Расстройство экспрессивной речи

Общая характеристика.Специфическое нарушение развития речи, при котором отсутствует или ограничено пользование речью при относительно сохранном понимании речи. Нарушение речи нельзя объяснить за счет умственной отсталости, неадекватного обучения.

Недоразвитие обусловлено поражением речевых зон доминантного полушария.

Основными проявлениями моторной алалии являются:

задержка темпа нормального усвоения языка (первые слова появляются в 2–3 года, отсутствие лепета, поздно формируется фразовая речь – после 4 лет, возможно, к 5–6 годам);

наличие в той или иной степени выраженности нарушений формирования грамматической, лексической и фонематической сторон речи;

удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития речи могут наблюдаться трудности в понимании сложных речевых конструкций, но при этом понимание обиходно-бытовой речи всегда сохранено).

Фонематические нарушения проявляются в дефектах звукопроизношения.

Лексические нарушения характеризуются бедностью словарного запаса, низким уровнем словесного обобщения, сложностями формирования речевого высказывания.

Грамматические нарушения проявляются ошибками в употреблении словесных окончаний, нарушений словообразования, неправильное использование предлогов, местоимений, спряжений, склонений глаголов, существительных.

Характерно адекватное использование невербальных реплик, жестов, стремление к общению.

По степени тяжести речевые расстройства могут быть различными: от легких форм до тяжелых, при которых практически имеет место анартрия.

Речевые нарушения часто сочетаются с эмоционально-волевыми, церебрастеническими, поведенческими нарушениями, имеет место общая моторная неловкость, дискоординация движения, двигательная замедленность или гиперактивность.

При малой речевой активности страдает общая познавательная деятельность ребенка.

В данную группу включаются:

задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (далее – ОНР) I–III уровней;

моторная алалия;

моторная афазия.

ОНР I-й уровень: характеризуется отсутствием речевых средств общения или лепетным состоянием;

ОНР II-й уровень: характеризуется осуществлением общения посредством использования постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов;

ОНР III-й уровень: характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи, обследование:смотри F80.0.

Дополнительно – консультация оториноларинголога (слух).

Ожидаемый результат: максимально возможное восстановление речевой функции и компенсация психических нарушений.

Условия лечения: смотри F 80.0.

Продолжительность лечения зависит от тяжести речевых нарушений.

Характер и алгоритм лечения.Используются следующие методы:

логопедическая помощь, которая носит дифференцированный характер, зависит от тяжести речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

психолого-педагогические коррекционные мероприятия:

дети с легкими речевыми нарушениями могут заниматься в общеобразовательной школе;

детей со средней и тяжелой степенью рекомендуется направлять в специализированные дошкольные учреждения и школы (интегрированные классы);

психотерапия;

медикаментозное лечение проводится курсами (1,5–2 месяца), основное место занимают ноотропные средства (смотри таблицу 17).

При легких нарушениях речи и сопутствующих невыраженных поведенческих и эмоциональных расстройствах достаточно назначения минимальных доз ноотропных средств курсами 2 раза в год.

Детям со средней и тяжелой степенью нарушений требуется не менее 3 курсов в год, лекарственные средства назначаются в максимальных возрастных дозировках.

Если в клинической картине превалирует задержка речевой функции без выраженного церебрастенического синдрома, то предпочтительнее принимать пирацетам или гамма-аминомасляную кислоту.

При наличии судорожного синдрома все ноотропные средства назначаются с осторожностью.

Лечение сопутствующих поведенческих нарушений: смотри F90. Кроме того, используются физиотерапевтические методы, ЛФК, иглорефлексотерапия, массаж.

F80.2

Наши рекомендации