Руководителя организации по сохранению
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АРТ-ТЕРАПИИ
Далее предлагается примерное содержание упражнений, или техник, рекомендуемых для проведения занятий по арт-терапии, цель которых — поддержание психологического здоровья профессионалов.
Упражнения для настроя на занятие.Эти упражнения предполагают не только освоение разных изобразительных материалов и способов работы, но и служат проявлению спонтанности, позволяющей снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования и переключиться на об ное мышление. Кроме того, они настраивают на изобразительную работу, развивают воображение и творческие способности.
1. «Каракули». Основное содержание этого упражнения — позволить карандашу или мелку двигаться спонтанно, без какой-либо цели и замысла. Это своего рода «прогулка карандаша по бумаге», в результате которой может возникнуть нечто осмысленное.
2. «Вырезанные формы». Участнику предлагается начертить какую-нибудь фигуру, затем вырезать ее и создать на пространстве вырезанной фигуры изображение. Повторить то же самое, используя другую фигуру.
3. «Восковая живопись». На листе бумаги с помощью свечи создается какое-либо изображение. Затем поверхность покрывается водорастворимой краской, чтобы изображение проявилось более контрастно.
4. «Рисунок на свободную тему». Каждый рисует что-нибудь в течение 15-20 мин, затем показывает свой рисунок группе и рассказывает о нем то, что захочет. Необходимо воздержаться от анализа и оценок с тем, чтобы люди могли почувствовать себя свободными для самовыражения.
5. «Знакомство». Задача этого упражнения — представить себя группе, не прибегая к словам, а пользуясь только рисунком.
6. «Ассоциации с цветом». Необходимо связать с тем или иным цветом разные понятия, например: эмоции (горе, печаль, страх, радость, покой); этапы жизни (детство, юность, зрелость, старость); психические процессы (желания, чувства, интуиция, мышление); типы людей.
Упражнения для проведения основной части занятия.Эти упражнения могут быть сведены в 5 групп в зависимости от целей арт-терапевтической работы, проводимой с данным участником или с группой.
Техники, направленные на формирование образов «Я», «Я и другие», «Я и мы»
1 «Реалистический автопортрет». Предлагается нарисовать или вылепить себя, обращая внимание на детали. Возможные варианты этого упражнения: автопортрет за 2 минуты, изображение себя с закрытыми глазами (одна рука ощупывает лицо, другая лепит или рисует).
2. «Образный автопортрет». Изображение своего впечатления о себе самом или своих ощущениях от себя. Варианты: рисунок самого себя, каким видят человека окружающие; рисунок себя, каким хотелось бы, чтобы видели окружающие; образно-метафорическое изображение себя с использованием любых материалов.
3. «Автопортрет-шарж» Изображение себя с преувеличением наиболее характерных особенностей.
4. «Осознание ролей». Предлагается изобразить себя в своем профессиональном амплуа, в семье, хобби и т. д. Варианты: изображение себя как сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны Я участника; изображение на внешних гранях бумажной коробки своих ролей, а на внутренней поверхности — своих ценностей и увлечений, друзей, а также прочих важных вещей.
Техники, направленные на определение граней своего Я
5. «Грани моего Я». Участнику предлагается расположить себя в центре листа и поместить образы, отражающие разные грани его личности, во круг этого центра. Следует обратить особое внимание на расположение образов вокруг центра, их размер и другие особенности. Варианты: на 3 полосах разного цвета изобразить разные символы, отражающие духовный, интеллектуальный и физический аспекты жизни участника. Последующее обсуждение может включать сопоставление интересов
у разных участников группы.
Вывод
В современных условиях перед руководителями организаций встает задача активизировать работу по сохранению психического здоровья персонала, рассматривая ее как основу укрепления морально-психологического климата в организации. Профессиональное долголетие сотрудников, связанное с физическим и психическим здоровьем, можно отнести к стратегическому конкурентному преимуществу организации.
Список литературы:
Групповая психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С Ледера М.: Медицина, 1990.
Гудман Р.Обсуждение и создание детских рисунков: Практикум по
арт-терапии. СПб, 2000. Копытина. И. Основы арт-терапии. СПб: Лань, 1999. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапия. СПб.: Питер, 2002. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.. Речь,
Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании СПб.: ЛОИРО, 2001.
Медведева Е. А., Левченко И. Ю. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М., 2001.
Платонова О. В., Жвитиашвили Н. Ю. Арт-терапия в художествен-ном музее. СПб.: СпецЛит, 2000.
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г С. Никифорова. СПб.. Изд-
Бакиапаисгеялй В. Л., Жданов О. И. Менеджмент вашего здоровья. М.,
2000. Иванченко В. А., Иванченко А. М., Иванченко Т. П. Сверхздоровье и
успех в бизнесе для каждого. СПб., 1994. Психология* здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СОХРАНЕНИЮ