Расстройства настроения у детей
При состояниях мании и гипомании – при скрининге, опросник расстройств настроения – MDQ для подростков.
Смотри F3 и F90.
F40 – F49
Невротические, связанные со стрессом, тревожно-фобические расстройства
При скрининге, постановке диагноза и в качестве контроля за ходом лечения:
короткая шкала для определения тревоги Д.Голдберга;
госпитальная шкала тревоги и депрессии;
шкала тревоги М.Гамильтона;
шкала уровней реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;
шкала самооценки тревоги Шихана.
Фобические тревожные расстройства у детей
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза, при выборе методов психотерапии.
Исследование направлено на выявление личностных особенностей ребенка, выраженности эмоционально-волевых нарушений, степени социальной дезадаптации и включает следующие методы:
дети до 10 лет:
интервью с родителями с целью сбора семейного анамнеза; опросник АСВ для родителей;
проективные методы: рисунки, лепка, песок, тест САТ и прочее;
дети старше 10 лет:
личностные опросники (один из перечисленных): опросник Кеттелла (с 8 лет), ПДО (с 12 лет);
ММРI (СМИЛ) – (с 14 лет);
шкалы тревоги, депрессии, самооценки и другие;
проективные методы: цветовой тест Люшера, ТАТ, рисунки;
таблицы Шульте, Горбова, корректурная проба, счет по Крепелину;
пиктограмма, классификация, сравнение понятий, исключение 4-го и прочее.
Прочее: смотри F90.
F42
Обсессивно-компульсивное расстройство у детей: cмотри F40 и F90.
F43
Реакция на тяжелый стресс и нарушение адаптации, посттравматическое стрессовое расстройство у детей
Экспериментально – психологическое обследование проводится при постановке диагноза, составлении программы реабилитации, а также после проведенного лечения для оценки его эффективности.
Исследование направлено на выявление психопатологических изменений в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфере:
интервью с родителями;
интервью с пациентом, пережившим психотравму;
личностные опросники (один): опросник Кеттелла, MMPI (СМИЛ);
шкалы тревоги, депрессии, самооценки и прочее;
шкала последствий событий Horowitz;
проективные методы: цветовой тест Люшера, методики САТ и ТАТ.
F48
Неврастения в детском возрасте
Для оценки характера и степени выраженности расстройств эмоционального состояния используются специфические методы исследования детей, а также соответствующие возрасту методы исследования личности.
Дополнительно: для дифференциальной диагностики с органическими психическими расстройствами – соответствующие возрасту методы исследования памяти, внимания и мышления.
Исследование направлено на изучение личностных характеристик, особенностей эмоционально-волевой регуляции поведения, умственной работоспособности, степени истощаемости психических процессов и включает в себя 7–8 из ниже перечисленных методик:
дети до 10 лет:
интервью с родителями;
наблюдение за ребенком в процессе спонтанной или организованной игровой деятельности;
рисунки, песок, лепка, другие виды творчества;
запоминание различного стимульного материала;
таблицы Шульте, корректурная проба, счет, кубики Кооса;
тест САТ (с 3 лет), опросник Кеттелла (с 8 лет);
дети старше 10 лет:
личностные опросники (один): ПДО (с 12 лет), MMPI (СМИЛ) (с 14 лет);
шкалы тревоги, депрессии, самооценки;
проективные методики (одну из перечисленных): ТАТ, тест Розенцвейга, цветовой тест Люшера, рисунки и прочее;
заучивание 10 слов, таблицы Шульте, Горбова; корректурная проба, кубики Кооса.
F50 – F59
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
Для оценки личностных особенностей, а также характера и степени выраженности расстройств эмоционального состояния используются методы исследования личности.
Дополнительно:
для дифференциальной диагностики с органическими психическими расстройствами – методы исследования памяти, внимания и мышления;
для дифференциальной диагностики с шизофренией – методы исследования мышления.
F50
Расстройство приема пищи
Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке диагноза, с целью дифференциальной диагностики (с шизофренией, органическим поражением ЦНС), а также при выборе методов психотерапии и реабилитации.
Исследование направлено на получение объективных данных о поведении пациента, выявление характеристик его личности, особенностей его познавательных процессов и включает в себя методы:
личностные методики (1–2 из них): MMPI (СМИЛ), ПДО, опросник Кеттелла, ТАТ, тест Люшера, рисуночные тесты;
методика пиктограмм, таблицы Шульте, Горбова; исключение предметов и понятий, классификация, сравнение понятий и прочее.
F51