И укреплению здоровья персонала

Этапы работы Действие руководителя
Наем пресонала Выделение ПВК-менеджера: умение заботиться о своем физическом и психическом здоровье; способность самостоятельно планировать свою деятельность и проявлять инициативу; способность получать удовольствие от выполняемой работы; адекватность отражаемых лич­ностью обстоятельств действительности; способность адекватно из­менять поведение в изменяющейся среде; способность планомерно проходить свой жизненный путь Выявление групп риска в организации (сотрудники, выбирающие «рискованное поведение», пристрастившиеся к алкоголю; куре­нию; систематически переедающие; отказывающиеся от выпол­нения гигиенических рекомендаций; поведение, связанное с уве­личением риска несчастных случаев; отказ от обращения за медицинской помощью при заболевании; одинокие мужчины; раз­веденные и овдовевшие женщины)  
Адап­тация Изучение психологических переменных, прямо или косвенно влияющих на сохранение и укрепление здоровья Формирование отношения менеджеров к профессиональному здоровью как к ценности (средству достижения высоких результатов в профессиональной деятельности]
Атте­стация и пла­ниро­вание карье­ры Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам профессионального здоровья Анализ факторов риска и антириска Пропаганда здорового образа жизни, соблюдения режима труда и отдыха Рекомендации по регулярному прохождению медицинских осмотров Выделение в рабочем расписании менеджера времени для занятий оздоровительными видами спорта (например, бегом, плаванием)
Обуче­ние и разви­тие Повышение компетентности в области сохранения здоровья (адекватное представление о факторах, оказывающих негатив­ное и позитивное влияние на здоровье) Выработка навыков здорового поведения Профилактика профессиональных заболеваний Снижение источников рабочего стресса Обучение эффективным стилям коммуникации и разрешения конфликтных ситуаций Антистрессовые программы, программы повышения эмоцио­нальной устойчивости путем овладения способами ПСР Тренировка психики, развитие психических процессов (памяти, внимания, воли и др.)
Моти­вация и стиму­лирова­ние Тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личност­ного и профессионального роста Предоставление возможности сотруднику самому планировать свою деятельность (организация гибкого графика работы) Организация качественного питания сотрудников за счет ком­пании (обед, перерыв на кофе] Поощрение посещения сотрудниками спортивных секций, бани/сауны Поощрение сотрудников, не имевших случаев отсутствия на ра­боте по болезни
Взаи­модей­ствие   Организация спортивных соревнований внутри компании Организация корпоративных праздников, нацеленных на под­держание здорового образа жизни Запрет на курение, употребление алкоголя в помещениях компании  

В настоящее время вероятность возникновения реальной угрозы для жизни людей весьма высока. Это обусловлено не только ухудшением! экологической обстановки, но и сложной социально-политической обстановкой, а также использованием в промышленности все болев сложных и опасных технологий. Психотравмирующие обстоятельства экстремальной ситуации не проходят бесследно для человека. Их негативное воздействие длительное время отражается на физиологическом и психическом состоянии людей.

Психолог, сталкиваясь с проблемой экстремальных условий деятельности, как правило, оказывается включенным в реализацию одного из следующих двух направлений: психологическое обеспечение профессиональной деятельности различных специалистов в экстремальных условиях деятельности или оказание психологической помощи пострадавшим. Первое чаще всего реализуют психологи, работающие в различных силовых структурах и других специфических организациях. Все остальные психологи в большей мере сталкиваются с людьми, пострадавшими от воздействия психотравмирующих I факторов экстремальных ситуаций. В этом случае, как правило, речь \ идет о сохранении или восстановлении психического и соматического здоровья.

Причем следует отметить, что необходимость оказания психологической помощи пострадавшим может возникнуть в двух случаях. ; Во-первых, к психологу за помощью обратился человек. В процессеработы с ним было установлено, что ухудшение его самочувствия на­ступило из-за пережитых психотравмирующих ситуаций. Во-вто­рых, может возникнуть необходимость оказания массовой психоло­гической помощи, что случается, например, при стихийных бедстви­ях или технологических катастрофах.

В первом случае основные задачи психолога связаны: с проведением психодиагностики состояния обратившегося за по­мощью человека;

• с осуществлением комплекса психотерапевтических воздействий, направленных на нормализацию состояния пострадавших;

• с организацией динамического контроля за состоянием постра­давшего в период проведения психотерапевтических воздействий и в течение определенного периода после их завершения.

Во втором случае задачи по своей сложности й характеру будут несколько иными. Прежде всего необходимо решить организацион­ные вопросы об оказании помощи пострадавшим, а лишь затем при­ступить к выполнению последующих задач:

• проведение психодиагностики состояния с целью определения степени сохранности личностных структур пострадавших и оцен­ки их психического состояния;

• осуществление мероприятий психологической коррекции с лица­ми, остро нуждающимися в них;

• осуществление динамического наблюдения за пострадавшими в течение определенного времени.

Рассмотрим более подробно второй случай как наиболее слож­ный. Следует отметить, что потребность в оказании массовой психо­логической помощи возникает, как правило, внезапно. При этом число пострадавших может оказаться весьма значительным. Поэтому орга­низация деятельности врачей и психологов, а также их профессио­нальная подготовленность могут стать решающими факторами ус­пешного оказания помощи пострадавшим.

Что же подразумевается под организацией массовой психологи­ческой помощи?Прежде всего адекватное распределение имею­щихся сил и средств. В случае возникновения экстремальной ситуа­ции, затрагивающей жизнь и благополучие сотен или даже тысяч людей, один психолог не в состоянии оказать психологическую по­мощь всем пострадавшим. Как правило, для этого необходима группа психологов. Количество их в большинстве случаев бывает недо и укреплению здоровья персонала - student2.ru статочным по сравнению с общим числом пострадавших. Поэтом возникает необходимость в тщательном планировании работы по оказанию помощи.

Всех имеющихся специалистов следует разделить на рабочие группы по 2-3 чел. Оптимальной будет группа, состоящая из 2 психологов и врача-психиатра (психоневролога). Последний нужен для про­ведения психофармакологической коррекции и постановки диагноза) о психической дееспособности пострадавших, поскольку юридиче­ски только психиатр может вынести такое заключение.

Именно конкретная рабочая группа и решает такие задачи, как оценка сохранности личностных структур и психического состояния пострадавших; выявление лиц, нуждающихся в психологической по4 мощи; осуществление коррекции психического и функциональной! состояния пострадавших.

Следующее направление в организации оказания массовой психологической помощи — обеспечение контакта рабочих групп с постра­давшими. Для этого необходимо определить места, где будут осуществляется мероприятия психологической помощи, и оборудовать их соответствующим образом. Чтобы пострадавшие могли получить ква­лифицированную помощь, они должны знать, куда и зачем следует обращаться. Следовательно, необходимо информировать их о возможности получить квалифицированную психологическую помощь.

Вместе с тем практический опыт, например оказание помощи родственникам погибших моряков АПЛ «Курск», показывает, что первое время пострадавшие сами не обращаются к психологу. Это происходит лишь после того, как они почувствуют, что психологическая помощь действенна. Поэтому на первых порах группам психологов следует самим искать контакт с пострадавшими. Для этого на местах оказания психологической помощи целесообразно организовать дежурство, а другим группам специалистов работать. в местах временного пребывания пострадавших.

Еще одно значимое направление в организации массовой психологической помощи — обеспечение контакта с руководством спасательной экспедиции или администрацией территории, где произошли события, вызвавшие массовую психотравматизацию населения. Без тесного контакта рабочих групп психологов, оказывающих помощь пострадавшим, с соответствующим руководством или администрацией психологическая помощь будет малоэффективна.

Следует подчеркнуть, что только лишь после решения этих орга­низационных задач имеет смысл проводить дальнейшие мероприятия. Первоочередной задачей тогда становится проведение психоди­агностики пострадавших. Лишь после этого осуществляются психоте­рапевтические и психокоррекционные действия.

Наши рекомендации