Оценка адекватности материнского поведения
Какое же поведение матери является наиболее благоприятным и наиболее желанным для младенца? Как вообще оценить поведение матери в ситуации кормления, во время пеленания, игры и в других ситуациях взаимодействия её с ребёнком?
В современной психологии и педагогике для оценивания материнского поведения используют несколько шкал, позволяющих определить основные характеристики стиля материнского поведения. В каждой шкале на одном полюсе находится наиболее желаемое для ребенка качество матери, а на другом — нежелательное. К основным оценочным шкалам можно отнести следующие:
1. Шкала «Чувствительности» (чувствительная/нечувствительная мама).
2. Шкала «Скорость реагирования на сигналы ребёнка» (быстро/медленно реагирующая на потребности ребёнка мама).
3. Шкала «Доступность» (доступная/недоступная мама).
4. Шкала «Сотрудничество» (сотрудничающая/вмешивающаяся мама).
5. Шкала «Проговаривание». На положительном полюсе этой шкалы находится «проговаривающая», т.е. рассказывающая, объясняющая мама, а на отрицательном — молчаливая, мало объясняющая мама.
6. Шкала «Уверенность матери». Для ребёнка по этой шкале предпочтительна мама, уверенная в своих действиях, и менее желательна мама, неуверенная, чрезмерно волнующаяся, тревожная по какой-то причине или в какой-либо ситуации.
7. Шкала «Постоянство матери» или «предсказуемость поведения матери» (постоянная/непостоянная мама).
Рассмотрим характеристики крайних проявлений качеств матерей по каждой из этих шкал более подробно.
1. Шкала «Чувствительности». Чувствительная мама быстро улавливает невербальные сигналы, которые подаёт ей ребёнок, когда у него возникает потребность в общении с ней, когда он испытывает дискомфорт, голод и т.п. Для новорожденного ребёнка особенно значима способность мамы различать сигналы голода и насыщения со стороны ребёнка, т.к. в первые дни, в первые месяцы основное общение с ребенком заключается в грудном кормлении. Чувствительные мамы больше настроены на восприятие сигналов, подаваемых малышом, поэтому они быстрее научаются их различать и отвечать на них соответствующим образом.
Нечувствительные мамы не замечают сигналов, подаваемых младенцам, они либо игнорируют их, либо реагируют на них неадекватно. Для такой мамы ребёнок не является активным участником, субъектом взаимодействия, она относится к нему как к объекту, т.е. пассивному получателю её заботы, пищи, а позднее — навыков и знаний. Необходимо отметить, что такие мамы любят своих детей, но так как они в своём поведении не ориентируются на проявления желаний ребёнка, у того складывается ощущение, что ей они безразличны, а значит, безразличен и он сам.
2. Шкала «Скорость реагирования на сигналы ребёнка» выделяется не случайно, ведь не достаточно понять состояние ребёнка, надо ещё и что-то сделать, чтобы улучшить его самочувствие, физическое и психологическое состояние. Шкала скорости реакции и чувствительности отчасти взаимосвязаны: чувствительные мамы обычно быстрее, чем нечувствительные, начинают адекватно удовлетворять потребности малыша. Однако в оценке по этой шкале всё не так просто. Дело в том, что мама не должна стремиться удовлетворять возникшие потребности малыша сразу после появления сигналов этих потребностей, а тем более не должна предугадывать их и предотвращать их возникновение. Иначе ребёнок просто не успеет почувствовать свои потребности, и позднее он не сможет научиться их осознавать, обозначать словами и контролировать. Поэтому мама должна понимать своего ребёнка и дать ему возможность в меру его сил сталкиваться с реальностями жизни. На практике это означает, что, заметив первые проявления желаний малыша, мама должна дать ему понять, что она их заметила, назвав эти желания, чувства, пообещать их удовлетворить в скором будущем и начать готовиться к этому (по возможности на глазах у ребёнка). Конечно, удовлетворение потребностей должно произойти до того, как малыш почувствует крайнее нетерпение или отчаяние. Если ребёнок будет видеть, что с ним считаются, на его сигналы реагируют, то он будет чувствовать себя значимым участником диалога с матерью, у него будет формироваться адекватная самооценка.
Конечно, откладывать удовлетворение потребностей ребёнка надолго не желательно, так как ребёнок может перейти в другое состояние, не позволяющее эффективно устранить актуальную потребность. Например, кормление должно начаться после предъявления малышом сигналов голода в состоянии спокойного или активного бодрствования, если же малыш слишком долго ждёт кормления, он перевозбуждается, переходит в состояние плача, и его придётся сначала успокоить, прежде чем он сможет нормально принимать пищу. В этом случае у ребёнка формируется ощущение, что мама кормит ребёнка по каким-то своим соображениям, исходя только из своих желаний, не ориентируясь на малыша. У ребёнка возникает бессознательное чувство своей ненужности и малой значимости для матери, формируется, как говорят психологи, низкая самооценка; у такого ребёнка будет преобладать отрицательный эмоциональный фон.
3. Шкала «Доступность». Мама должна быть доступна для ребёнка не только для осуществления телесного контакта, но и для эмоционального контакта, т.е. для общения с ней. Телесный контакт совершенно необходим для преодоления у него чувства одиночества и незащищённости. Осязание и проприоцепция очень развиты у ребёнка, именно по прикосновениям и по покачиваниям он лучше всего воспринимает мамино присутствие. Оно, в свою очередь, даёт надежду, что мать наблюдает за малышом и сделает всё для решения возникающих у него проблем.
Эмоциональная доступность предполагает возможность обмена лицевой экспрессией между матерью и ребёнком, что обеспечивает синхронизацию их деятельности, повышение её эффективности в плане учёта потребностей ребёнка. Дети, чувствующие доступность мамы, обычно более спокойны, они не привлекают её внимание, так как и так чувствуют себя в центре внимания и заботы матери.
4. Шкала «Сотрудничество». Мама должна быть сотрудничающей и идти навстречу малышу, учитывать его желания, позволять делать всё, что не вредит ему, такая позиция матери позволяет ребёнку получить собственный опыт и реально чему-то научиться. Особенно остро отсутствие сотрудничества матери проявляется в кризисе одного года, который так и называется «Я сам». К этому возрасту у малыша должно по возможности сформироваться ощущение, что он может сам попробовать всё, что захочет, с условием, что это не опасно для его жизни и здоровья, а мама будет при этом предохранять малыша от получения крайне неблагоприятного, травмирующего опыта. Свои ошибки ребенок должен сделать сам, дети, как и взрослые, лучше запоминают то, что они эмоционально пережили сами. Детям нужно предлагать помощь, но помогать лучше тогда, когда они сами об этом просят. Такое поведение матери предполагает субъект–субъектное отношение к ребёнку, это позиция диалога на равных. Дети таких родителей привыкают, что с ними считаются, и рано научаются считаться со своими партнёрами по общению.
Второй тип мамы в этой шкале — вмешивающаяся мама. Такие мамы решают постоянно за малыша, ЧТО для него лучше, хотя они в принципе не могут этого знать точно, ведь в первый год жизни, когда малыш не говорит, он не выражает своих желаний словами. С другой стороны, эти мамы сами решают, КАК надо делать что-либо для ребёнка. И, в-третьих, они часто сами за ребенка всё делают. В этом случае речь идет о «психологической кастрации» – распространенный феномен в нашем обществе. Взрослые за ребёнка решают, что ему делать, т.к. не верят в его возможности и в то, что он сам сможет что-либо сделать. Не понимая истинных мотивов своего поведения, эти мамы часто для себя и других оправдывают своё поведение тем, что они опаздывают, спешат куда-либо, у них нет времени ждать, пока ребёнок справится сам. Как бы то ни было, такое поведение матери приводит к подавлению в ребёнке желания даже проявлять инициативу. Он не знает, чего хочет, и мама не дает ему возможности это узнать. Ещё одна особенность поведения вмешивающейся матери по отношению к ребенку заключается в том, что она пытается действовать на опережение возникновения потребностей малыша. Он даже не успевает их осознать, почувствовать, и в последствии не может дифференцировать, вербализовать и контролировать свои потребности и эмоции.
Последствия такого воспитания проявляются уже в раннем возрасте: дети становятся безынициативными, вроде как более послушные, т.е. они ничего не хотят и всё их устраивает, хотя иногда они могут устраивать истерики, но по поводу, что вообще ничего не хотят — это такая своеобразная протестная форма поведения методом «от противного». В школьном и особенно в подростковом возрасте, когда настает момент определяться в жизни, такие дети имеют сложности в предстоящем выборе. При этом родители выталкивают подростка во взрослую жизнь и резко меняют свою стратегию поведения, если сначала они относились к нему как к ребёнку, то теперь начинают относиться к нему как к взрослому. Ребёнок, если раньше в принятии решения не требовалось собственного выбора, не выработалось привычки отвечать за последствия (может быть даже неблагополучные), переживает очень большой стресс. Такие дети не могут решить, чего хотят, не готовы принять последствия и т.д.
5. Шкала «Проговаривание» (комментирование). При оценке поведения мамы по этой шкале обращают внимание на то, проговаривает ли мама словами то, что делает и испытывает она сама и её ребёнок. Сначала важна интонация голоса, с помощью её мама успокаивает или активирует малыша, характеризует своё отношение к тому или иному предмету или человеку. Тем самым она делает понятным мир для маленького ребёнка, который сначала не понимает смысла слов, но чутко ориентируется на эмоциональную окраску сказанного. Понимание происходящего вокруг и постоянная помощь мамы в этом сложном деле формируют у ребёнка, начиная с первых дней и месяцев жизни, чувство безопасности и желание исследовать мир.
Кроме интонации слов, важно и их значение, особенно ближе к полугодию, к году, когда уже малыш больше бодрствует активно, и его внимание больше направленно на окружающую среду. Когда ребёнок начинает пристально рассматривать и интересоваться окружающими предметами, мама должна просто, но правильно называть предметы, которыми ребёнок интересуется. Это очень важно для интенсивного формирования словарного запаса у ребенка, т.к. с 6 месяцев и до года ребенок способен запечатлевать слова: когда малыш видит предмет, а мама произносит что это такое, это слово специальным механизмом впечатывается. Особенно легко запечатлеваются слова, сказанные с яркой эмоциональной окраской, в этом случае ребёнок может запечатлеть, т.е. запомнить слова, услышав всего один раз.
Важно, чтобы мать называла и комментировала свои чувства и действия, а также действия и чувства ребёнка, доброжелательно и адекватно, в последующем только такие комментарии помогут ребёнку научиться правильно реагировать на то, что происходит. Например, если ребёнок упал и ушибся, то мать должна выразить адекватные эмоции: то, что ребенку больно, горько, обидно и т.д. За счёт этого она присоединяется к ребенку в переживании его эмоции, выразив их лицом, голосом, жестом. Разделяя чувства малыша и правильно называя их, мать даёт ребёнку возможность понимать, что он чувствует. Ребёнок научается адекватно выражать эмоции и справляться с ними сам или с помощью другого человека, что является залогом его психического здоровья и успешной социальной адаптации. Если же ребенок чувствует одно (страх, огорчение или боль), а взрослые, пытаясь утешить, улыбаются и говорят о «все хорошо, ничего не произошло», у ребёнка возникает недоверие к своим чувствам и к словам и эмоциям родителей, а позднее — к словам и эмоцияим воспитателей, учителей и друзей.
При оценке адекватности комментариев матери важно обращать внимание на соответствие смысла сказанного и эмоциональной окраски речи. Несоответствие смысла сказанного тому, как эта фраза прозвучала (была эмоционально окрашена), может стать фактором эскалации агрессивного поведения ребёнка. Например, если ребёнок ударяет или кусает мать, а та с улыбкой говорит ему, что этого делать нельзя, ребёнок, не понимая смысла слов, видит, что матери его агрессия нравится, соответственно он будет продолжать вести себя именно так.
6. Шкала «Уверенность матери». Ребенок рождается слабым и беспомощным, он ждет, что его окружат заботой и защитят от возможных неприятностей взрослые люди, сильные, уверенные в себе и знающие, что надо делать. Поэтому он чувствует себя в безопасности, только если мама ведет себя уверенно, у неё лицо доброжелательное и спокойное, не трясутся руки, движения плавные, размеренные и завершенные, а голос спокойный. Если же мама не уверена в себе, нервничает и не может с этим справиться, малыш переживает страх, ведь он-то сам тем более не сможет о себе позаботиться, решить свои проблемы, а, значит, его жизнь может быть под угрозой. Понятно, что матери, неуверенные в себе и своих действиях, сами часто испытывают отрицательные эмоции, и заражают ими своих детей. Сам ребенок справиться с отрицательными эмоциями не может и страдает от этого.
7. Шкала «Постоянство матери» или «предсказуемость матери». Если в шести предыдущих шкалах возможна широкая вариабельность между двумя крайними проявлениями того или иного качества у разных женщин и у одной и той же женщины в разное время, в разных ситуациях, то седьмая шкала, опирающаяся на предыдущие шесть, предусматривает дискретную оценку. Дело в том, что в результате опыта взаимодействия с матерью ребёнок старается прогнозировать её поведение и строить своё взаимодействие с ней на основе этого прогноза. Иными словами, на определённом этапе развития ребёнок формирует внутренний образ своей мамы. Этот образ складывается из наиболее постоянных, т.е. чаще всего демонстрируемых качеств матери.
Эта шкала позволяет выделить три типа мам:
1) постоянно «хорошие», то есть большую часть времени предсказуемо демонстрирующие положительные материнские качества по всем шести шкалам, таких матерей малыши субъективно и бессознательно воспринимают как «хороших»;
2) постоянно «плохие», т.е. чаще всего не желательные для малыша мамы по одной или по всем шести предыдущим шкалам; их дети субъективно воспринимают как «плохих» мам;
3) непостоянные мамы, которые с одинаковой вероятностью могут вести себя то как мамы «хорошие», то как мамы «плохие» для малыша. В этом случае диаметрально противоположные модели поведения мамы не позволяют ребёнку сформировать единый образ мамы, ребёнок формирует и удерживает два противоположных образа матери. Такая ситуация очень напрягает малыша, так как всегда существует неопределённость, какой нужно использовать внутренний образ матери, чтобы в данный момент предсказать её поведение и подстроиться к нему.
Описывая типы поведения мам, мы использовали словосочетания «хорошая мама» и «плохая мама», но считаем необходимым оговориться, что, мы используем эти словосочетания весьма условно. Отчасти такая простая фраза отражает примитивность оценки малышом его мамы (для ребёнка в смысл слова «хорошая» входит и любящая, и любимая, и желанная, и многое другое), а отчасти используется нами для краткости изложения. Мы глубоко убеждены, что большинство мам любят своих детей, стараются быть для них именно хорошими, но в понятие «хорошо для ребёнка» каждая мама вкладывает свой смысл, кроме того, мамы не всегда умеют и имеют возможность адекватно выражать чувство любви.
Понятно, что более желательно, чтобы большую часть времени, т.е. большую часть взаимодействий с ребёнком, мама была чувствительной, доступной физически и эмоционально, сотрудничающей, проговаривающей и уверенной в себе, своём ребенке и своих действиях. Даже если иногда она не поймёт ребенка, поведёт себя неправильно, это не нанесёт значительного вреда, ребенок всё равно будет воспринимать её постоянную и хорошую. Более того, для ребенка очень значимо видеть небольшие промахи мамы и то, как она на них реагирует, это будет для него образцом для отношения к собственным периодическим неудачам. На бессознательном уровне каждый малыш уверен, что его мама может вообще всё, поэтому природой изначально заложена высокая оценка ребёнком его матери, независимо от того, какая она на самом деле. Поэтому особенно важно, чтобы, по словам Дональда Винникотта, мать не стремилась быть идеальной мамой, ей достаточно быть просто хорошей мамой. Нельзя также внушать ребенку, что его мама идеальная, потому что ребенок и так будет её идеализировать и стараться быть похожим на неё. Понятно, что пока ребенок маленький, ему трудно делать всё также хорошо, как мама, и это может стать причиной заниженной самооценки и неуверенности у ребёнка, он может испытывать чувство подавленности, тревоги. Если же мама не боится признаться в своём несовершенстве, более того, показывает ребенку, что у неё что-то не получается, то ребёнок понимает, что и он имеет право на ошибки, и не будет беспокоиться по их поводу.
Особенно важно, чтобы «схождение» мамы с пьедестала на уровень более компетентного партнера завершилось к трём годам. В этом возрасте ребёнок должен понимать, что мама такой же человек как все остальные, что она также может ошибаться, как и все люди. Если же мама будет себя идеализировать, то в последующем, когда ребенок будет замечать совершаемые матерью ошибки, у него может возникать ощущение недоверия маме и связанное с недоверием и неуверенностью в маме чувство тревоги, которое впоследствии может перенестись и на других людей.
Постоянство и предсказуемость мамы является крайне важным фактором развития ребёнка, только при постоянно хорошей маме у ребенка формируется положительный образ матери, положительный образ самого себя и положительная самооценка. Если же по всем или некоторым показателям мама постоянно не соответствует ожиданиям ребенка (нечувствительна, недоступна, вмешивающаяся, не уверена в себе и проч.), или если она без видимых причин то «хорошая» для ребенка, то «плохая», это наносит вред ребёнку, мешая ему гармонично развиваться.