Методика оценки психического состояния пострадавших и выявления лиц, нуждающихся в психологической помощи
Мероприятия по психодиагностике пострадавших проводятся, прежде всего с целью выявления лиц, остро нуждающихся в психологической и психиатрической помощи. Для этого оцениваются сохранность личностных структур и психическое состояние пострадавших. Психодиагностическое суждение (заключение) выносится на основании трех диагностических компонентов: наблюдения, беседы, тестирования.
Во время наблюдения за пострадавшими выявляются люди с крайне неадекватными формами поведения, т. е. существенно отличающиеся от большинства остальных пострадавших. При этом оценивается, насколько выражена невротическая и психотическая симптоматика. Особое внимание обращается на особенности движений наблюдаемого (наличие эксплозивных или ступорозных реакций) и речи (чрезвычайно быстрая или крайне медленная), признаки вегетативной дизрегуляции (повышенная потливость, покраснение или побледнение кожных покровов и др.), проявления невротической симптоматики (тики, нарушения координации, тремор рук и др.).
При проведении бесед уточняется характер эмоционального состояния пострадавших. Изучаются факты биографии, предшествовавшие событию, вызвавшему психическую травму, и др. Оценивается адекватность суждений (о времени, месте и осмыслении происходящих событиях), характер самооценок, реальность притязаний и мотиваций, характеристика сна, общее самочувствие, наличие жалоб и др. На основе общего анализа выносится суждение о выраженности невротической или психотической симптоматики.
Вместе с тем следует иметь в виду, что наиболее полную информацию о состоянии пострадавших могут дать только результаты психологического тестирования.
Процедура такого тестирования должна быть нацелена на оценку соответствия психического состояния общепринятой норме и уровня развития адаптационного потенциала личности. На основе результатов тестирования выносится заключение о необходимости проведения пснхокорреционных мероприятий, а также прогнозируются возможные последствия для пострадавшего, связанные с перенесенными им психотравмирующими обстоятельствами.
Как известно, для оценки соответствия психического состояния общепринятой психической норме чаще всего используется тест MMPI (СМИЛ). Но по целому ряду причин провести данный тест в экстремальных условиях практически не удается. Поэтому данный тест необходимо проводить после госпитализации пострадавших. Для массового/ обследования более целесообразно использование других методик.
Так, психологические особенности личности пострадавших в экстремальных условиях деятельности следует изучать с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО), шкалы реактивной тревожности Спилбергера и методики АСС (анкета субъективного самочувствия). В качестве физиологических и психофизиологических методов рекомендуется использовать методик направленные на изучение функционального состояния и резервных возможностей организма (частота сердечных сокращений, частот дыхания, пробы Штанге, Генче, Геринга, теппинг-тест и др.).
По результатам изучения всех обследованных разделяют на три: группы психического здоровья. К первой относятся пострадавшие с удовлетворительными показателями функционального состояния и психического статуса, ко второй — с пограничными показателями, к третьей — с неудовлетворительными. В качестве критериев ис4 пользуются уровень адаптационного потенциала (тест МЛО) и реактивной тревожности (тест Спилбергера), субъективные и объективные характеристики функционального состояния (методика АСС, физиологические показатели). Принцип вынесения итогового заключения показан в табл. 31.1.
При работе с тестом МЛО (приложение 31.1) на данном этапе используются шкалы 4-го (интегральная) и 3-го (поведенческая регуляция, коммуникативный потенциал, моральная нормативность) уровней. Пострадавшие, у которых показатель интегральной шкалы равен 6 стэнам и более, обладают психическим состоянием, соответствующим общепринятой норме. Показатель в пределах 3-5 стэнов, как правило, соответствует частично компенсированной личностной акцентуации и характеризует сниженные адаптационные возможности организма, а также пограничный уровень психического состояния. Показатель интегральной шкалы 2 стэна и менее указывает на низкие адаптационные возможности и неудовлетворительное психическое состояние. Как правило, лица, отнесенные к третьей группе, нуждаются в углубпенном обследовании и консультации у врача-психиатра.
Результаты психологического и психофизиологического обследования пострадавших служат основой для принятия решения о необходимости проведения мероприятий психологической коррекции с той или иной группой пострадавших. Как правило, лица, отнесенные к первой группе психического здоровья, в психотерапевтических мероприятиях не нуждаются, лица же второй группы, наоборот, нуждаются в них. Соответствующие третьей группе также нуждаются в этом, но им целесообразно пройти контрольный осмотр у, врача-психиатра, поскольку своевременное оказание не только психологической, но и специализированной медицинской помощи позволяет избежать тяжелых последствий, вызванных психотравмирующими обстоятельствами.
Общие принципы осуществления психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий при массовой психической травматизации
Проведение психокоррекционных мероприятий при массовой психической травматизации, вызванной воздействием различных экстремальных факторов, существенным образом отличается от оказания психотерапевтической помощи в обычных условиях. Эти отличия заключаются в том, что число нуждающихся существенно превосходит возможности психологов. Поэтому предпочтение следует отдавать групповым методам психотерапии, что, однако, не умоляет значимости и индивидуальных способов оказания психотерапевтической помощи. Кроме того, места (помещения), в которых проводятся такие мероприятия, как правило, не имеют соответствующего оборудования.
Показаниями к осуществлению психокоррекционных мероприятий служат результаты психологического обследования. Наличие выраженной невротической симптоматики (повышенный уровень тревоги, контролируемое чувство страха, вегетативные дисфункции, расстройство ночного сна, снижение порогов переносимости различных негативных факторов окружающей среды, астено-депрессивные, сенесто-ипохондрические и психосоматические проявления и др.) свидетельствует о снижении функционального и психического состояния человека, гтри массовой психической травматизации, вызванной воздействием факторов экстремальной обстановки, чаще других регистрируются астенические и астено-депрессивные состояния, проявляющиеся в чувстве повышенной утомляемости, истощаемости, слабости, утраты способности к продолжительному физическому или умственному напряжению, аффективной лабильности с преобладанием сниженного настроения и слезливости, раздражительной слабости, частых головных болях, расстройствах сна, гнетущей безысходной тоски, восприятии своего окружения и своего будущего только в мрачном свете, двигательной заторможенности, отсутствии мотивации к деятельности, наличии суицидальных мыслей.
Поэтому основной целью психологической и фармакологической коррекции пострадавших, в таких условиях будет:
• снижение уровня тревоги и нервно-психического напряжения;
• формирование адекватной самооценки и повышение уверенности в своих силах;
• оптимизация функционального состояния организма.
Наиболее оптимальные методы коррекции психического и функционального состояния пострадавших от воздействия психотравмирующих факторов экстремальной обстановки — рациональная психотерапия (как правило, проводится индивидуально), активная и пассивная мышечная релаксация (осуществляется как в составе группы, так и индивидуально; приложение 31.5), а также индивидуальное применение психофармакологических препаратов.
При осуществлении мероприятий психологической коррекции целесообразно проводить не менее 3 сеансов, наибольший же эффект достигается при проведении 5-6 сеансов. Эти мероприятия можно проводить в любом помещении и даже на открытом воздухе при температуре +15 °С и выше.
Следует отметить, что психофармакологическая коррекция осуществляется врачем-психиатром! Как правило, психолог, не имеющий специальной подготовки, не должен использовать фармакологические препараты. Соответственно ему нужно принять меры к тому, чтобы в случае необходимости пострадавший был направлен на осмотр к психиатру. Признаками психотических реакций служат эксплозивные или ступорозные проявления, аутизм или чрезмерная агрессивность, психопатические черты и социальная дезадаптация, деперсонализация, наличие галюцинации и др.
В заключение следует отметить, что указанный выше порядок paJ боты психологов, оказывающих помощь пострадавшим в результате! воздействия психотравмирующих факторов, порожденных экстре-! мальными ситуациями, не исключает творчества специалиста. Эт особенно справедливо в отношении проведения психологической коррекции и психотерапии. Известно, что у большинства практикующие психологов есть свои, наиболее излюбленные, методы оказания пси-; хотерапевтического воздействия на пациента (клиента). Все наиболее любимые или наиболее отработанные методы могут быть использованы и при оказании массовой психологической помощи пострадавшим в условиях воздействия факторов экстремальной обстановки. Однако при этом нужно соблюсти важнейший принцип: оказанное воздействие не должно наносить вреда человеку, поскольку в подобных условиях любая ошибка психолога может иметь крайне негативные последствия.