Сестринский уход за пациентом, находящимся на искусственной вентиляции легких

Медицинская сестра должна помнить, что плохой уход за пациентом, находящимся на ИВЛ, всегда перевешивает чашу весов в сторону смерти. В этом критическом состоянии прио­ритетной проблемой больного является его полная беспомощ­ность и зависимость от медицинского персонала. Планируя уход за таким пациентом, медсестра должна продумать перво­очередные задачи:

— борьба с неподвижностью;

— обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и профилактика ателектазов (спадение) легких;

— борьба с инфекцией;

— питание пациента и отправление физиологических по­требностей.

Борьба с неподвижностьювключает повороты пациента с боку на бок, пассивные движения в крупных суста­вах — 4-5 сгибаний и разгибаний в каждом суставе. При вы­полнении назначений и процедур медсестра не должна забы­вать и о общем массаже с протиранием тела антисептиками или препаратами, улучшающими кровообращение в коже и подкожной клетчатке: спиртом, камфорным спиртом, уксусом.

Обеспечение проходимости верхних дыхательных путей и профилактика ателектазов легкихвключает аспирацию мокро­ты из верхних дыхательных путей электроотсосом, вибраци­онный массаж грудной клетки, стимуляцию кашля, постуральный дренаж для улучшения оттока мокроты (помнить о противопоказаниях!). Из зависимых действий нельзя мянуть участия медсестры во врачебных процедурах — про­мывании дыхательных путей, бронхоскопии.

Борьба с инфекциейявляется очень важным моментом в работе медицинской сестры при уходе за пациентом на ИВЛ. Неукоснительное соблюдение санитарно-противоэпидемио-логического режима отделения реанимации и интенсивной терапии, принципов асептиков и антисептиков должно стать правилом в повседневной деятельности сестры. Важно регу­лярно осуществлять уход за трахеостомой, своевременно сме­нять канюлю. Для улучшения кровообращения в слизистой трахеи, что также препятствует развитию инфекции дыхатель­ных путей, медсестра должна периодически распускать раздувную манжетку на интубационной трубке, обрабатывать по­лость рта пациента раствором соды или нистатина, участвовать в смене интубационной трубки при длительной ИВЛ. В обязанности сестры входит смена аппарата ИВЛ с предварительной его дезинфекцией. Если у пациента установ­лен постоянный мочевой катетер, следует, сменяя катетер, ре­гулярно промывать мочевой пузырь раствором антисептика.

Никакое профилактическое введение антибиотиков не спа­сет пациента от присоединения инфекции, если медицинская сестра будет игнорировать принципы асептики и антисепти­ки.

Питание пациента— очень важный процесс на пути к вы­здоровлению. Медицинская сестра должна уметь не только своевременно поставить пациенту очередную порцию белко­вых или углеводных препаратов для внутривенного питания, но и профессионально грамотно проводить зондовое энтеральное питание: небольшими порциями, но достаточно часто и высококалорийной пищей.

При отсутствии самостоятельного стула медицинская сест­ра должна позаботиться о постановке очистительных или ги­пертонических клизм не реже чем через день.

Пациент, находящийся на ИВЛ, не должен длительное время лежать на спине! За исключением времени, необходи­мого для специальных исследований и процедур, положение па спине приводит к параличам «от бездействия», так как ко­нечности находятся в физиологически невыгодном положении, а также к параличам стоп при длительном их скисании, не говоря уже о развитии пневмоний и пролежней.

Таким образом, от медицинской сестры зависит успех про­водимой интенсивной терапии.

МЕХАНИЧЕСКАЯ АСФИКСИЯ

В экстремальных ситуациях наиболее часто встречаются три причины механической асфиксии:

— сдавление дыхательных путей, или странгуляционная ас­фиксия повешение,

— механическое перекрытие дыхательных путей — попада­ние инородных тел, западение языка, отек гортани;

-— заполнение дыхательных путей жидкостями или порош­кообразными смесями — утопление.

СТРАНГУЛЯЦИОННАЯ АСФИКСИЯ

В процессе умирания от странгуляционной асфиксии орга­низм проходит четыре стадии, каждая из которых может дли­ться от нескольких секунд до нескольких минут

1-я стадия — сознание сохранено, отмечается глубокое и частое дыхание с участием всей вспомогательной мускулату­ры. Нарастает цианоз лица, тахикардия. Артериальное давле­ние резко повышается. На этой стадии возможно самоспасе­ние.

2-я стадия сознание отсутствует, судороги, семяизверже­ние, непроизвольное мочеиспускание и калоотделение. Дыха­ние аритмичное и постепенно урежается.

3-я стадия — терминальная пауза. Происходит остановка дыхания от нескольких секунд до 1—2 минут

4-я стадия — появляются терминальные типы дыхания, которые сменяются развитием клинической смерти: останов­кой дыхания и кровообращения.

Считается, что странгуляция в течение 7—8 минут абсолют­но смертельна. Успех оживления зависит от длительности странгуляции, наличия повреждений органов шеи, шейного отдела позвоночника и расположения странгуляционной бо­розды.

Странгуляция выше гортани приводит к почти мгновенно­му умиранию — рефлекс каротидных узлов, приводящий к остановке сердца.

После извлечения из петли до стадии наступления клини­ческой смерти у пострадавших сознание отсутствует, отмеча­ются генерализованные судороги, напряжение мышц, двига­тельное возбуждение, цианоз лица. На склерах глаз и конъюнктиве видны петехиальные кровоизлияния. Дыхание частое, аритмичное. Артериальное давление резко повышено. Тахикардия, аритмии.

Если есть хоть малейшие признаки жизни, при правильном проведении реанимационных мероприятий успех вполне воз­можен.

Наши рекомендации