Расстройства настроения у детей

При состояниях мании и гипомании – при скрининге, опросник расстройств настроения – MDQ для подростков.

Смотри F3 и F90.

F40 – F49

Невротические, связанные со стрессом, тревожно-фобические расстройства

При скрининге, постановке диагноза и в качестве контроля за ходом лечения:

короткая шкала для определения тревоги Д.Голдберга;

госпитальная шкала тревоги и депрессии;

шкала тревоги М.Гамильтона;

шкала уровней реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;

шкала самооценки тревоги Шихана.

Фобические тревожные расстройства у детей

Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза, при выборе методов психотерапии.

Исследование направлено на выявление личностных особенностей ребенка, выраженности эмоционально-волевых нарушений, степени социальной дезадаптации и включает следующие методы:

дети до 10 лет:

интервью с родителями с целью сбора семейного анамнеза; опросник АСВ для родителей;

проективные методы: рисунки, лепка, песок, тест САТ и прочее;

дети старше 10 лет:

личностные опросники (один из перечисленных): опросник Кеттелла (с 8 лет), ПДО (с 12 лет);

ММРI (СМИЛ) – (с 14 лет);

шкалы тревоги, депрессии, самооценки и другие;

проективные методы: цветовой тест Люшера, ТАТ, рисунки;

таблицы Шульте, Горбова, корректурная проба, счет по Крепелину;

пиктограмма, классификация, сравнение понятий, исключение 4-го и прочее.

Прочее: смотри F90.

F42

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: cмотри F40 и F90.

F43

Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации, посттравматическое стрессовое расстройство у детей

Экспериментально – психологическое обследование проводится при постановке диагноза, составлении программы реабилитации, а также после проведенного лечения для оценки его эффективности.

Исследование направлено на выявление психопатологических изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере:

интервью с родителями;

интервью с пациентом, пережившим психотравму;

личностные опросники (один): опросник Кеттелла, MMPI (СМИЛ);

шкалы тревоги, депрессии, самооценки и прочее;

шкала последствий событий Horowitz;

проективные методы: цветовой тест Люшера, методики САТ и ТАТ.

F48

Неврастения в детском возрасте

Для оценки характера и степени выраженности расстройств эмоционального состояния используются специфические методы исследования детей, а также соответствующие возрасту методы исследования личности.

Дополнительно: для дифференциальной диагностики с органическими психическими расстройствами – соответствующие возрасту методы исследования памяти, внимания и мышления.

Исследование направлено на изучение личностных характеристик, особенностей эмоционально-волевой регуляции поведения, умственной работоспособности, степени истощаемости психических процессов и включает в себя 7–8 из ниже перечисленных методик:

дети до 10 лет:

интервью с родителями;

наблюдение за ребенком в процессе спонтанной или организованной игровой деятельности;

рисунки, песок, лепка, другие виды творчества;

запоминание различного стимульного материала;

таблицы Шульте, корректурная проба, счет, кубики Кооса;

тест САТ (с 3 лет), опросник Кеттелла (с 8 лет);

дети старше 10 лет:

личностные опросники (один): ПДО (с 12 лет), MMPI (СМИЛ) (с 14 лет);

шкалы тревоги, депрессии, самооценки;

проективные методики (одну из перечисленных): ТАТ, тест Розенцвейга, цветовой тест Люшера, рисунки и прочее;

заучивание 10 слов, таблицы Шульте, Горбова; корректурная проба, кубики Кооса.

F50 – F59

Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами

Для оценки личностных особенностей, а также характера и степени выраженности расстройств эмоционального состояния используются методы исследования личности.

Дополнительно:

для дифференциальной диагностики с органическими психическими расстройствами – методы исследования памяти, внимания и мышления;

для дифференциальной диагностики с шизофренией – методы исследования мышления.

F50

Расстройство приема пищи

Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза, с целью дифференциальной диагностики (с шизофренией, органическим поражением ЦНС), а также при выборе методов психотерапии и реабилитации.

Исследование направлено на получение объективных данных о поведении пациента, выявление характеристик его личности, особенностей его познавательных процессов и включает в себя методы:

личностные методики (1–2 из них): MMPI (СМИЛ), ПДО, опросник Кеттелла, ТАТ, тест Люшера, рисуночные тесты;

методика пиктограмм, таблицы Шульте, Горбова; исключение предметов и понятий, классификация, сравнение понятий и прочее.

F51

Наши рекомендации