Эмоциональные расстройства, начало которых специфично для детского возраста

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи: смотри F90.0.

Обследование и его кратность: смотри F90.0; психологическое обследование.

Условия лечения:как правило, амбулаторные или в отделении дневного пребывания.

Характер и алгоритм лечения:

создание психотерапевтической атмосферы, включая ребенка, родителей, сверстников ребенка, школу;

психотерапию: семейную, игровую, рациональную, поведенческую, суггестивную, тренинги общения;

физиотерапевтическое лечение: успокаивающие ванны, электросон, массаж и другие;

медикаментозное лечение:

седативные фитосборы, фитобиостимуляторы, фитоадаптогены;

небольшие дозы антидепрессантов (при психической тревоге и тревоге изоляции): амитриптилин, кломипрамин. Назначают в малых дозах, с постепенным увеличением дозы на ј суточной дозы 1 раз в 5–7 дней, длительность – 1–1,5 месяца;

анксиолитические средства в небольших дозах коротким курсом: медазепам, тофизопам, оксазепам;

антипсихотические средства (при поведенческих расстройствах): сульпирид, флупентиксол, хлорпротиксен;

ноотропные средства: пирацетам, циннаризин, фенибут, гопатеновая кислота.

Длительность лечения: по показаниям, с частотой осмотра 1 раз в месяц. Ожидаемые результаты: купирование тревожно-фобического состояния, улучшение межличностных контактов в семье и детских учреждениях. При большинстве форм эмоциональных расстройств – прогноз благоприятный.

F93.0

Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование: смотри F93.

Условия лечения: смотри F93.

Семейная и индивидуальная психотерапия с модификацией поведения ребенка и родителей. При выраженной тревоге – три- и гетероциклические антидепрессанты (кломипрамин и другие). Для купирования ночных страхов и нарушений сна – анксиолитические средства коротким курсом.

F93.1

Фобическое тревожное расстройство в детском возрасте

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование: смотри F93.

Условия лечения: смотри F 93.

Эффективна простая поведенческая психотерапия с десенсибилизацией ситуаций, вызывающих страх.

F93.2

Социальное тревожное расстройство в детском возрасте

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование: смотри F93.

Условия лечения:смотри F 93.

Семейная психотерапия, повышение самооценки и независимой активности ребенка (развитие навыков общения в танцах, музыке, пении, письме). Короткие курсы анксиолитических средств, чтобы преодолеть поведение избегания.

F93.3

Расстройство сиблингового соперничества

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование: смотри F93.

Условия лечения: смотри F 93.

Индивидуальная рациональная и семейная психотерапия.

Для лечения эмоциональных нарушений – антидепрессанты в минимальных дозировках, анксиолитические средства короткими курсами.

F93.8

Другие эмоциональные расстройства в детском возрасте

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование:смотри F93.

Условия лечения: смотри F93.

В острых ситуациях – анксиолитические средства коротким курсом (диазепам). Более длительными курсами – мебикар, фенибут.

Индивидуальная и групповая психотерапия.

F94

Расстройства социального функционирования, начало которых специфично для детского возраста

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование: смотри F93.

Условия лечения: смотри F 93.

F94.0

Элективный мутизм

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи:смотри F93.

Условия лечения: преимущественно амбулаторное; при необходимости изъятия из сложной ситуации – стационарное в детских отделениях для лечения пограничных психических расстройств.

Длительность лечения: амбулаторно – по показаниям, стационарно – 4–6 недель.

Ожидаемые результаты: ликвидация симптоматики или значительное улучшение состояния, повышение уровня социальной и школьной адаптации.

Характер лечения. Используется мультимодальный подход с применением индивидуальной, поведенческой и семейной терапии. Основные терапевтические усилия должны быть направлены на изменение ситуации в семье и школе.

При наличии тревожного компонента – анксиолитические средства.

При преобладании оппозиционных форм поведения – антипсихотические средства – корректоры поведения: перициазин, хлорпротиксен; антидепрессанты группы СИОЗС: сертралин, флувоксамин; трициклические антидепрессанты.

F94.1

Наши рекомендации