Типы бессознательных явлений
Тип | Сущность | Пример |
Предсознание | информация, которая не дошла до сознания | слабые подпороговые ощущения и подсознательная память |
Автоматизированные процессы | то, что раньше осознавалось, но потом перешло в подкорковые структуры | автоматизированные двигательные навыки: плавание, вязание, вождение автомобиля и пр. |
Бессознательные явления личности | а) неосознанные генетические программы (инстинкты); б) негативные явления, вытесненные из сознания; в) неосознанные «случайные» действия; г) навязчивые привычки; д) неосознанные программы поведения, установленные другими людьми | а) половое влечение – либидо б) обиды, оскорбления и пр. в) описки, оговорки г) жесты, ритуалы, движения д) родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки |
Особые психические состояния | психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания | сон, гипноз, транс, аффект |
Надсознательные процессы | высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы | интуиция, творчество, озарение |
Педагогика – наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития.
Педагогика – наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Рис. 7. Этапы развития педагогики
Рис. 8. Структура педагогических наук
Педагогические категории – это научные обобщения различных отраслей знания или разделов науки, данные в понятиях.
Таблица 4
Основные категории педагогики
Категории | Определение |
Воспитание | целенаправленная деятельность, призванная формировать систему качеств личности |
Самовоспитание | деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков |
Обучение | упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели |
Образование | система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления |
Формирование | процесс становления человека под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды |
Развитие | процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации |
Педагогический процесс | реализация целей воспитания и образования |
Структура педагогического процесса – совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.
Рис. 9. Компоненты педагогической системы
Функции педагогического процесса – назначение, роль, ради которых возник и существует организованный и целенаправленный педагогический процесс.
Таблица 5