Экспансивное решение: привлекательность господства
Во всех случаях невротического развития отчуждение от себя является ключевой проблемой; в них мы неизменно обнаруживаем поиск славы, долженствования, претензии, ненависть к себе и различные меры облегчения напряжения. Но у нас еще нет картины того, как эти факторы действуют в конкретной невротической структуре. Такая картина зависит от видов решений, которые люди находят для своих внутрипсихических проблем. Однако прежде, чем мы сможем адекватно описать эти решения, мы должны в каждом случае прояснить внутреннюю структуру, порожденную системой гордости, и входящие в нее конфликты. Мы понимаем, что имеется конфликт между системой гордости и реальным Я. Но, как я уже указывала, важный конфликт возникает также внутри самой системы гордости. Прославление себя и презрение к себе не образуют конфликта. Фактически до тех пор, пока мы думаем только в понятиях этих двух диаметрально противоположных образов, мы признаем противоречивые, хотя и дополняющие друг друга самооценки, но не осознаем конфликтующих влечений. Картина меняется, когда мы смотрим а нее с другой точки зрения и сосредоточиваемся на воп-
: Как мы переживаем себя?
внутренняя констелляция создает фундаментальную
опРеделенность собственной идентичности. Кто я? Явля-
ь я гордым сверхчеловеком или я — подавленная, вино-
ая и довольно жалкая тварь? Если только человек не
т и не философ, он обычно не ставит сознательно таких
Р°сов. Но существующая неопределенность проявляет-
ся в снах. Многими способами утрата идентичности мозкет выражаться в них прямо и лаконично. Во сне человек может потерять свой паспорт или при просьбе назвать себя быть не в состоянии это сделать. Или, быть может, его старый друг появится во сне, выглядя совершенно иначе, чем он его помнит. Или он может смотреть на портрет, но в раме видеть лишь пустой холст.
Гораздо чаще сновидец не задается прямо вопросом об идентичности, а представляет себя в виде различных символов: других людей, животных, растений или неодушевленных предметов. Он может появляться в одном и том же сне в качестве самого себя, в качестве сэра Галлахада и устрашающего чудовища. Он может быть жертвой похищения и гангстером, заключенным и тюремщиком, судьей и обвиняемым, жертвой и палачом, испуганным ребенком и гремучей змеей. Это инсценирование себя демонстрирует действующие в человеке центробежные силы, и интерпретация может оказывать большую помощь в распознавании их. Например, склонность к покорности может выражаться во сне через покорного персонажа в сновидении; его презрение к себе — через таракана на кухонном полу. Но это не исчерпывает весь смысл инсценирования себя. Сам факт, что оно имеет место (основание для упоминания его здесь), также указывает на нашу способность переживать себя как разные Я. Эта же способность проявляется и в часто вопиющем несоответствии между тем, как человек переживает себя в повседневной жизни, с одной стороны, и в своих снах — с другой. В своем сознании он может быть выдающимся умом, спасителем человечества, тем, для кого нет ничего невозможного; в то же самое время в своих снах он может быть уродом, невнятно бормочущим идиотом или изгоем, валяющимся в сточной канаве. Наконец, даже в своем сознательном способе переживания себя невротик может колебаться между чувством кичливого всемогущества и ощущением себя подонком. Это особенно заметно (но ни в коем случае не ограничивается ими) у алкоголиков, которые в один момент ью-
вырастать до облаков, делая великие жесты и давая грандиозные обещания, а в следующий момент — быть жалкими и подобострастными.
Эти множественные способы переживания себя соответствуют существующей внутренней структуре. Если не учитывать более сложные варианты, невротик может ощущать себя в качестве своего прославленного Я, в качестве своего презренного Я, а временами (хотя в основном это блокируется) в качестве своего истинного Я. Он, таким образом, действительно должен испытывать неопределенность своей идентичности. И до тех пор, пока сохраняется невротическая внутренняя структура, на вопрос «Кто я?» действительно не может быть дан ответ. В данный момент нас больше интересует тот факт, что эти различные переживания Я неизбежно конфликтуют. Точнее, конфликт обязательно возникает, потому что невротик идентифицирует себя в целом и со своим высшим гордым Я, и со своим презренным Я. Если он переживает себя как высшее существо, у него есть тенденция быть экспансивным в своих стремлениях и убеждениях относительно того, чего он может достичь; он склонен быть более или менее откровенно высокомерным, честолюбивым, агрессивным и требовательным; он ощущает самодостаточность; он презрительно относится к другим; он требует восхищения или слепого послушания. Наоборот, если в самоощущении он выступает своим покорным Я, он склонен ощущать беспомощность, быть уступчивым и умиротворяющим, зависеть от Других и страстно желать их любви. Другими словами, идентификация в целом с одним или другим Я влечет за собой не только противоположные способы поведения, но и противоположные группы ценностей, противоположные ЛеЧения и противоположные виды удовлетворения.
^сли эти два способа переживания Я действуют одно-
РеМенно, он должен чувствовать себя так, будто два чело-
еКа тянут его в противоположных направлениях. И в
°м Действительно суть идентификации в целом с двумя
существующими Я. Это не просто конфликт, а конфлик достаточно сильный, чтобы разрывать его на части. Есл ' ему не удастся уменьшить возникающее напряжение, обя зательно появится тревога. Тогда он может, если предрас положен к этому по другим причинам, пристраститься к выпивке, чтобы облегчить свою тревогу.
Но обычно, как и в любом конфликте большой интенсивности, попытки решения начинают делаться автоматически. Существует три основных пути такого решения. Один из них выведен в литературе как история доктора Джекиля и мистера Хайда. Доктор Джекиль узнает, что существуют две стороны его самого (грубо представляемые как грешник и святой, причем ни тот не другой не совпадает с ним самим), находящиеся в вечной войне друг с другом. «Если бы, сказал я себе, каждый из них мог быть помещен в отдельную личность, жизнь была бы избавлена от всего невыносимого». И он создает лекарство, с помощью которого он может разъединять эти два Я. Если лишить историю ее фантастического одеяния, она представляет попытку разрешить конфликт путем психической фрагментации. Многие пациенты поворачивают в этом направлении. Они переживают себя последовательно как крайне уступчивых и как грандиозных и экспансивных, не чувствуя обеспокоенности этим противоречием, потому что в их представлении эти два Я не связаны.
Но, как свидетельствует повесть Стивенсона, эта попытка не может быть успешной. Мы уже показали в предыдущей главе, что это слишком частное решение. Более рациональное решение связано с паттерном упрощения, который типичен для многих невротичных пациентов. Это попытка постоянно и жестко подавлять одно Я и быть исключительно другим. Третий путь решения конфлик та — отключение интереса от внутренней битвы и ухоо о активной психической жизни.
Итак, существуют два главных интрапсихических к фликта, причиной которых является система горДоС центральный внутренний конфликт и конфликт ме
дым и презираемым Я. В анализируемом человеке или
циенте в начале анализа они, однако, не выступают
к два отдельных конфликта. Отчасти это происходит
тому,что реальное Я является потенциальной, но еще не
йственной силой. Кроме того, пациент имеет тенденцию
презирать в себе скопом все, что не наполнено гордостью,
включая его реальное Я. По этим причинам два конфликта
оказываются слившимися в один — в конфликт между
экспансивностью и уступчивостью. Только после большой
аналитической работы центральный конфликт выступает
как отдельный.
На сегодняшнем уровне знаний главные невротические решения внутрипсихических конфликтов кажутся подходящей основой для типологии неврозов. Мы должны, однако, иметь в виду, что наше желание четкой классификации больше отвечает нашей потребности в порядке и руководстве, чем разнообразию человеческой жизни. Разговор о человеческих типах — или, как здесь, о невротических типах — в конце концов есть только средство взглянуть на личности с определенных удобных позиций. И в качестве критерия мы используем факторы, которые кажутся решающими в рамках конкретной психологической системы. В этом узком смысле каждая попытка устанавливать типы имеет определенные достоинства и определенные ограничения. В рамках моих психологических теорий центральной является структура невротического характера. И потому моим критерием выделения «типов» не может
быть
та или иная картина симптомов или та или иная ин-
дивидуальная тенденция. Им могут быть только особенно-СТи Целостной невротической структуры. Они в свою оче-РеДь в значительной степени детерминированы главными Решениями, которые нашел человек для своих внутренних к°нфликтов.
0Тя этот критерий шире, чем многие другие, испольные в типологиях, его полезность, тем не менее, также ничена вслеДствие многих оговорок, которые мы дол-
жны сделать. Начнем с того, что хотя люди, склонные к одному и тому же главному решению, обладают характер ным сходством, они могут широко различаться но уровню человеческих качеств, талантов и достижений. Более того то, что мы рассматриваем как «типы», фактически является срезами личностей, в которых невротический процесс привел к довольно крайним формам развития с резко выраженными чертами. Но всегда существует неопределенный диапазон промежуточных структур, издевающихся над любой точной классификацией. Эти сложности увеличиваются еще и тем, что вследствие процесса психической фрагментации даже в крайних случаях часто существует не одно главное решение. «Большинство случаев — смешанные, — говорит Уильям Джемс 1, — и мы не должны относиться к нашим классификациям со слишком большим уважением». Возможно, было бы несколько более корректным говорить о направлениях развития, чем о типах.
Имея в виду эти оговорки, мы можем выделить три главных решения с точки зрения представленных в данной книге проблем: экспансивное решение, уступчивое решение и смирение. В экспансивных решениях человек преимущественно идентифицируется со своим прославленным Я. Говоря о «себе» он имеет в виду, как Пер Гюнт, свое грандиозное Я. Или, как определил это один пациент: «Я существую только как высшее существо». Сопутствующее этому решению чувство превосходства не является обязательно осознанным, но — осознано оно или нет —- в значительной мере детерминирует поведение, стремления и установки по отношению к жизни в целом. Привлекательность жизни — в господстве. Это главным образо влечет за собой решимость, сознательную или бессозна тельную, преодолеть каждое препятствие — внутри и вне себя — и веру, что он должен быть способен и деист тельно способен на это. Он должен быть в состоянии спр
1 См.: James W., The Varieties of Religious Experience, P-14 Longmans, Green and Co., 1902.
ться с превратностями судьбы, трудностями ситуации, танностью интеллектуальных проблем, сопротивлени-других людей, конфликтами в себе. Обратная сторона необходимости в господстве — страх перед всем, означающим беспомощность; это самая острая боязнь невротика. При поверхностном взгляде на представителей экспансивного типа мы видим людей, которые прямо направлены на самопрославление, на честолюбивые занятия, на мстительный триумф, на господство над жизнью с помощью ума и силы воли как средств актуализации своего идеализированного Я. Если не касаться различий в предпосылках, индивидуальных концепциях и терминологии, именно так рассматривали таких людей Фрейд и Адлер — как влекомых потребностью в нарциссическом самовозвеличивании или в нахождении на вершине. Однако когда мы заходим достаточно далеко в анализе таких пациентов, мы всегда обнаруживаем в них тенденции к уступчивости — тенденции, которые они не только подавляют, но ненавидят, и к которым испытывают отвращение. Первая картина, предстающая перед нами, отражает лишь одну их сторону, но они представляют ее как отражающую их целиком, чтобы достичь субъективного ощущения единства. Упорством, с которым они держатся за экспансивные тенденции, они обязаны не только ком-пульсивному характеру этих тенденций 1, но и необходимости устранить из сознания все следы самообвинений, Суверенности в себе, презрения к себе. Только этим путем они могут поддерживать субъективные убеждения в превосходстве и господстве.
Момент опасности в этом отношении — осознание невы-
°лненных долженствований, потому что это вызовет чув-
ТВа вины и собственной недостойности. Поскольку в дей-
ительности никто не может соответствовать всем име-
Щимся долженствованиям, такому человеку необходимо
°льзовать все доступные средства, чтобы отрицать пе-
описано в первой главе.
ред собой свои «неудачи». Посредством воображения, вы. движения на первый план «хороших» качеств и отрицания других, совершенства в поведении, экстернализации он должен стараться поддерживать в уме образ такого себя, которым он может гордиться. Он, так сказать, должен творить бессознательный обман и жить, притворяясь, что является всезнающим, всепрощающим, всегда справедливым и т.д. Он никогда, ни при каких условиях не должен допускать осознания того, что по сравнению с его прославленным Я у него глиняные ноги. По отношению к другим может преобладать одно из двух чувств. Он может чрезвычайно гордиться, сознательно или неосознанно, своей способностью дурачить всех — веря в своей кичливости и презрении к другим, что это ему действительно удается. И наоборот, он постоянно боится быть одураченным и, если это случается, может ощущать это как глубокое унижение. Или испытывает более интенсивно, чем другие невротические типы, вечно таящийся страх казаться только обманщиком. Даже если, например, он смог добиться успеха или почета честным трудом, он все равно будет ощущать, что достиг их, перекладывая что-то на других. Это делает его чрезмерно чувствительным к критике и неудаче или к простой возможности неудачи и того, что его «обман» будет разоблачен при критике.
Эта группа в свою очередь включает много разнородных типов, что подтверждается обзором пациентов, друзей или литературных персонажей, который любой может сделать сам. Среди индивидуальных различий решающее касается способности получать удовольствие от жизни и испытывать положительные чувства к другим. Например, и Пер Гюнт, и Гедда Габлер являются возвеличенными версиями самих себя — но какова разница в эмоциональном кл мате! Другие такие различия зависят от способов, которь ми этот тип убирает из сознания понимание своих «не вершенств ». Существуют также вариации в природе в винутых претензий, их оправданий и средств их утвер
Мы должны рассматривать по меньшей мере три ■зновидности «экспансивного типа»: нарциссическии, пфекционистский и высокомерно-мстительный. О пер-тх двух я упомяну вкратце, потому что они хорошо опи-ны в психиатрической литературе, и более детально углублюсь в последний тип.
Я пользуюсь термином нарциссизм с некоторыми колебаниями, потому что в классической фрейдистской литературе он включает совершенно без разбору все виды самораздувания, эгоцентризма, тревожной заботы о своем благополучии и ухода от других 1. Я использую его здесь в первоначальном описательном смысле «влюбленности в свой идеализированный образ»2. Еще точнее: человек является своим идеализированным Я и, по-видимому, обожает его. Эта базальная установка дает ему бодрость и жизнерадостность, полностью отсутствующие у других групп. Это дает ему кажущееся обилие уверенности в себе, которому завидуют все, страдающие от сомнений в себе. У него (на уровне сознания) нет сомнений; он является помазанником, хозяином судьбы, пророком, очень щедрым, благодетелем человечества. Во всем этом есть зерно правды. Он часто одарен выше среднего, рано и легко добивается отличий и, как нередко бывает, рос любимым и избалованным ребенком.
См. обсуждение этого понятия в «Новых путях в психоанализе». Различие между данной концепцией и предлагаемой в «Новых путях» следующее: в «Новых путях» я делаю акцент на самовозвеличении и прослеживаю происхождение этого из отчуждения от других, утраты себя и Давления уверенности в себе. Все это остается верным, но процесс, ве-УЩии к нарциссизму, как я ныне вижу, сложнее. Теперь я склонна про-ДИть различие между самоидеализацией и нарциссизмом, используя ли Л6ДН1™ теРМин в смысле ощущения идентификации со своим идеа-pj, ЗИрованным Я. Самоидеализация имеет место при всех неврозах и пред-^ яет собой попытку разрешить ранние внутренние конфликты. С дру-1*е»СТ°РОНЫ> наРЧиссизм — одно из нескольких решений конфликта 2 p ЭКспансивной и уступчивой тенденциями, "eud S., Zur Einfuhrung des Narzifimus (1914). м- также: Glueck В., The God Man or Jehovah Complex. Medi-•In"rnnl, New York, 1915.
Эта бесспорная вера в свое величие и уникальность -^ ключ к его пониманию. Его бодрость и вечная молодость вырастают из этого источника, как и его часто очаровы вающий шарм. Тем не менее ясно, что несмотря на свои таланты, он стоит на нетвердой почве. Он может непрерывно говорить о своих подвигах или чудесных качествах и нуждается в бесконечном подтверждении его самооценки в форме восхищения и преданности. Его ощущение господства лежит в его убеждении, что не существует ничего, что он не мог бы сделать или достичь. Он действительно часто очарователен, особенно когда в его орбиту входят новые люди. Независимо от их реальной важности для него он должен производить на них впечатление. Он оставляет у себя и у других впечатление, что «любит» людей. И он может быть великодушным, блистательно изображая чувства, льстя, оказывая одолжения и помощь — в ожидании восхищения или в ответ на проявляемую по отношению к нему преданность. Он наделяет свою семью и друзей, свою работу и планы яркими чертами. Он может быть вполне терпимым, не ожидать от других совершенства; он даже может терпеть шутки над ним до тех пор, пока они просто ярко подчеркивают его милые особенности, но всерьез сомневаться в нем нельзя никогда.
Его долженствования не менее неумолимы, чем при других формах неврозов, что и проявляется в ходе аналитической работы. Но для него характерно обращение с ними словно с помощью волшебной палочки. Его способност не замечать изъяны или превращать их в достоинства кажется безграничной. Трезвый наблюдатель часто склоне называть его бессовестным или, по меньшей мере, не ^ дежным. Его, похоже, не заботит нарушение обещан проявление неверности, влезание в долги, обман-I Джона Габриела Боркмана.) Он, однако, не манипулят Он, скорее, ощущает, что его потребности или задач столько важны, что дают ему права на любые привиле Он не ставит под сомнение свои права и ожидает от дру
, словной» любви к себе, независимо от того, насколь-
действительности он нарушает их права. Его сложности выступают в его отношениях с людьми в его работе. Его внутренняя несвязанность с другими епременно проявляется в близких взаимоотношениях. Простой факт, что у других есть их собственные желания или мнения, что они критически смотрят на него или возражают против его недостатков, что они чего-то от него ожидают, — все это ощущается им как изощренная враждебность и вызывает тлеющую обиду. Он, далее, может разразиться гневом и уйти к другим, которые лучше его «понимают». И, так как это случается в большинстве его взаимоотношений, он часто одинок.
Его сложности в трудовой жизни разнообразны. Его планы часто слишком экспансивны. Он не считается с ограничениями. Он переоценивает свои способности. Его стремления могут быть слишком многообразны, и поэтому его легко постигают неудачи. До какого-то момента его гибкость сообщает ему способность оправиться от них, но, с другой стороны, повторные неудачи в предприятиях или во взаимоотношениях с людьми (отвержения) могут всецело подавить его. Тогда во всю силу могут развернуться ненависть и презрение к себе, обычно успешно удерживаемые в повиновении. Он может впасть в депрессию, психотические эпизоды и даже убить себя или (чаще) посредством саморазрушительных побуждений навлечь на себя несчастный случай или болезнь 1.
«заключительное слово относительно его ощущения жи-
и в целом: с виду он достаточно оптимистичен, повернут
Цом к жизни и хочет удовольствия и счастья. Вместе с
У него существуют скрытые тенденции уныния и пес-
изма. Измеряя все мерками безграничности, достиже-
фантастического счастья, он не может не ощущать
Зненного несоответствия им своей жизни. До тех пор
•и описал такой итог в книге «Томми и Гризель» • также: Миллер А. «Смерть коммивояжера», 1949.
пока он на гребне волны, он не в состоянии допустить, что в чем-то потерпел неудачу, особенно в господстве над жизнью. Несоответствие находится не в нем, а в жизни как таковой. Таким образом, он может видеть трагические стороны жизни, но не те, что действительно существуют, а те, которые он вносит в нее.
Второй тип, движущийся в направлении перфекциониз-ма, идентифицирует себя со своими стандартами. Этот тип ощущает свое превосходство вследствие своих высоких стандартов, моральных и интеллектуальных, и на этом основании смотрит на других сверху вниз. Его высокомерное презрение к другим, однако, скрыто — в том числе и от него самого — за изысканным дружелюбием, потому что сами его стандарты запрещают такие «неправильные» чувства.
Его способы затуманивания вопроса о невыполненных долженствованиях двояки. В противоположность нарцис-сическому типу он делает энергичные усилия, чтобы соответствовать своим долженствованиям через выполнение обязанностей и обязательств, через вежливые и аккуратные манеры, через избегание очевидной лжи и т.д. Говоря о людях-перфекционистах, мы часто имеем в виду просто тех, кто поддерживает тщательный порядок, является слишком формалистичным и пунктуальным, должен находить самое правильное слово или надевать самые подходящие галстук и шляпу. Но это только поверхностные проявления их потребности достигать высшей степени совершенства. Реально важны не эти мелкие детали, а совершенство без изъянов всего их образа жизни. Но так как все, чего он может достичь, — это совершенство в поведении, необходимо другое средство. Им является мысленное уравнивание стандартов и действительности — знать о моральных ценностях значит быть хорошим человеком-Используемый здесь самообман все больше скрыт от него, так как по отношению к другим он может настаивать на том, чтобы они на деле соответствовали его стандартам
совершенства, и презирать их, когда им это не удается. Таким образом, экстернализуется его собственное презрение к себе.
В качестве подтверждения своего мнения о себе он нуждается скорее в уважении со стороны других, чем в пылком восхищении (которое он склонен презирать). Соответственно, его претензии в меньшей степени основаны на «наивной» вере в свое величие, чем (как было описано во второй главе о невротических претензиях) на «сделке», которую он тайно заключил с жизнью. Так как он честный, справедливый, послушный, он имеет право на справедливое отношение со стороны других и жизни вообще. Это убеждение в непогрешимой справедливости, действующей в жизни, дает ему ощущение господства. Его собственное совершенство, следовательно, не только средство превосходства, но и способ контролировать жизнь. Мысль о незаслуженной удаче, хорошей или плохой, чужда ему. Его собственный успех, процветание или хорошее здоровье, следовательно, в меньшей степени являются предметом наслаждения, чем доказательством его достоинства. И наоборот, любое несчастье, случающееся с ним, такое, как утрата ребенка, несчастный случай, неверность жены, потеря работы, может привести этого внешне хорошо уравновешенного человека на грань краха. Он не только него-ДУет на несчастье как на несправедливость, но, помимо этого, потрясен им до оснований своей психической жизни. Оно не только опрокидывает всю его систему отсчета, но и вызывает в воображении ужасающую перспективу беспомощности.
Другие его слабые места мы упоминали, когда обсуждали тиранию долженствования: обнаружение им собственной ошибки или неудачи и зажатость между противоречиями долженствованиями. Так же, как неудача, осознание своей собственной ошибки выбивает у него почву из °Д Ног. Тенденции уступчивости и ненависть к себе в чис-°м виде, до тех пор успешно сдерживаемые, могут тогда вЬ1йти на первый план.
Третий тип, движущийся в направлении высокомерно* мстительности, идентифицируется с собственной горл стью. Его главная движущая сила в жизни — потребност в мстительном триумфе. Как сказал Гарольд Келман ! п отношению к травматическим неврозам, мстительность здесь становится образом жизни.
Потребность в мстительном триумфе — постоянный компонент любого поиска славы. Наш интерес касается не столько существования этой потребности, сколько ее потрясающей интенсивности. Как может мысль о триумфе оказывать такое влияние на человека, что он всю жизнь проводит в погоне за ним? Конечно, она должна питаться из многих источников. Но одно знание этих источников недостаточно проясняет ее грозную мощь. Чтобы достичь более полного понимания, мы должны подойти к проблеме еще с одной точки зрения. Даже если в других людях влияние потребности в мщении и триумфе может быть сильным, оно обычно удерживается в рамках тремя факторами: любовью, страхом и самосохранением. Только если эти системы контроля временно или постоянно функционируют со сбоями, мстительность может вовлечь всю личность — тем самым становясь своеобразной интегрирующей силой, как у Медеи, и склоняя ее в единственном направлении — мести и триумфа. И в обсуждаемом типе сочетание этих двух процессов — могучего импульса и недостаточного контроля — объясняет размах мстительности. Великие писатели интуитивно схватывали это сочетание и представляли его в более выразительных формах, чем может надеяться ухватить психиатр. Я имею в виду, например, капитана Ахава из «Моби Дика», Хетклиффа из «Высот Вазеринга» или Жюльена из «Красного и черного».
Мы начнем с описания того, как мстительность проявляется в человеческих взаимоотношениях. ПобуждаюШаЯ
1 Kelman H., The Traumatic Syndrome. American Journal of choanalysis, vol. VI, 1946.
ребность в триумфе делает этот тип особенно конку-ым. фактически он не может выносить никого, кто нает или достигает больше, чем он, обладает большей вла-ью или любым способом ставит под сомнение его превосходство. Компульсивно он должен принижать своего соперника или побеждать его. Даже если он подчиняется ради своей карьеры, то интригами добивается окончательного триумфа. Не будучи связан чувством лояльности, он легко может стать коварным. То, чего он реально достигает своим часто неутомимым трудом, зависит от его талантов. Но всеми своими планами и интригами он часто не достигает ничего, стоящего затраченных усилий, не только потому, что он непродуктивен, но и потому, что слишком саморазрушителен, как мы сейчас увидим.
Наиболее заметные проявления его мстительности — вспышки свирепого гнева. Эти приступы мстительной ярости могут быть столь грозными, что он сам может бояться, как бы не наделать чего-нибудь непоправимого, потеряв самоконтроль. Пациенты, например, могут опасаться убить кого-то, находясь под влиянием алкоголя, то есть когда не действует их обычный самоконтроль. Импульс к мстительным действиям может быть достаточно сильным, чтобы отвергнуть осторожное благоразумие, обычно управляющее их поведением. Будучи захваченными мстительной яростью, они могут реально подвергать опасности свою жизнь, безопасность, работу, общественное положение. Литературным примером является «Красное и черное» Стендаля, где •Ж-юльеи стреляет в мадам де Реналь, прочитав клеветническое письмо. Позднее мы поймем его опрометчивость.
Более важна, чем эти в общем-то редкие мстительные
°Рывы, мстительность, пронизывающая отношение пред-
тавителей этого типа к людям. Он убежден, что каждый
глубине души недоброжелателен и нечестен, что дружес-
е Жесты лицемерны, что мудрее всего никому не дове-
Ть> если не доказана его честность. Но даже такое дока-
ельство не исключает подозрения при малейшей прово-
АИи. В своем поведении по отношению к другим он от-
кровенно высокомерен, часто оскорбительно груб, хотя иногда это скрыто тонким лоском вежливости. Тонко или грубо, осознанно или бессознательно он унижает других и эксплуатирует их. Он может использовать женщин для удовлетворения своих сексуальных потребностей с абсолютным невниманием к их чувствам. С кажущимся «наивным » эгоизмом он будет использовать людей как средства для достижения цели. Он часто устанавливает и поддерживает контакты исключительно из-за того, что они служат его потребности в триумфе: это люди, которых он может использовать как ступени в своей карьере, влиятельные женщины, которых он может завоевать и покорить, последователи, дающие ему слепое признание и увеличивающие его могущество.
Он специалист по фрустрированию других — фрустри-рованию их больших и малых надежд, их потребностей во внимании, успокоении, времени, компании, удовольствии 1. Когда другие протестуют против такого обращения, это их невротическая чувствительность заставляет их так реагировать.
Когда эти наклонности в ходе анализа приобретают ясные очертания, он может рассматривать их как законное оружие в борьбе всех против всех. Он был бы дураком, не будучи начеку, не мобилизуя свои силы для оборонительной войны. Он всегда должен быть готов нанести ответный удар. Он всегда и при любых обстоятельствах должен быть непобедимым хозяином ситуации.
1 Большинство выражений мстительности было описано другими и мной как садистские наклонности. Термин «садистские» фокусирует внимание на удовлетворении, получаемом от возможности подвергать ДРУ" гих боли или оскорблению. Удовлетворение — возбуждение, волнение, веселье — несомненно, может присутствовать в сексуальных и несексуальных ситуациях, и для этого термин «садистский» оказывается достаточно значимым. Мое предложение заменить понятие «садистский» в его общем употреблении словом «мстительный» основано на тезисе, что для всех так называемых садистских наклонностей мстительные потребности являются решающей движущей силой.
См.: Хорни К., Наши внутренние конфликты, глава 12, «Садистские тенденции».
Наиболее существенное выражение его мстительности по отношению к другим содержится в претензиях, которые он предъявляет, и в способе, которым он их отстаивает. Он может не требовать ничего открыто и совсем не осознавать каких-либо своих претензий, но в действительности он ощущает за собой право на то, чтобы его невротические потребности безоговорочно уважались, и на то, чтобы ему было дозволено абсолютное пренебрежение потребностями и желаниями других. Он, например, чувствует себя вправе выражать без стеснения свои нелицеприятные наблюдения и критику, но ощущает себя столь же вправе никогда не подвергаться критике самому. Он считает себя вправе решать, как часто или редко он будет видеть друга и как будет проводить совместно с ним время. И наоборот, он убежден, что имеет право не встречать никаких ожиданий или возражений на этот счет.
Чем бы ни объяснялась внутренняя необходимость таких претензий, они явно выражают его высокомерное невнимание к другим. Когда они не осуществляются, следует мстительная кара, которая может проходить через весь спектр от раздражения до мрачности, от принуждения других испытывать вину до открытого гнева. Отчасти это реакции негодования на ощущение фрустрации. Но неразбавленное выражение этих чувств также служит для отстаивания своих претензий путем запугивания других и Доведения их до состояния робкого соглашательства. И наоборот, когда он не настаивает на своих «правах» и не карает, он в ярости на себя самого и бранит себя за «мягкость». Когда в анализе он жалуется на заторможенность или «уступчивость», он, отчасти не сознавая того, имеет в ВиДУ свое недовольство несовершенством используемых Методов. И улучшение их — одна из вещей, которых он втаине ожидает от анализа. Другими словами, он хочет не преодолеть свою враждебность, а, скорее, стать менее сдержанным или более искусным в выражении ее. Далее, он Испытывает благоговейное вдохновение от того, что каж-Дьщ торопится выполнять его претензии. Оба этих факто-
pa — своего рода премии за его недовольство. И он дей. ствительно является хронически недовольным человеком, В его представлении у него есть причины быть таким, и он определенно заинтересован в том, чтобы это стало известным. Все это, включая факт недовольства, может быть неосознанным.
Частично он оправдывает свои претензии высшими качествами, которыми в его представлении выступают присущие ему обширные знания, «мудрость» и способность к предвидению. Более специфические его претензии — требования возмездия за нанесенные ему раны. Чтобы утвердить это основание для претензий он должен, так сказать, высоко ценить и хранить незаживающими полученные раны, старые или недавние. Он может сравнивать себя со слоном, который никогда не забывает. Он не осознает своей жизненной заинтересованности в том, чтобы не забывать проявленного к нему неуважения, так как в его воображении оно является счетом, который должен быть предъявлен миру. И его потребность оправдывать свои претензии и его реакции на фрустрацию этих претензий действуют подобно порочному кругу, постоянно снабжая горючим его мстительность.
Столь распространенная мстительность, естественно, также проникает в аналитические взаимоотношения и проявляется многими способами. Она является частью так называемой негативной терапевтической реакции 1, под которой мы имеем в виду острое ухудшение состояния после конструктивного сдвига вперед. Любой шаг по направлению к людям или жизни в целом действительно пошатнул бы его претензии и все, что закреплено в его мстительности. До тех пор пока она субъективно необходима, он
1 Freud S., Das Ich und das Es (1923). Horney K., The Problem of Negative Therapeutic Rti Phl Ql 1"
S., Das Ich und das Es (1923). Horney K., The Prob the Negative Therapeutic Reaction. Psychoanalitic Quarterly, 1"" ' Ivimey M., The Negative Therapeutic Reaction. American Journal о Psychoanalysis, vol.VIII, 1948.
д0Лжен защищать ее при анализе. Только самая малая часть этой защиты является явной и прямой. В этом случае пациент может откровенно заявлять, что он полон решимости не отказываться от своей мстительности. «Вы не уберете это из меня; вы хотите сделать из меня ханжу; она возбуждает меня; она заставляет меня чувствовать себя зкивым; она является силой» и т.д. Большая часть его защиты замаскирована тонкостями и околичностями. И для аналитика имеет величайшее клиническое значение знание форм, которые она может принимать, потому что она может не просто задержать аналитический процесс, а совершенно разрушить его.
Сделать это она может двумя способами. Либо весьма значительно влиять на аналитические взаимоотношения, а то и управлять ими — и тогда победить аналитика может казаться важнее, чем достичь прогресса. Либо (что менее известно) определяя, какими проблемами человек заинтересован заниматься. Опять приведем крайние случаи: п