Классификация гемокорректоров (кровозаменителей)
1. Препараты гемодинамического и реологического дейст
вия.
Используются для восполнения ОЦП (объема циркулирующей плазмы) и улучшения микроциркуляции.
Полиглюкин, реополиглюкин, желатиноль, полифер (содержит железо), гелофузин, перфторан (переносит кислород), макродекс, реомакродекс.
2. Препараты дезинтоксикационного действия.
Используются для уменьшения проявлений интоксикации.
Гемодез, полидез, неогемодез.
3. Препараты для парентерального питания.
Для восполнения белков: гидролизин, аминокровин, ами-нопептид.
Смеси аминокислот: альвезин, полиамин, аминон, аминосол.
Для восполнения жиров: липофундин, интралипид, инфу-золипол.
Для восполнения углеводов: 10—20% растворы глюкозы, сорбита, маннита.
4. Препараты для регуляции водно-солевого баланса и кислотно-ще лочного состояния (КЩС).
Для восполнения водно-солевого баланса: изотонический раствор натрия хлорида, раствор Рингера, дисоль, ацесоль, лактасоль, 5% растворы глюкозы и сорбита.
Для уменьшения гиперволемии: осмодиуретики — манни-тол, маннит, мочевина, сорбитол.
Для регуляции КЩС: гидрокарбонат натрия, трисамин.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Контроль исходного уровня знаний
Вопросы для фронтального опроса
1. Перечислите признаки артериального, венозного и капиллярного кровотечения.
2. Перечислите способы временной остановки кровотечения.
3. Сколько времени может находиться на конечности жгут летом, зимой и при радиационном поражении?
4. Что такое «донор» и «реципиент»?
5. Назовите возможные гемотрансфузионные осложнения.
6. Каковы действия медсестры при развитии гемотрансфузионного осложнения?
7. Назовите точки пережатия артерий при кровотечении в области головы и верхней конечности.
8. Назовите точки пережатия артерий при кровотечении в
области шеи и нижней конечности.
9. Какими способами можно остановить артериальное кровотечение из ягодичной области?
10. Назовите общие признаки закрытого внутреннего кровотечения.
Тестовое задание
Выбрать один правильный ответ.
1. Ярко-алый цвет крови, изливающейся пульсирующей
струей, характерен для:
а) артериального кровотечения;
б) капиллярного кровотечения;
в) смешанного кровотечения;
г) венозного кровотечения.
2. Индекс Алговера—Грубера — это частное от деления показателей:
а) систолического давления на диастолическое;
б) пульса на систолическое давление;
в) систолического давления на пульс;
г) диастолического давления на систолическое.
3. При кровопотере более 40% ОЦК индекс Алговера—Грубера составляет:
а) больше 1;
б) меньше 1;
в) 1,3;
г) 1,5.
Выбрать несколько правильных ответов.
4. Для восполнения кровопотери используют:
а) полифер;
- |
б) перфторан;
в) гелофузин;
г) гемодез.
5. «Опасными» реципиентами считаются:
а) реципиенты, имеющие аллергологические заболевания;
б) люди старше 70 лет;
в) женщины с выкидышами или мертворождением в анамнезе;
г) дети до 10 лет.
6. Признаками внутритканевого кровотечения являются:
а) перитонеальные симптомы;
б) одышка;
в) распирающие боли;
г) увеличение объема тканей.
7. Показанием для переливания цельной крови являются:
а) кровопотеря более 40% ОЦК;
б) травматический шок 2-й степени;
в) травматический шок 3-й степени;
г) нарушение системы кроветворения с геморрагическим синдромом.
8. Методы временной остановки кровотечения на месте происшествия:
а) наложение жгута, давящая повязка;
б) пальцевое прижатие кровоточащего сосуда, давящая повязка, наложение жгута, применение гемостатических средств;
в) наложение асептической повязки, наложение кровоостанавливающего жгута;
г) наложение жгута, давящая повязка, тугая тампонада раны, форсированное сгибание конечности с последующей ее фиксацией, пальцевое прижатие кровоточащего сосуда. Установить соответствие.
9. Локализация перелома и примерная потеря крови:
1) бедро; а) 500 мл;
2) плечо; б) 1000-1500 мл;
3) множественные переломы таза в) 1800 мл;
г) 1500-2000 мл.
Закончить предложение.
10. а) Шок, причиной которого является потеря крови, называется ...?
б) Шок, причиной которого является переливание крови, называется ...?
Текущий контроль
Ситуационная задача 1
Во время переливания крови пациент пожаловался на боли в пояснице, чувство нехватки воздуха. Медсестра обратила внимание на гиперемию лица и озноб. Вслед за этими явлениями появился цианоз губ. АД 80/50 мм рт. ст. Пульс 98 ударов в 1 минуту. Ситуация возникла в противошоковой палате ОПМП.
1. Определить неотложное состояние. Обосновать ваше решение. Назвать нарушенные потребности пациента.
2. Определить проблемы пациента, выделить приоритетную проблему и поставить цели сестринского процесса.
3. Составить план сестринского вмешательства с мотивацией.
4. Оценить результат.
Ситуационная задача 2
Пострадавший с тупой травмой живота жалуется на боли по всему животу, слабость, головокружение, пелену перед глазами, жажду.
При осмотре: бледен, холодный пот, цианоз слизистых оболочек губ и ногтевых лож. АД 90 и 50 мм рт. ст. Пульс — 125 ударов в 1 минуту, слабого наполнения. Живот болезненный во всех отделах, положительный симптом Щетки на—Блюмберга в нижних отделах, притупление перкуторного тона в отлогих местах. Ситуация возникла в очаге ЧС, бригада работает без врача.
1. Определить неотложное состояние. Обосновать ваше решение. Перечислить нарушенные потребности пациента.
2. Определить тяжесть состояния по индексу Алговера—Грубера.
3. Определить проблемы пациента, выделить приоритетную проблему, поставить цели сестринского процесса.
4. Составить план сестринского вмешательства по оказанию доврачебной помощи, пользуясь оснащением бригады доврачебной помощи с мотивацией.
5. Оценить результат.
Индивидуальные задания при работе с пациентами в лечебном отделении
Проанализировать объем оказания помощи на догоспитальном этапе пострадавшему, доставленному с кровотечением, по истории болезни и талону на госпитализацию «скорой помощи».
Роль медсестры.
1. Рассказать об условиях хранения крови и ее препаратов в отделении. Какая ведется документация при переливании крови в отделении? Роль медсестры.
2. По истории болезни пациента с кровотечением проанализировать терапию, направленную на борьбу с кровопотерей,— объем, медицинские препараты, хирургическое вмешательство. Роль медсестры.
3. Рассказать, просмотрев несколько историй болезней пациентов с желудочными кровотечениями, о способах окончательной остановки кровотечения во время операции. Роль операционной медсестры.
4. По листу назначений и наблюдения за пациентом с кровотечением рассказать о течении раннего послеоперационного периода и сестринском уходе.
5. Рассказать о мерах профилактики инфицирования пациентов и медицинского персонала, применяемых в отделении при работе с кровью. Как осуществляется уход за подключичным катетером в
отделении? Какие еще доступы к вене используются в отделении?
Итоговый контроль
Выбрать один правильный ответ.
1. Для продолжающегося внутреннего закрытого кровотечения наиболее характерны:
а) тахикардия и потеря сознания;
б) цианоз и потеря сознания;
в) жажда, потливость и гипотония;
г) нарастающая тахикардия, одышка, цианоз, жажда,
сонливость, гипотония.
2. Для стабилизации гемодинамики применяют:
а) липофундин с полидезом;
б) глюкозу с маннитолом;
в) реополиглюкин с перфераном;
г) алъвезин с гемодезом.
Выбрать несколько правильных ответов.
3. При диагностике внутренних кровотечений в условиях ЧС ориентируются на:
а) лабораторные экспресс-методы;
б) показатели пульса;
в) изменение цвета кожных покровов;
г) жалобы пациента и пальпацию.
4. К временным способам остановки кровотечения относятся:
а) наложение жгута;
б) дача аминокапроновой кислоты;
в) пальцевое прижатие кровоточащего сосуда;
г) наложение сосудистого шва.
5. Симптомы внутреннего кровотечения в брюшную полость:
а) притупление перкуторного тона в отлогих местах;
б) снижение АД и тахикардия;
в) снижение АД и брадикардия;
г) повышение АД и брадикардия.
Определить соответствие.
6. Вид повреждения и симптомы
1) ранение сонной артерии; а) фонтанирующая струя;
2) ранение вен шеи. б) непрерывная струя;
в) кровоточит вся поверх
ность;
г) алая кровь;
д) темно-вишневая кровь;
е) пенистая кровь.
7. Действие и препарат
1) гемодинамическое; а) полифер;
2) регуляция водно-солевого б) трисамин;
обмена; в) липофундин;
3) регуляция КЩС. г) дисоль;
д) перфторан;
е) трисоль.
8. Индекс Алговера—Грубера и потеря крови:
а) 40% ОЦК;
б) 30% ОЦК;
в) 20% ОЦК;
г) 10% ОЦК.
1) 0,9-1,2; 2) 1,3-1,4; 3) 1,5 и более. |
Установить последовательность действий.
9. При гемотрансфузионных осложнениях:
а) вызвать врача;
б) согреть;
в) дать кислород;
г) прекратить внутривенное введение;
д) поставить капельно - физиологический раствор;
е) убрать ампулу с кровью в холодильник.
10. При венозном кровотечении из вен конечности:
а) иммобилизация конечности;
б) обезболить;
в) наложить давящую повязку;
г) уложить пострадавшего;
д) начать восполнение кровопотери;
е) доставить в стационар.
ОТВЕТЫ Контроль исходного уровня знаний
1. а). 6. в), г).
2. б). 7. а), г).
3. г). 8. а), г).
4. а), б), в). 9. 1 - б); 2 - а); 3 - г).
а), в). 10. геморрагический, гемотрансфузионный.
Текущий контроль
Ситуационная задача 1
1. Гемотрансфузионный шок.
Обоснования: преливание крови, боли в пояснице, чувство нехватки воздуха, озноб, гиперемия и цианоз, гипотония, тахикардия.
Нарушены потребности быть здоровым, дышать, выделять, поддерживать состояние. 2. Настоящие проблемы:
физические — боль, удушье, озноб, изменение цвета кожи, нарушение функции сердечно-сосудистой системы; психоэмоциональные — страх смерти; социальные — боязнь остаться инвалидом. Потенциальная проблема: риск развития необратимых изменений.
Приоритетная проблема: нарушение функции сердечно-сосудистой системы.
Мотивация |
Сопутствующие проблемы: удушье, озноб, боли. Цель — прекратить развитие шока и стабилизировать гемодинамику.
Мероприятия
Остановить дальнейшую агглютинацию Для назначения лечения Снять страх неизвестности Сохранить доступ к вене для противошоковой терапии Улучшить альвеолярную вентиляцию Снять озноб Сохранить для возможных исследований Проводить противошоковую терапию по назначению врача |
Прекратить переливание крови
Послать за врачом
Успокоить пациента, объяснить, что происходит и что вы будете делать
Заменить ампулу крови на физиологический раствор натрия хлорида
Дать увлажненный кослород через носовые катетеры
Обложить ноги пациента грелками
Убрать ампулу с остатками крови в холодильник
Подготовить медикаменты для оказания помощи и действовать по указанию врача
4. Цель достигнута — преливание крови прекращено, АД и пульс стабилизировались.
Ситуационная задача 2
1. Внутреннее закрытое кровотечение в брюшную полость.
Геморрагический шок.
Обоснования: травма живота, слабость и головокружение, ухудшение зрения, жажда, цианоз и потливость, наличие свободной жидкости в брюшной полости, гипотония, тахикардия.
Нарушены потребности пациента быть здоровым, поддерживать состояние, видеть, пить, избегать опасности, работать.
2. Индекс Алговера—Грубера = 125 : 90 = 1,3, то есть кро-
вопотеря составляет 30% ОЦК, что соответствует тяжелому
геморрагическому шоку.
3. Настоящие проблемы:
физические — боль, слабость, ухудшение зрения, изменение цвета кожи, потеря крови, нарушение функции сердечно-сосудистой системы;
психоэмоциональные — страх смерти, заторможенность;
социальные — необходимость длительной госпитализации.
Потенциальные проблемы: риск инфицирования брюшной полости, риск развития необратимых состояний.
Приоритетная проблема — нарушение функции сердечно-сосудистой системы и потеря крови.
Цель краткосрочная — стабилизировать гемодинамику для обеспечения безопасной транспортировки.
Цель долгосрочная — остановить внутреннее кровотечение.
Цель |
Мероприятие
Уложить, согреть Успокоить, объяснить, что происходит и что вы собираетесь делать Положить холод на живот Ввести внутривенно полиглюкин Ввести внутримышечно предни-золон Запретить пить |
Улучшить кровоснабжение жизненно важных органов
Снять страх неизвестности и стресс
Вызвать спазм сосудов для уменьшения кровотечения
Восполнить ОЦП
Поддержать гемодинамику и АД
Обеспечить профилактику перитонита и подготовить к общей анестезии
Срочно эвакуировать в положении лежа на носилках с приподнятым ножным концом |
Обеспечить окончательную остановку кровотечения. Ноги приподняты для улучшения кровоснабжения жизненно важных органов
5. Цель достигнута частично — АД и пульс стабилизировались, безопасная транспортировка обеспечена, но кровотечение можно остановить только оперативным путем.
Итоговый контроль знании
1- г)- 6. 1 - а), г); 2 - б), д).
2- в). 7. 1 - а), д; 2 - г), е); 3 - б).
3. б), в), г). 8. 1 - в); 2 - б); 3 - а).
4. а), в). 9. а)-г)-д)-в)-б)-е).
а), б). Ю. г)-в)-б)-а)-д)-е).
Темы для подготовки домашнего задания к занятию 4
1. Причины, классификация и клинические признаки травматического шока.
2. Причины, клинические признаки, течение синдрома длительного раздавливания.
Тема 4