IV.Патофизиология пищеварительной
системы ………………………………………………………...40
4.1. Патофизиология пищеварительного тракта……………....40
4.2..Патофизиология печени…………………………..………...42
V.Патофизиология выделительной системы………………55
5.1. Острая почечная недостаточность………………………...56
5.2. Хроническая почечная недостаточность………………….58
VI.Патофизиология эндокринной системы…..……………64
6.1.Патофизиология гипофиза………………………………….65
6.2.Патофизиология щитовидной железы…………………..…69
6.3.Патофизиология надпочечников…………………………..74
VII.Патофизиология нервной системы…………………….75
7.1.Нарушение чувствительной функции
нервной системы………………………………………………..76
7.2.Нарушение двигательной функции нервной системы…...77
7.3.Патофизиология боли……….. …………………. ………...80
7.4.Нарушение вегетативной иннервации …………………....89
7.5.Нарушение эмоциональной деятельности……………….89
7.6.Патогенез нервных расстройств…………………………...91
Рекомендуемая литература…………………………………101
Приложение. Тестовые задания с эталонами ответов…..102
I.Патофизиология системы крови…………………………….102
II.Патофизиология сердечно-сосудистой системы ...………106
III.Патофизизиология дыхательной системы ………………109
IV.Патофизиология пищеварительной системы ……….......111
V.Патофизиологии выделительной системы ………………..113
VI.Патофизизиология эндокринной системы……………....116
VII. Патофизизиология нервной системы………....................118
ВВЕДЕНИЕ
Патофизиология(от греч. pathos—болезнь, страдание и logos — учение, наука)— основная интегративная фундаментальная медико- биологическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исхода заболеваний. Патофизиологию часто называют наукой о жизнедеятельности больного человека и животного или физиологией и биохимией больного организма. И это вполне оправдано, потому что основным предметом изучения патофизиологии являются:причины и механизмы функциональных и биохимических нарушений, лежащих в основе болезни;механизмы приспособления и восстановления нарушенных при болезни функций (механизмы выздоровления).Будучи теоретическим фундаментом медицины, патофизиология связывает базисные теоретические дисциплины (биология, биохимия, биофизика, физиология, генетика и др.) с дисциплинами клинического профиля. Патофизиология тесно связана с блоком морфологических дисциплин (анатомия, гистология, патанатомия, патоморфология), так как не может быть нарушения функции без нарушения структуры, и «даже ничтожнейшие функциональные изменения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на молекулярном или ультраструктурном уровне».
Основная задача патофизиологиикак фундаментальной медико-биологической науки - получение новых знаний о патогенетической сущности болезни и механизмах выздоровления (саногенеза), т.е. установление общих закономерностей и базисных механизмов реализации биологических процессов, «независимо от структурно- функционального уровня осуществления изучаемых явлений, будь то глубинные молекулярные, биохимические и биофизические процессы или внешние формы системных отношений и поведения» (Саркисов Д.С. и др., 1997).
Мотивацией составления данного пособия послужила необходимость иметь на кафедре единую базу уровня требований преподавателей, лекторов и экзаменаторов, а также конкретно регламентированные масштабы по содержанию преподаваемой учебной информации.
Представленные в пособии материалы соответствуют следующим компетенциям ФГОС ВО по дисциплине «Патофизиология», «Клиническая патофизиология»:
-способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
-готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);
-готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
-способностью к оценке морфофункциональных, физиологи-ческих состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);
-способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
-готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);
-способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-6);
-готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (ПК-21).