Витамины. гигиеническая оценка адекватности

ПИТАНИЯ ПО ВИТАМИННОМУ СОСТАВУ

Цель занятия:Ознакомить студентов с биологической ролью витаминов, нормами физиологической потребности в витаминах. Содержанием витаминов в продуктах питания, продуктами-источниками витамина С. Освоить лабораторную методику определения содержания витамина С в овощах, фруктах, настоях и соках. Научиться корректировать рационы питания по витаминному составу. Ознакомиться с клиническими признаками витаминной недостаточности и лабораторными методами оценки витаминного статуса организма человека.

Практические навыки:

1. Уметь определять нормы физиологических потребностей в витаминах для различных групп населения.

2. Уметь определять содержание витамина С в продуктах.

3. Уметь определять клинические признаки витаминной недостаточности в организме человека.

4. Уметь оценивать рационы питания (продуктовые наборы) по витаминному составу и корректировать их.

Контрольные вопросы :

1. Витамины и витаминоподобные соединения, определение, классификация, биологическая роль витаминов.

2. Нормы физиологических потребностей в витаминах для различных групп населения.

3. Первичные гиповитаминозы, вторичные гиповитаминозы, авитаминозные состояния. Причины возникновения.

4. Водорастворимые витамины группы «В», перечислите и укажите синтезируемые в организме человека.

5. Витамин тиамин (В1), рибофлавин (В2), физиологическое значение, признаки недостаточности, суточная физиологическая потребность, продукты, источники тиамина и рибофлавина.

6. Пантотеновая кислота (В3), пиридоксин (В6), физиологическое значение, признаки недостаточности, суточная потребность, продукты, источники пантотеновой кислоты и пиридоксина.

7. Витамин ниацин (никотиновая кислота –РР), физиологическое значение, признаки недостаточности, суточная потребность, продукты, источники ниацина.

8. Фолиевая кислота и витамин кобаламин (В12), физиологическое значение, признаки недостаточности, суточная потребность, продукты источники.

9. Аскорбиновая кислота (витамин С), физиологическое значение, признаки недостаточности, суточная физиологическая потребность, продукты источники.

10. Биофлавоноиды (витамин Р), физиологическое значение, признаки недостаточности, суточная физиологическая потребность, продукты источники.

11. Жирорастворимые витамины, перечислите и укажите провитамины- предшественники витаминов «А» и «Д».

12.Витамин «А» (ретинол), физиологическое значение, признаки витаминной недостаточности, суточная физиологическая потребность, продукты источники.

13. Витамин «Д» (кальциферолы), физиологическое значение, признаки витаминной недостаточности, суточная потребность, продукты источники. Методы профилактики гиповитаминозных и авитаминозных состояний.

14. Витамин «Е» (токоферолы) и витамин «К» (филлохинолы), физиологическое значение, признаки витаминной недостаточности, суточная физиологическая потребность, продукты источники.

15. Правила кулинарной обработки овощей и фруктов для наиболее полного сохранения в них витаминов.

Общие сведения

Учение о витаминах начало развиваться в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия. Первые работы по научно-экспериментальному изучению витаминов были опубликованы в 1880 г. Вещества, выделенные из продуктов питания, содержали аминогруппу, поэтому были названы витаминами (жизненные амины). Экспериментальным методом было доказано, что витамины проявляют свое действие в незначительных количествах и обладают биокаталитическими свойствами. Наблюдения за людьми показали, что употребление витаминов является не только хорошим терапевтическим средством, но и средством, предупреждающим развитие заболеваний. Те заболевания, которые развивались на фоне недостатка витаминов, назвали авитаминозами.

Витамины - важнейший класс незаменимых пищевых веществ. Организм человека не синтезирует витамины или синтезирует их в недостаточном количестве (никотиновая кислота, витамин Д) и поэтому должен получать в готовом виде, в основном с пищей. Витамины обладают исключительно высокой биологической активностью и требуются организму в очень небольших количествах – от нескольких мкг до нескольких мг в день. В отличие от других незаменимых пищевых веществ, витамины не являются пластическим материалом или источником энергии и участвуют в обмене веществ преимущественно как необходимые компоненты биокатализа и регуляции отдельных биохимических и физиологических процессов. Например из витаминов группы В образуются коферменты и простетические группы ферментов, которые осуществляют многие важнейшие реакции обмена веществ.

Классификация витаминов

Водорастворимые витамины

Витамины, представленные преимущественно одним соединением:

Рекомендуемые наименования Старые наименования
Тиамин Витамин В1 (анейрин)
Рибофлавин Витамин В2 (лактофлавин)
Пантотеновая кислота Витамин В3 или В5
Биотин Витамин Н
Аскорбиновая кислота Витамин С

Семейства витаминов

Рекомендуемое групповое название Индивидуальные представители
Витамин В6 (пиридоксин) Пиридоксаль Пиридоксамин
Ниацин (витамин РР) Никотиновая кислота Никотинамид
Фолацин Фолиевая кислота Тетрагидрофолиевая кислота и ее производные
Кобаламины (витамин В12) Цианкобаламин Оксикобаламин Метилкобаламин

Жирорастворимые витамины

Рекомендуемое групповое название Индивидуальные представители
Витамин А, Ретинол Ретиналь Ретиноевая кислота Ретинолацетат
Витамин Д (кальциферолы) Эргокальциферол (вит Д2) Холекальциферол,. (вит Д3)
Витамин К 2-Метил-3-фитил-1,4-нафтохинон (филлохинон) Менахиноны (вит К2) Менадион (вит К3)
Витамин Е Токоферолы (альфа-, бета-, гамма-, сигма-) Токотриенолы (альфа-, бета-, гамма-, сигма-)

Витаминоподобные вещества

Незаменимые пищевые вещества с пластической функцией:

Холин

Инозит (миоинозит, мезоинозит)

Биологически активные вещества, синтезируемые в организме человека:

Липоевая кислота

Оротовая кислота

Карнитин

Фармакологически активные вещества пищи:

Биофлавоноиды

Метилметионинсульфоний (витамин U)

Пангамовая кислота (витамин В15)

Факторы роста микроорганизмов:

Парааминобензойная кислота.

Самостоятельная работа студентов

Наши рекомендации