Высшие корковые функции: методы исследования и нарушения
Высшая нервная деятельность - нейрофизиологические процессы, проходящие в коре больших полушарий головного мозга и ближайшей к ней подкорке и обусловливающие осуществление психических функций.
1. Гнозис (узнавание)- запас сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении их с матрицей памяти.
- Методы исследования:
1) зрительный гнозис:
- узнавание реальных предметов (картинки с предметами),
- узнавание контурных изображений (контуры предметов),
- узнавание зашумленных фигур (перечеркнутые фигуры, наложенные изображения),
2) слуховой гнозис:
- узнавание слуховых ритмов (число ударов [2, 3, 4 удара], темп [быстрый и медленный]),
- воспроизведение слуховых ритмов (повторить ритм за исследователем [2 сильных+3 слабых])
- узнавание бытовых шумов (лай собаки, шелест бумаги).
3) пространственный гнозис:
- узнавание букв и цифр (с зашумлением и зеркальных),
- узнавание времени (по часам без цифр)
- Нарушения гнозиса:
1) Агнозия - нарушение процессов узнавания при сохранении чувствительности и сознания:
- тотальная агнозия- полная дезориентация человека,
- зрительная агнозия - нарушение узнавания предметов при зрительном восприятии – передние отделы затылочной доли (поле 19),
- слуховаяагнозия - нарушение узнавания предметов по производимому им шуму – верхняя височная извилина Гешля (поле 42),
- вкусовая и обонятельнаяагнозия - нарушение узнавания предметов по вкусу и по запаху – островок (поле 13, 14, 15, 16),
- пространственная агнозия - нарушение узнавания предметов при контакте (астереогноз) – верхняя теменная долька (поле 5, 7),
- анозогнозия– отрицание болезни при явном дефекте -и аутотопагнозия– нарушение схемы тела, игнорирование отдельных частей – угловая извилина субдоминантного полушария (поле 39)
2) Искажения восприятия:
- иллюзия - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления
- парейдолия - формирование иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта
- галлюцинация - образ, возникающий в сознании, без внешнего раздражителя, при котором мнимый воспринимаемый объект или явление находится в объективном психическом пространстве и воспринимается конкретным органом чувств (истинная, напр. вкусовая или зрительная), или в субъективном психическом пространстве, то есть воспринимаемые объекты не проецируются вовне, не отождествляются с реальными объектами (ложная, псевдогаллюцинация).
2. Праксис (целенаправленное действие) - способность выполнять последовательные комплексы сознательных произвольных движений и совершать целенаправленные действия по выработанному индивидуальной практикой плану.
- Методы исследования:
1) кинестетический праксис:
- воспроизведение позы по зрительному образцу (показывают позы: указательный палец (пальцы сжаты в кулак), мизинец (пальцы сжаты в кулак), кольца из пальцев (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5), указательный и средний палец (“victory”), указательный и мизинец (“unity”)),
- воспроизведение позы по кинестетическому образцу (складывают пальцы с закрытыми глазами, «разглаживают» ладонь и просят повторить позу)
2) пространственный праксис (пробы Хэда):
- воспроизведение позы по зрительному образцу (прямая рука перед грудью ладонью вверх или вниз, прямая рука под подбородком ладонью вниз, прямая рука под носом ладонью вниз, вертикальная кисть под подбородком, вертикальная кисть перед носом, правая рука на левой плечо, правая рука за левое ухо).
3) динамический праксис:
- повторение поз по зрительному образцу (кулак-ребро-ладонь, рисование ),
- реципрокная координация рук (правая – кулак, левая – ладонь, затем наоборот)
4) идеаторный праксис:
- бытовые позы (показать закуривание сигареты, открывание ключом, зажигание спички)
- Апраксия - нарушение целенаправленности и плана действий:
1) пространственная (конструктивная) апраксия – нарушение пространственных представлений: право-лево, верх-низ, трудности выполнения пространственно ориентированных движений – угловая извилина доминантного полушария (поле 39),
2) динамическая (моторная)апраксия – нарушение последовательности и плавности движения - надкраевая извилина доминантного полушария (поле 40),
3) идеаторная апраксия – нарушение инициации выполнения движений (но выполняет их по подражанию) – поле 39 и 40 доминатного полушария+передние отделы лобных долей.
3. Мышление - процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира; способность к формулировке понятий, суждений и обобщений, логические операции со словесными и наглядно-образно-чувственными образами предметов.
- Методы мышления и методы исследования мышления
1) Анализ - разделение предмета/явления на составляющие компоненты, синтез- объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей, и сравнение- сопоставление предметов и явлений, с обнаружением их сходства и различия – сравнение 8-10 пар слов на предмет общего и различий
2) Обобщение - объединение предметов по общим существенным признакам, и конкретизация- выделение частного из общего – «четверный лишний».
3) Абстрагирование - выделение одного аспекта предмета или явления с игнорированием других – объяснение пословиц («носить воду в решете»)
- Задержка умственного развития - отставание в умственном развитие от своего возраста при сохранении способности к обучению на высоком уровне (при педагогической и социальной запущенности).
- Олигофрения - нарушение умственного развития с ограничением способности к обучению:
1) дебильность - сохранение адекватного умственного развития на бытовом, житейском уровне,
2) имбецильность - сохранение примитивных двигательных актов и навыков самообслуживания,
3) идиотия - полное отсутствие речи и социальная дезадаптация.
4. Память –способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, накапливать, многократно воспроизводить для организации последующей деятельности и уничтожать информацию. Различают механическую и смысловую память, состоит из запоминания (фиксация материала), хранения, вспоминания (воспроизведения материала) и забывания.
- Методы исследования:
1) зрительная память (проба 6 фигур),
2) слуховая память (проба 10 слов),
3) пространственная память.
- Нарушения памяти
1) амнезия (гипомнезия) – утрата памяти - ретроградная (на события до повреждения), антероградная (после повреждения),
2) гипермнезия - усиление механической памяти,
3) парамнезия - ложные воспоминания; смешение прошлого и настоящего,а также реальных и вымышленных событий.
- конфабуляция - галлюцинация воспоминания, вымышленные события, никогда не имевшие места в жизни пациента.
- псевдореминисценция - иллюзия памяти, заключающаяся в смещении во времени событий, действительно имевших место в жизни пациента, прошлое выдается за настоящее.
4) ощущения "уже виденного" (дежа вю) или "никогда не виденного" (жема вю).
5. Речь -использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива, процесс говорения и восприятия (речевую деятельность), а также его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
- Методы исследования:
1) номинативная речь (называние предметов вокруг)
2) понимание речи (выполнение простых и сложных инструкций)
3) отраженная речь (повторение звуков, слов, простых предложений)
4) грамматическая речь (понимание логических конструкций типа «брат отца» и «отец брата»)
- Нарушения речи при органическом поражении коры головного мозга:
1) Афазия –распад компонентов речи при поражении корковых речевых зон,
- Сенсорная афазия Вернике –нарушение понимания устной речи, с вторичным нарушением экспрессивной речи (корковая) [из-за нарушения контроля за собственной речью] или без такового (подкорковая) – средние отделы верхней височной извилины доминантного полушария (поле 22)
1) большое количество ненужных слов, логорея (чрезмерная говорливость),
2) парафазии (неточное употребление слов) и персеверации (односложные ответы на различные по смыслу вопросы)
3) с алексией(нарушение чтения) и аграфией (нарушение письма) – корковая, и без алексии – подкорковая.
- Эфферентная моторная афазия Брока -сочетание нарушения экспрессивной устной речи и письменной речи (корковая) или только устной (подкорковая) при сохранении ее понимания – задние отделы нижней лобной извилины доминантного полушария (поле 44)
1) невозможность произнесения слов, словесный эмбол («му-му» вместо любого слова)
- Афферентная моторная афазия -нарушение возможности повторения вслух слов, а также чтения вслух при менее нарушенной активной произвольной речи и понимании обращенной речи – нижние отделы теменной доли доминантного полушария (поражение связей центра Вернике и Брока).
1) литеральная парафазия (перестановка и пропуск отдельных звуков),
2) вербальная парафазия (замена одного слова другим, сходным по артикуляции, но различным по значению),
3) аграматизмы(нарушения грамматического строя речи).
- Акустико-мнестическая (амнестическая) афазия - при сохранении понимания и воспроизведения речи и грамматической структуры фраз нарушается словесная память, возникает трудность подбора нужныхслов из-за снижения словарного запаса, подсказка первого слога не помогает– височно-теменной стык (поле 37).
- Оптико-мнестическая (амнестическая) афазия - при сохранении понимания и воспроизведения речи и грамматической структуры фраз нарушается словесная память, возникает трудность подбора нужныхслов из-за разобщения образа и слова («то,из чего пьют»), подсказка первого слога помогает– височно-теменной стык (поле 37).
- Семантическая афазия– нарушение грамматической логики речи – угловая извилина доминантного полушария (поле 39)
- Динамическая афазия(апраксия речи) – заторможенность, скудность речи, отсутствие спонтанной произвольной речи
2) Апрозодия – нет восприятия интонации речи при сохранности вербальной информации – поле 22 субдоминантного полушария (аналог зоны Вернике),
3) Алалия –системное недоразвитие речи при поражении корковых речевых зон в доречевом периоде (до 2-3 лет):
- Сенсорная алалия - нарушение понимания обращенной речи при сохранении слуха (отсутствие речевого словаря), обязательно нарушается и моторная речь,
- Моторная алалия - недоразвитие моторной речи при сохранении понимания обращенной речи.
4) Аграфия– нарушение письменной речи – угловая извилина доминантного полушария (поле 39) или при поражении заднего отдела второй лобной извилины,
5) Алексия– нарушение чтения – угловая извилина доминантного полушария (поле 39),
6) Акалькулия– нарушение устного счета – угловая извилина доминантного полушария (поле 39),
- Приобретенные и врожденные дефекты строения артикуляционного аппарата(НЕ КОРКОВОЕ):
1) Дизартрия- нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата («каша во рту»), и назолалия -вследствие нарушения иннервации мягкого неба («гнусавость голоса»)
2) Дислалия -нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
- Функциональные нарушения головного мозга:
1) Заикание – логоневроз, нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
2) Мутизм и сурдомутизм – полное отсутствие контакта или глухонемота функционального характера