Лечебно-диагностические мероприятия.

1-й этап – диагностика тревожного расстройства, включающая обследование (психиатрическое, экспериментально-психологическое, соматическое, неврологическое).

Обязательное обследование: смотри перечень обязательного общеклинического обследования раздела «Общие положения».

ЭКГ;

профиль артериального давления;

консультации терапевта (у детей до 18 лет – педиатра), невролога для исключения соматической и неврологической патологии;

экспериментально-психологическое обследование: смотри приложение, раздел F40 – F48.

2-й этап – лечебные мероприятия, направленные на купирование острых проявлений.

3-й этап – долечивающая (стабилизирующая) терапия для закрепления результатов.

Условия лечения: амбулаторно и в отделении дневного пребывания – в большинстве случаев. Стационарно – при выраженных симптомах и нарушениях адаптации для удаления пациента из психотравмирующей ситуации, а также для подбора адекватной терапии в резистентных случаях.

Длительность лечения: стационарно – до 30–40 дней с последующей поддерживающей терапией в амбулаторных условиях – от 3 недель до 6–12 месяцев в случае неустойчивой ремиссии. Лечение более легких случаев может быть начато с отделения дневного пребывания (до 30 дней) с последующим амбулаторным лечением. Необходимо закрепить полученный эффект с помощью поддерживающей фармакотерапии с постепенным снижением суточной дозы до полной отмены.

Основные принципы фармакотерапии не отличаются от таковых у взрослых. При фармакотерапии предпочтение отдается антидепрессантам группы СИОЗС, в частности сертралину, так как он применяется у детей с 6 лет.

Наращивать терапевтическую дозу следует постепенно, 1 раз в неделю. Прекращение лечения или замена антидепрессанта не должна происходить раннее чем через 10–12 недель. При эффективности медикаментозного лечения терапевтическая доза должна сохраняться в течение 10–12 месяцев.

Длительность амбулаторного лечения колеблется от 3–4 недель до 12 месяцев. Повторные курсы фармакотерапии – в случае обострения. В тяжелых случаях – повторные курсы психотерапии на протяжении нескольких лет.

Цель и ожидаемые результаты лечения: полное или значительное обратное развитие клинических проявлений болезни и явлений дезадаптации, восстановление работоспособности и повышение социальной активности, школьной и социальной адаптации, редукция избегающего поведения.

В большинстве случаев лечение комбинированное (фармако- и психотерапия); постепенно возрастает доля психотерапевтических воздействий при постепенном отказе от фармакотерапии или использовании ее повторными краткосрочными курсами для быстрого купирования обострений.

Могут быть использованы релаксационные техники с использованием приемов аутосуггестии, трансовые техники с использованием директивных и недирективных техник, игровая психотерапия с использованием сказкотерапии, приемов гештальттерапии и элементами психодрамы, использование приемов нейролингвистического программирования (далее – НЛП) и метода десенсибилизации и переработки движениями глаз (далее – ДПДГ); символдрама, «песочная» психотерапия, арт-психотерапия и телесно-ориентированная психотерапия.

4-й этап – реабилитация, включающая длительную профилактическую терапию, направленную на предотвращение рецидивов и поддержание устойчивой ремиссии.

Условия лечения: амбулаторно и в отделении дневного пребывания в большинстве случаев.

В большинстве случаев лечение комбинированное (фармако- и психотерапия).

Фармакотерапия важна на первых этапах для получения быстрого противотревожного эффекта.

Постепенно возрастает доля психотерапевтических воздействий при постепенном отказе от фармакотерапии или использовании ее повторными краткосрочными курсами для быстрого купирования обострений.

Как правило, проводится комбинированная психотерапия с использованием различных методов: создание психотерапевтической среды дома и в детском учреждении, семейная психотерапия, когнитивно-бихевиоральная психотерапия.

Вначале следует проводить индивидуальные занятия, затем для усиления и закрепления эффекта – групповые формы работы. Постепенно нарастает интенсивность домашних заданий.

2-й уровень –

Наши рекомендации