Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке или уточнении диагноза, а также для оценки эффективности терапии и выявлении скрытых в острый период специфических нарушений психических процессов.

Исследование направлено на выявление диагностически значимых изменений восприятия, мышления, аффективно-личностных свойств и включает в себя 7–8 из ниже перечисленных методик:

понимание текстов, сюжетных картинок, интерпретация пословиц;

методика пиктограмм;

классификация, исключение предметов или понятий, сравнение понятий;

ассоциативный эксперимент;

личностные опросники: MMPI (СМИЛ), опросник Кеттелла;

проективные методики: ТАТ, тест Розенцвейга, рисуночные тесты, цветовой тест Люшера;

для оценки тяжести состояния пациента, выраженности продуктивных и негативных симптомов болезни и их динамике в ходе лечения – Шкала позитивных и негативных симптомов (PANSS).

F20 – F29

Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства

Для выявления нарушений психических процессов и личностных особенностей, характерных для шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств, используются методы исследования мышления, личности.

Дополнительно:

для дифференциальной диагностики с органическими психическими расстройствами – методы исследования памяти, внимания, мышления;

для диагностики интеллектуального снижения – один из методов исследования интеллекта.

F20.8хх3

Детский тип шизофрении

Для исследования нарушений мышления, эмоций и поведения используются специфические методы исследования детей, а также соответствующие возрасту тесты на мышление.

Экспериментально-психологическое обследование проводится при постановке или уточнении диагноза, в дальнейшем – при необходимости.

Исследование направлено на выявление специфических нарушений мышления, эмоций и поведения и включает 7–8 из следующих методик:

дети до 10 лет:

интервью с родителями ребенка с целью сбора психологического анамнеза;

наблюдение за поведением ребенка в ситуации спонтанной и экспериментальной игровой деятельности;

проективные методы: рисунки, лепка, песок, САТ;

соответствующие возрасту тесты на мышление: интерпретация текстов, пословиц, сюжетных картинок; исключение предметов, классификация, методика пиктограмм;

сравнение понятий и прочее;

личностный опросник Кеттелла (с 8 лет);

дети старше 10 лет:

исследование мышления: методика пиктограмм, классификация, исключение понятий или предметов, сравнение понятий, интерпретация пословиц, текстов, шуток;

личностные методики (использовать одну из них): МMPI (СМИЛ) – (с 14 лет), ПДО (с12 лет), опросник Кеттелла;

проективные методы: рисунки, цветовой тест Люшера, ТАТ, тест Розенцвейга и другие;

шкалы тревоги, депрессии, самооценки, ценностных ориентаций и прочее;

для оценки тяжести состояния пациента, выраженности продуктивных и негативных симптомов болезни и их динамике в ходе лечения – Шкала позитивных и негативных симптомов (PANSS).

Дополнительно:

для дифференциальной диагностики с органическими психическими расстройствами – методы исследования памяти, внимания и мышления;

для диагностики интеллектуального снижения – детский вариант теста Веркслера.

F30 – F39

Расстройства настроения (аффективные расстройства)

При состояниях депрессии – при скрининге, постановке диагноза и в качестве контроля за ходом лечения:

опросник депрессии А.Бека;

шкала депрессии Монтгомери – Асберга (MADRS);

шкала депрессии М.Гамильтона;

шкала Готланда для оценки депрессии;

шкала Цунга для самооценки депрессии.

При состояниях мании и гипомании – при скрининге, постановке диагноза и в качестве контроля за ходом лечения:

градурованная оценочная шкала мании Ю.Л.Нуллера;

опросник расстройств настроения (MDQ);

32-пунктный опросник гипомании (HCL-32);

диагностическая шкала биполярного спекта (BSDS).

Дополнительно:

для дифференциальной диагностики расстройств настроения с органическими психическими расстройствами – методы исследования памяти, внимания и мышления;

для дифференциальной диагностики расстройств настроения с шизофренией – методы исследования мышления;

для дифференциальной диагностики расстройств настроения с расстройствами личности – методы исследования личности.

Наши рекомендации