организации производится ежедневно.
12. После заполнения пакета не более чем на 3/4, сотрудник, ответственный за сбор отходов в данном медицинском подразделении завязывает пакет или закрывает его с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов класса Б. Твердые (непрокалываемые) емкости закрываются крышками.
13. При окончательной упаковке отходов класса Б для удаления их из подразделения (организации) одноразовые емкости (пакеты, баки) с отходами класса Б маркируются надписью «Отходы. Класс Б» с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.
14. Отходы класса В подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции) физическими методами (термические, микроволновые, радиационные и другие). Вывоз необеззараженных отходов класса В за пределы территории организации не допускается.
15. Отходы класса В собирают в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) красного цвета или имеющую красную маркировку.
16. Использованные ртутьсодержащие приборы, лампы (люминесцентные и другие), оборудование, относящиеся к медицинским отходам класса Г, собираются в маркированные емкости с плотно прилегающими крышками любого цвета (кроме желтого и красного), которые хранятся в специально выделенных помещениях.
17. Вывоз и обезвреживание отходов класса Д осуществляется специализированными организациями по обращению с радиоактивными отходами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Требования к условиям временного хранения медицинских отходов
1. Сбор отходов в местах их образования осуществляется в течение рабочей смены (но не более 8 часов). При использовании одноразовых контейнеров для острого инструментария допускается их заполнение в течение 3-х суток.
2. Хранение (накопление) более 24 часов пищевых отходов, необеззараженных отходов класса Б осуществляется в холодильных или морозильных камерах.
3. Одноразовые пакеты для сбора отходов классов Б и В должны обеспечивать возможность безопасного сбора в них не более 10 кг отходов.
4. Накопление и временное хранение необеззараженных отходов классов Б и В осуществляется раздельно от отходов других классов в специальных помещениях.
5. В небольших медицинских организациях (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов Б и В в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное оборудование). Применение холодильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается.
При сборе медицинских отходов запрещается:
– пересыпать отходы классов Б и В из одной емкости в другую;
– устанавливать емкости для сбора отходов на расстоянии менее 1 м от нагревательных приборов;
– утрамбовывать любые отходы руками;
– использовать мягкую одноразовую упаковку для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов;
– вручную разрезать отходы классов Б и В, в том числе использованные системы для внутривенных инфузий, в целях их обеззараживания;
– снимать вручную иглу со шприца после его использования, надевать колпачок на иглу после инъекции;
– осуществлять любые операции с отходами без перчаток и спецодежды.