Техника «Рисование на камне»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
Материалы: камни, гуашь, кисть, емкость с водой.
Детям очень нравится данный вид деятельности. Они с удовольствием рисуют гуашью на камнях. В зависимости от эмоционального состояния, дети по - разному относятся к своим «творениям». Некоторые предпочитают смыть нарисованные образы. Другие - хотят показать своим друзьям. Но, как правило, воспитанники всегда с удовольствием принимаются за рисование на камнях.
Техника «Рисование на кукле».
Это довольно необычная техника, которая помогает лучше познать внутренний мир ребенка, развивает его воображение. Материалы, используемые для данной техники – это гуашь, кисточки, емкость с водой, кукла. Ребенку предлагается раскрасить куклу так, как он хочет. По ходу работы ведется наблюдение за ребенком. Очень много информации несут в себе высказывания ребенка по ходу работы. Анализируя их можно узнать о некоторых страхах или, наоборот, желаниях ребенка.
Техника «Волшебная вата».
Данная техника за счет того, что используется такой материал как вата (шерсть), сохраняющий тепло рук после работы с ним, позволит не только увеличить объем сенсорной информации, но и подарить ощущение дополнительной заботы. Это происходит из-за того, что мягкий и теплый слой ваты словно служит одеждой для изначально «обнаженных», «беззащитных персонажей». Учитывая то, что в процессе работы происходит проекция внутреннего мира ребенка на композицию, то можно рассчитывать на позитивное действие самой композиции и материала на внутреннее ощущение психологической защищенности и комфорта.
Материалы: клей ПВА, вата, шаблоны ( изображения зверей, солнце, облака, деревья), гуашь, кисточки.
Инструкция: наклеить вату на шаблон, затем закрасить гуашью. Ребенок самостоятельно выбирает понравившийся шаблон, раскрашивает, элементы и раскладывает, как захочет. Ребенок может рассказать об отдельных элементах и о своей работе в целом.
В этой технике важно обращать внимание на наличие на картине облаков или туч, солнца. Важен выбор животного, характеристики которого могут помочь в понимании внутреннего мира ребенка. Кроме того, вата может выступать в качестве шкуры, а именно оболочки, защитного элемента.
Техника «Граттаж»
Замечательная нестандартная техника рисования - граттаж - интересна всем детям - независимо от возраста - разница лишь в том, что малышам подготавливать исходный материал помогает взрослый, а старшие дети - могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три шага.
Все шаги подготовки листа к работе - интересны и тем, что развивают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование н выделанном уже листе - похоже на волшебство: дети с удивлением наблюдают, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. Наряду с проявлением творческой, художественной мысли, можно сказать, что ребенок ставит эксперимент, практически познает законы физики, понимает значение слоев. Но не стоит забывать - что маленький ребенок не может долго усидеть на месте - поэтому занятие мы разбиваем на два этапа – подготовку исходного материала и собственно, рисование.
Итак, Граттаж (фр. gratter - скрести, царапать) - это способ рисования методом процарапывания заостренным инструментом - грунтованного листа - бумаги или картона, залитых тушью (в классическом варианте) или гуашью.
Первый шаг. Лист картона раскрашивается восковыми мелками. Можно поделить лист пополам и раскрасить в два разных цвета.
Шаг второй. Покрываем лист черной гуашью или тушью. Кисть в воде смачивать не нужно.
Шаг третий.Когда краска высохнет процарапываем пластиковой вилкой или зубочисткой тот рисунок, который задумали.
На сегодняшний день проблема социального сиротства является весьма актуальной. У детей из группы риска часто имеются психологические проблемы, которые возникают в результате отрыва от семьи и направления в детские учреждения. Арт-терапевтическая работа с детьми является одной из форм психологического сопровождения, позволяющей решать комплекс задач, включая гармонизацию эмоционального состояния ребенка и создания условий для оптимального развития различных психических функций и свойств личности.
Примеры экспрессивные арт-терапевтических упражнений: упражнения подталкивающие к самовыражению (от 10-ти лет).
На первых занятиях необходимо изготовить личную папку из больших листов бумаги или картона, в которой можно хранить рисунки изготовленные детьми. Папку можно украсить и разрисовать, «можно нарисовать на ней что-то очень важное в твоей жизни, или то что будет оберегать»
Упражнение «контейнер»: возьми лист бумаги и согни пополам, придумай что это будет ящик, корзина, коробка, сундук или что-то другое. Верхнюю часть листа разрисуй как крышку, а внутреннею как внутренность контейнера. Затем нарисуй в контейнере плохие вещи, чувства, действия или люди. Потом нарисуй хорошие: то что ты любишь и то что ты не любишь или секретные вещи о себе. К этому упражнению можно всегда возвращаться, дополнять его.
Рисунок «День и ночь». Нарисуй круг раздели его. Одна часть будет ночью, другая днем. После окончания рисования дать ребенку цветные наклейки или золотые бумажки, сказать, что это волшебные лепестки, которые приносят удачу, любовь или символизируют помощь или добро. Попросить приклеить их в те места на рисунке, где они нужны.
Рисунок «Добро и зло». Раздели лист. Одна часть будет добром, другая злом. После окончание рисования дать ребенку цветные наклейки или золотые бумажки, сказать, что это волшебные лепестки, которые приносят удачу, любовь или символизируют помощь или добро. Попросить приклеить их в те, места на рисунке где они нужны.
Рисунок «Дорога». Нарисуй дорогу. Подумай, какие бывают дороги: быстрые, медленные, асфальтовые, прямые, кривые, узкие, широкие. Из чего сделана дорога? В каком она состоянии? Сколько у нее полос? Что по бокам от дороги? Дорожные знаки? Кто-нибудь по ней едет? Куда?
Рисунок «Настроение». Нарисуй с помощью разных цветов свое настроение.
«Доспехи». Изготовь из бумаги или картона себе рыцарские доспехи. Разукрась их. Снаружи можешь сделать рисунок, который будут, видеть все (не секрет), а внутри доспехов нарисуй или напиши что-то тайное, секретное, личное - это никто не увидит, это секрет.
Прорисовка тела. Отрежь длинный кусок бумаги (обои), ляг на него удобно. Я обведу вокруг тебя контур. Разрисуй свой контур как хочешь.
Мандалы. Нарисуй круг. Нарисуй внутри него твой символ, твой оберег, который будет охранять тебя.
Нарисуй свой оберег, который будет охранять тебя. Это может быть что угодно: (семена, посуда, узор, символ, кукла, человек, одежда, украшения, животные, растения, постройки и проч.).
Зеркало. Посмотри в зеркало на свое отображение. Нарисуй на этом зеркале себя (свое лицо) маркерами для доски. Разрисуй свое отображение.
Нарисуй волшебное дерево. Придумай о нем историю. Можно нарисовать на большом куске бумаге (обоях), дети обычно отрезают длину бумаги в свой рост.
Упражнение «Создание нового мира». Придумай и нарисуй, как был создан этот мир, как в нем все образовалось. Расскажи и покажи другим.
Посмотри на природу, выбери ту вещь или тот объект, которым тебе бы хотелось стать (туча, дерево, дом, река, океан, пчела, лужа, лес и проч.). Нарисуй это. Нарисуй, как оно изменяется (туча льет дождь, река впадает в океан, дерево вырастает и проч.)
Разминки для групповых и индивидуальных занятий.
Использование готовых картинок (использование воображения для обдумывания или проговаривания своей внутренней жизни, надо иметь в наличии много картинок: люди, места, животные, настроения.
Примеры. Выбери картинку, наклей её на лист, скажи, что тебе приходит в голову. Выбери 4-6 картинок людей, скажи, что каждый из них делает, что говорит, что думает. Выбери 4-6 картинок, которые означали бы что-то доброе и 4-6 картинок, которые значат что-то плохое, наклей на лист и скажи, что они означают. Выбери картинку человека, наклей на лист, скажи или напиши, что происходит с этим человеком, или что он думает или говорит, ты думаешь, что-то может поменяться?
Совместное рисование (меняться местами):бнарисуй моей рукой; обрисуй мою руку; разрисуй контур; обрисуй мою стопу; разрисуй контур; нарисуй линию-загогулину (сделай из неё рисунок);нарисуй лицо, фигуру с закрытыми глазами; разрисуй контур нарисуй моё лицо с закрытыми глазами на ощупь; разрисуй контур дорисуй картинку (из заданных партнёром недоделанных фигур); нарисуй карту (Что это за место? Где находиться остров? Что там за клад?); охота (один зверь, а другой охотник, надо играть не отрыва карандаша от бумаги, не торопиться, задача охотника подойти близко к зверю);
Рисунок вдох-выдох. Брать плохие цвета и рисовать линии от себя на выдохе, а потом хорошие цвета и рисовать линии к себе на вдохе. Мы вынимаем из себя плохие чувства (зло), а потом набираем хорошее (добро). Рисунок восьмерка. Сидя перед листом бумаги, хорошо закрепленном, раскачиваясь взад и вперед или в бок рисовать восьмерку.
Групповое интерактивное упражнение. Нарисуй какой-либо рисунок. Передай его соседу по кругу. Сначала его нужно чем-то изменить, затем передать его следующему, измени его в худущую сторону (сделать уродливым). Передать далее по кругу, исправь его сделай лучше, передай, испорть рисунок, передай его владельцу-автору. Автор должен изменить так чтобы его исправить.
Интерпретация рисунков, об авторах которых экспериментатор не имеет никакой дополнительной информации, затруднительна и может содержать искаженные, далекие от реальности выводы. С другой стороны, если субъект хорошо известен экспериментатору, возникает проблема «подстановки» данных. Например, зная о душевных переживаниях человека, интерпретатор рисунка стремится увидеть в нем соответствующие формальные признаки. Следовательно, в ряду сказанного немаловажно отметить компетентность и корректность исследователя в работе с изобразительной продукцией своих подопечных. Поэтому, отмечая несомненную значимость проективного рисования в диагностике индивидуальных и психологических особенностей конкретного человека, его актуального состояния и жизненных ресурсов, стоит еще раз подчеркнуть важность понимания границ метода и принятия соответствующих ограничений.
ВЫВОДЫ К РАЗДЕЛУI I
В условиях современности, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее развития в связи со значительным ростом различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающего поколения актуальными становятся вопросы организации профилактической, диагностической и коррекционной работы в контексте психологического сопровождения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений, преступлений и самовольных уходов.
Профилактическая работа - процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
Общие рекомендации по организации диагностических и коррекционных занятий при сопровождении школьников из «группы риска» включают в себя следующие компоненты: необходимость привлечения внимания ребенка, обсуждение целей, задач и структуры предстоящих занятий, пробуждение интереса и формирование мотивации к участию в данной программе (или данном занятии). Выполняются специальные методики и упражнения, разыгрываются ролевые ситуации, организуется обсуждение и обратная связь, тренируются навыки. В заключение, делается акцент на центральной теме, проясняются существенные моменты, дается общая обратная связь. Необходимо поддерживать самооценку ребенка, создавать благоприятную атмосферу на основе доверия и принятия, обеспечивать безопасность самораскрытия, что в полной мере обеспечивают арт-терапевтические методики.
Программа сопровождения детей «группы риска» как диагностическая и коррекционная работа должна бытьпсихологически обоснованной. Успех работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Програма сопровождения должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей дтей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основная отличительная особенность детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов, но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование. Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались[16].
Достижение положительных психокоррекционных результатов в арт-терапии происходит за счет следующих явлений: развитие и увеличения внимания к своим чувствам и переживаниям, что повышает самооценку; сам процесс творчества, который дает возможность свободно выражать свои чувства, эмоции, потребности и фантазии в виде результата творческой деятельности (рисунка, коллажа, скульптуры, звуковой композиции, сказочной истории, танца) и являющегося безопасным способом снятия напряжения, тревожности; возможность заново пережить внутренние конфликты прошлого в результате соприкосновения со своим бессознательным и общения с ним на символическом языке образов в условиях безопасного пространства и безусловной поддержки со стороны психолога; возникновение чувства внутреннего контроля и порядка, так как творчество влечет необходимость организовывать окружающее пространство; овладение новыми формами опыта.
Еще одним преимуществом арт-терапии в работе с детьми является тот факт, что формирование эмоционального благополучия ребенка происходит, прежде всего, в той деятельности, которая на определенном этапе онтогенеза является ведущей. В игровой, творческой форме мы позволяем детям «выплеснуть» внутреннее напряжение, трансформировать негативные эмоции в положительные.
Изменения, которые происходят в процессе арт-терапевтических занятий можно наблюдать на трех основных уровнях: внутриличностном (изменения в состоянии, установках, способах психического реагирования клиента и психолога); межличностном (изменения в отношениях клиента и психолога); социальном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением). Арт-терапия во многих случаях имеет в основном психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, благодаря этому она может стать ценным инструментом в деятельности социально-реабилитационных центров, интернатных учреждениях. Индивидуальный подход - первая заповедь педагога-психолога. Когда речь идет о ребенке «группы риска», она особенно важна.
Итак, психологическое сопровождение - это такая система профессиональной деятельности педагога-психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия с социумом.
Таким образом, арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.
Практическое значение установление контакта с ребенком «группы риска» состоит в том, что все полученные в процессе данные могут быть использованы как основа для углубленной и развернутой теоретико-методологической разработки темы, а также могут быть использованы в деятельности педагогов и практических психологов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арт-терапия. Хрестоматия. Составление и общая редакция Копытина А.И. – СПб.: Питер, 2014.
2. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая адаптация и дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 2013.
3. Альманах психологических тестов / сост. и общ. ред. Р. Р. Римский, С. А.Римская. М., 2015.
4. Архиреева Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития: монография. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудр, 2013.
5. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 2013.
6. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 2012. — 160с.
7. Беличева С.А. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М., 2013.
8. Березина С. В. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. М., 2010.
9. Боенко А. В., Лях Ю. М., Маров В. А., Стороженко А. П. Профилактика самоубийств. М., 2012
10. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / под. Ред. М. И. Рожкова. М., 2014.
11. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПБ., 2011.
12. Журавлев Д.В Методы психологического исследования. М., 2012
13. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2014.
14. Лебедева Л. Д. Арт-терапевтические занятия в начальной школе // Школьные технологии. 2000. №6, С. 200-205.М., 2012
15. Лебедева Л. Д. Арт-терапия детской агрессивности // Начальная школа. 2015
16. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с., 2015
17. Минияров В. М., Ельцова В. А., Райкова Е. Ю. Психологическое консультирование по проблемам детско-родительских отношений. Самара. 2015
18. Мид Дж. Г. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев.— М., 2012. — 290 с. (Сер.: Теория и история социологии).
19. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов. Десятый изд., Перераб. и доп. М .: Издат. центр «Академия», 2011
20. Михайлов Е. А., Михайлова Е. А. Особенности обучения детей, оставшихся без попечения родителей //Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 5-8.
21. Осницкий А. К., Определение характеристик социальной адаптации // Журнал практического психолога
22. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. 2013
23. Петрановская Л.В. Минус один? Плюс один! М., 2014.
24. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. /Под редакцией Бурно М.Е., Добролюбовой Е.А. – М: Академический проект, ОППЛ, 2013.
25. Психология агрессивных и террористических проявлений у подростков / под ред. И. Соковни. М.,2014
26. Реан. А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 2013.
27. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М., 2011
28. Ромек В. Г., Конторович В. А., Крукович Е. И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.,2015.
29. Рычкова Н. А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофила ктика. М., 2011.
30. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М-В-ж, 2012.
31. Сизанов А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. М., 2013.
32. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2013.
33. Смелзер Н. Дж. Социология. М., 2014.
34. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 2011.
35. Сурикова М. Д. // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 607-609..
36. Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. М., 2015.
37. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2015.
38. Хажилина И. И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М., 2012.
39. Шабалина В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2011.
40. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2011.
41. Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. М., 2015.
42. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2015.
43. Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд Х. Работа с детьми «группы риска». М., 2011.