Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи
Общая характеристика, этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность, условия лечения: смотри F91.
Характер и алгоритм лечения. Основная роль в лечении принадлежит психотерапии и социально-педагогическим мерам воздействия. Используются приемы поведенческой, рациональной психотерапии, аутотренинг, семейная психотерапия, консультирование родителей относительно воспитания ребенка.
Роль медикаментозного лечения ограничена. Для снятия аффективной неустойчивости в случае выраженности поведенческих расстройств, при наличии сопутствующих сомато-вегетативных нарушений применяют анксиолитические средства, антипсихотики-корректоры поведения, седативные фитолекарственные средства.
Предпочтительно использование наиболее мягко действующих седативных лекарственных средств из растительного сырья: настойка валерьяны, настойка пустырника.
Могут быть использованы анксиолитические средства бензодиазепинового ряда: тофизопам, медазепам, диазепам.
При неэффективности вышеперечисленных средств в течение двух-трех недель показаны мягко действующие антипсихотики в небольших дозировках: перициазин.
Продолжительность лечения:амбулаторно, первый курс – от 4 недель до 6 месяцев, далее – по показаниям; стационарно и полустационарно (отделение дневного пребывания) – 4–6 недель.
Ожидаемый результат лечения: редукция поведенческих расстройств.
Прогноз в основном благоприятный.
F91.1
Несоциализированное расстройство поведения
Общая характеристика, этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование и его кратность: смотри F91.
Характер и алгоритм лечения.Медико-педагогические мероприятия: оздоровление микросреды, исправление недостатков воспитания.
Психотерапия.
Медикаментозное лечение играет вспомогательную роль, показано для временного облегчения тяжелых нарушений поведения.
Возраст начала лечения очень важен для его успеха, так как с внешней агрессивностью легче справиться у детей до 10 лет.
Чрезвычайно важна в проведении лечебных мероприятий роль семьи. Требуются семейная терапия с рекомендациями в отношении семейно-бытовых условий, режима и системы воспитания.
Необходимо удовлетворение потребностей ребенка в развитии внутреннего контроля, восстановление у него положительного самоощущения, выработка новых адаптивных навыков. Для этого используются социализация детей и подростков с формированием положительных интересов (учебных, профессиональных, спортивных и других), организация досуга, профориентация.
Центральное звено лечебного воздействия – психотерапевтический комплекс, включающий разнообразные методы и приемы: рациональная, семейная, личностно-реконструктивная психотерапия, аутогенная тренировка, психотерапия творческим выражением и другие.
Для снятия аффективной напряженности и сопутствующих сомато-вегетативных расстройств используется перициазин в невысоких дозах.
В отдельных случаях показано комбинирование антипсихотических средств с бензодиазепиновыми анксиолитическими средствами (медазепам, диазепам, тофизопам).
При эксплозивных аффективных реакциях и их повторяемости – добавление карбамазепина. В случае резидуально-органической недостаточности ЦНС – назначение ноотропных средств, витаминных комплексов.
Длительность лечения: стационарно и в отделении дневного пребывания – 4–6 недель, амбулаторно – до достижения компенсации.
Ожидаемые результаты лечения. Дополнительные трудности: редукция поведенческих расстройств. Прогноз менее благоприятен по сравнению с F91.0. Психиатр часто испытывает враждебность со стороны членов семьи, сталкивается с препятствием из обвинений и манипуляций, с помощью которых его пытаются заставить объединиться с одним из членов семьи против других.
Ожидания улучшения социальной адаптации со стороны такого ребенка минимальны, они повышаются лишь постепенно.
Имеется большая вероятность перехода в диссоциальное расстройство личности F60.2.
F91.2