Внутренний уголок левой брови/боковая сторона переносицы
Левое крыло носа (эти три движения делаем потом с правой стороны – правой рукой, на втором «круге»),
Вдоль углубления между носом и верхней губой (это место называется носовой желобок (philtrum) и является исключительной особенностью человека, кстати),
На середину подбородка,
6. на «душку» (или ярёмную ямку),
На точку под сводом рёбер (мечевидный отросток)
- и при каждом прикладывании «двуперстия» повторяем (можно шёпотом, можно – про себя, а можно и в полный голос – если вы в одиночестве или просто так хотите: кстати, это лучше помогает): «Я люблю и уважаю себя, свою душу, своё тело, свои мысли и свою боль». Вкладывайте в эти простые слова ВСЁ, что вы только можете прочувствовать. Особенно сложно поначалу будет произносить «я люблю и уважаю свою БОЛЬ». Однако, если подумать, придется признать, что боль нам даётся исключительно во спасение. От этой дивной мысли и «будем плясать» - к безболезненной здоровой жизни. Повторяйте эту небольшую «молитву», используя правую (полный круг) и после – левую (тоже полный круг) руки, в каждой точке прикосновения ощущая, что при этом происходит. Боль будет трансформироваться, постепенно как бы «размазываясь» по этим кругам внимания, а после и постепенно утихать.
Как я люблю говорить: «500 часов личной терапии – и всё прекрасно!» - и, конечно, после первых пары раз вы вряд ли почувствуете существенное облегчение. Однако, при упорстве и терпеливом повторении, возможно ВСЁ (и я тому – скромнейший пример J ).
Е. Флэш-бэки
Они будут обязательно. Ощущения возвращения – полного, чувственного, телесного, до самых ужасающих мелочей! – в сам момент катастрофы. У каждого человека это происходит индивидуально, и заранее «просчитать» ситуацию (чтобы миновать её) – не получится. У меня это произошло на рентгене. Это был второй рентген: правый бок разболелся так, что почудился перелом рёбер. Врач дал направление, за мной зашёл молчаливый и умелый санитар с… - тада-а-ам! – инвалидной коляской, заботливо в нее усадил и покатил на другой этаж. Кстати, я сама её попросила – и это был еще один, из множества произведенных ранее, «осознанно-бесчеловечный эксперимент над собой», которые, считаю, каждый телесник просто обязан время от времени практиковать. Дабы не забывать, что имеет он дело с очень разными телами клиентов, а собственный телесный опыт – бесценен: он помогает хотя бы немного приблизиться к ощущениям Другого (который, как мы помним – «ад»).
Да, сначала ощущения были довольно «забавными». Так как я умею абстрагироваться от внешнего, мне доставило даже некоторое удовольствие наблюдать, как рассматривают вполне себе – внешне – молодую и здоровую – женщину встречные, в длинных коридорах и лифте. Было интересно попробовать ощутить себя беспомощной, зависимой и почти безвольной. Хотя, как вы понимаете, одного моего слова было достаточно, чтобы мой «возница» остановился, притормозил или даже повернул назад. Кстати, заказала я себе такую поездку и из чисто логичных побуждений: очередь на рентген требует достаточно быстрого прибытия с 7-го на 5-ый этаж, а колено моё + головокружение не позволяли тогда двигаться быстро (да и сейчас – на 20-ый день – заставляют двигаться «рапидом»).
Прибыв в рентгенкабинет, оборудованный (как и многое в этой чудесной больнице – дай ей Бог здоровых!) не просто по последнему, а прямо по какому-то околокосмическому слову техники, выгрузилась я осторожно и с поддержкой верного моего «чичероне» - на стол, на котором и производилась всесторонняя съемка меня. Стол – чудесный: никуда не надо, охая, взбираться, т.к. из горизонтального он превращается – плавно вставши «на попа» - в вертикальную плоскость. Встаешь к ней спиной, удобно держась за ручки, на тебя сначала «наводят фокус», а потом медленно на этой плоскости опускают обратно, горизонтально. Сначала я, конечно, ощутила себя Гагариным на каком-то космодромном тренажёре (сейчас ка-а-а-к начнут крутить)! Однако романтический туман рассеялся быстро. В первые пару секунд я вообще не поняла, в чём дело?! Я почувствовала странный – глубокий и мгновенно охвативший всё тело – холод. Затем – страх. И тут же просто градом полились слёзы.
И почти сразу же пришло понимание, что всё – просто: поверхность стола, прохладная и «в пупырышку» (чтобы пациенты по ней не скользили), полностью повторяла поверхность асфальта, на котором я оказалась, очнувшись после удара. «Просто» - для того, кто направил своё внимание на телесные ощущения. Конечно, не так просто было после этого успокоиться. Правда, понимание этого флэш-бэка помогло тем, что это были не отчаянные рыдания, а беззвучные слёзы. Слёзы не боли, а скорее – принятия: да, это произошло, это случилось с тобой, и какое-то время тебе противопоказано ложиться на твердые, холодные, шершавые поверхности…
NB! Когда с вами – после какого-то, любого, негативного происшествия с вашим телом, - случится флэш-бэк, сильный эмоциональный и телесный возврат, не падайте снова в ту же пучину! Хотя бы – не так глубоко. Это – в ВАШИХ силах. Дайте телу понять, ЧТО это было, откуда взялось это ощущение. Осознайте его, идентифицируйте. Не бойтесь – это лишь воспоминание. Да, возможно, слишком яркое, возможно, даже оно покажется вам непереносимым. Просто запомните: физическая боль не бывает «невыносимой». Человек либо может ее вытерпеть, либо организм включает защитные механизмы – и сознание отключается.
И мы точно так же, как и в предыдущих пунктах, последовательно – включаем свое направленное внимание, осознаём, что именно с нами происходит, разрешаем выплакать (или другими способами, товарищи мужчины…) своему Внутреннему Ребенку свою боль (не ругая его и не призывая, с помощью Внутреннего Родителя, «быть взрослым и не распускать нюни»), и если вслед потянулись психосоматические «отголоски» (разболелась голова и всё остальное) – договариваемся со своей болью (см. пункт d).
f. Помогаем из предпоследних сил
Потому что последние – только для себя.
Собственно, об этом уже была цитата выше, помните? Из любимых «Покровских ворот». Всегда рядом с вами найдется тот или та, кому тяжелее. У вас всё болит? А на соседней кровати лежит женщина с переломом позвоночника. И у нее не просто болит – она вообще не встает с кровати, может только иногда поворачиваться с боку на бок (а медсестра уже начинает бороться с ее пролежнями…). И у человека разумного, думаю, может возникнуть вопрос: «А ТАК ли уж мне плохо?». И это – хороший вопрос! J
NB! Как бы ни было вам плохо, ужасно и кошмарно, обязательно найдется рядом тот, кому еще хуже. Просто начните ему помогать. Дело тут – не в том, сочувствующий вы человек или вам не повезло с воспитанием. Помогая другому (и даже Другому J), вы начинаете ОТВЛЕКАТЬСЯ от собственных боли и страданий*). Совершайте доступные вам сейчас действия: открыть окно, принести чашку компота, подвинуть бутылку минералки на тумбочке. Большего от вас никто и не потребует. А потом, вы всегда сможете, оценив свое актуальное состояние и поняв, что на это действие уйдут последние силы, отказаться (например, накинуть на сопалатницу второе одеяло, т.к. ваше тело сейчас просто не в силах это выполнить, не причинив себе дополнительной боли). Извинитесь и нажмите кнопку вызова медсестры. Также никто не отменял важность благодарности того, кому вы помогли, ощущение своей нужности окружающим – и обязательно последующее за этим удовлетворение, вера в свои силы, и то, что вас еще «ой, как рано списывать со счетов» J.
*) Страдание – в отличие от боли (которая когда-нибудь обязательно закончится: выздоровлением или смертью) – может быть бесконечным. Ибо оно есть только наша реакция на боль (физическую или душевную, неважно). Мы САМИ продлеваем свои страдания. А можем ограничивать и даже спокойно истреблять их. Для чего, собственно, всё это и написано.
G. Must have
И безо всяких предисловий:
NB! Это наверняка есть почти у всех, кто отдыхает за границей, а значит – летает самолетами различных аэрофлотов. Продается в любом магазине (или отделе ТЦ), который торгует чемоданами и вещами «в дорогу». Это – набор из маски на глаза (для сна), берушей и надувной подушечки под голову, которая позволяет не затекать шее. ВСЁ. Это именно то, что вам будет крайне необходимо в первую неделю: то, что сможет оградить вас от первых врагов сотрясения мозга: громких звуков и яркого света.