Руководителя организации по сохранению

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ

УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АРТ-ТЕРАПИИ

Далее предлагается примерное содержание упражнений, или техник, ре­комендуемых для проведения занятий по арт-терапии, цель которых — поддержание психологического здоровья профессионалов.

Упражнения для настроя на занятие.Эти упражнения предполагают не только освоение разных изобразительных материалов и способов ра­боты, но и служат проявлению спонтанности, позволяющей снизить кон­троль со стороны сознания в процессе рисования и переключиться на об ное мышление. Кроме того, они настраивают на изобразительную работу, развивают воображение и творческие способности.

1. «Каракули». Основное содержание этого упражнения — позволить ка­рандашу или мелку двигаться спонтанно, без какой-либо цели и за­мысла. Это своего рода «прогулка карандаша по бумаге», в результате которой может возникнуть нечто осмысленное.

2. «Вырезанные формы». Участнику предлагается начертить какую-нибудь фигуру, затем вырезать ее и создать на пространстве вырезанной фигуры изображение. Повторить то же самое, используя другую фигуру.

3. «Восковая живопись». На листе бумаги с помощью свечи создается какое-либо изображение. Затем поверхность покрывается водорас­творимой краской, чтобы изображение проявилось более контрастно.

4. «Рисунок на свободную тему». Каждый рисует что-нибудь в течение 15-20 мин, затем показывает свой рисунок группе и рассказывает о нем то, что захочет. Необходимо воздержаться от анализа и оценок с тем, чтобы люди могли почувствовать себя свободными для самовыражения.

5. «Знакомство». Задача этого упражнения — представить себя группе, не прибегая к словам, а пользуясь только рисунком.

6. «Ассоциации с цветом». Необходимо связать с тем или иным цве­том разные понятия, например: эмоции (горе, печаль, страх, радость, покой); этапы жизни (детство, юность, зрелость, старость); психические процессы (желания, чувства, интуиция, мышление); типы людей.

Упражнения для проведения основной части занятия.Эти упражне­ния могут быть сведены в 5 групп в зависимости от целей арт-терапевтической работы, проводимой с данным участником или с группой.

Техники, направленные на формирование образов «Я», «Я и дру­гие», «Я и мы»

1 «Реалистический автопортрет». Предлагается нарисовать или выле­пить себя, обращая внимание на детали. Возможные варианты этого упражнения: автопортрет за 2 минуты, изображение себя с закрыты­ми глазами (одна рука ощупывает лицо, другая лепит или рисует).

2. «Образный автопортрет». Изображение своего впечатления о себе са­мом или своих ощущениях от себя. Варианты: рисунок самого себя, каким видят человека окружающие; рисунок себя, каким хотелось бы, чтобы видели окружающие; образно-метафорическое изображение себя с использованием любых материалов.

3. «Автопортрет-шарж» Изображение себя с преувеличением наибо­лее характерных особенностей.

4. «Осознание ролей». Предлагается изобразить себя в своем профес­сиональном амплуа, в семье, хобби и т. д. Варианты: изображение себя как сообщества разных персонажей, отражающих различные сторо­ны Я участника; изображение на внешних гранях бумажной коробки своих ролей, а на внутренней поверхности — своих ценностей и увлече­ний, друзей, а также прочих важных вещей.

Техники, направленные на определение граней своего Я

5. «Грани моего Я». Участнику предлагается расположить себя в центре листа и поместить образы, отражающие разные грани его личности, во­ круг этого центра. Следует обратить особое внимание на расположение образов вокруг центра, их размер и другие особенности. Варианты: на 3 полосах разного цвета изобразить разные символы, отражающие ду­ховный, интеллектуальный и физический аспекты жизни участника. Последующее обсуждение может включать сопоставление интересов
у разных участников группы.

Вывод

В современных условиях перед руководителями организаций встает задача активизировать работу по сохранению психического здоровья персонала, рассматривая ее как основу укрепления мораль­но-психологического климата в организации. Профессиональное дол­голетие сотрудников, связанное с физическим и психическим здоровь­ем, можно отнести к стратегическому конкурентному преимуществу организации.

Список литературы:

Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С Ледера М.: Медицина, 1990.

Гудман Р.Обсуждение и создание детских рисунков: Практикум по

арт-терапии. СПб, 2000. Копытина. И. Основы арт-терапии. СПб: Лань, 1999. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапия. СПб.: Питер, 2002. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.. Речь,

Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании СПб.: ЛОИРО, 2001.

Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Артпедагогика и арт-терапия в спе­циальном образовании. М., 2001.

Платонова О. В., Жвитиашвили Н. Ю. Арт-терапия в художествен-ном музее. СПб.: СпецЛит, 2000.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.. Изд-

Бакиапаисгеялй В. Л., Жданов О. И. Менеджмент вашего здоровья. М.,

2000. Иванченко В. А., Иванченко А. М., Иванченко Т. П. Сверхздоровье и

успех в бизнесе для каждого. СПб., 1994. Психология* здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ

Наши рекомендации