Четвертая проба (сравнительное изучение привычной и центральной окклюзии)

Оценивают гармонию лица после установки нижней челюсти в правильное положение (без ее привычного смещения) и сравнивают с эстетической точки зрения с гармонией лица при установлении нижней челюсти в привычную окклюзию (со смещением нижней челюсти).

Диагностическая клиническая проба (по Eschler - Bittner) применяется для дифференциальной диагностики разновидностей дистального прикуса. С этой целью запоминают форму лица пациента в профиль при привычной окклюзии. Затем, предлагают выдвинуть нижнюю челюсть вперед до нейтрального соотношения боковых зубов. Если форма лица при этом улучшается, то дистальный прикус обусловлен недоразвитием нижней челюсти, ее дистальным положением. Если форма лица ухудшается, то нет показаний к стимулированию роста нижней челюсти, а причина аномалии прикуса - в нарушении величины или положения верхней челюсти и ее зубного ряда. Если выражение лица при выдвижении нижней челюсти сначала улучшается, а затем ухудшается, то дистальный прикус обусловлен нарушением роста и развития обеих челюстей. После этого определяют, до какой степени следует стимулировать рост нижней челюсти.

3.Аномалии зубных рядов характеризуются изменением их типичной формы и длины.

Причины Аномалии зубных рядов:

Основными этиологическими факторами аномалий формы зубных дуг являются недоразвитие челюстей и их деформации, вызванные болезнями раннего детского возраста.

Симптомы Аномалии зубных рядов:

Различают следующие виды аномалий зубного ряда:нарушения формы и размера зубных рядов. Нарушения последовательности расположения зубов, симметричности их положения, а также контактов между смежными зубами приводят к аномалиям формы и размера зубных рядов. Существуют клинические признаки аномалий зубных рядов и антропометрические объективные методы их диагностики.
Диагностика Аномалии зубных рядов:

Объективная оценка величины коронок зубов, межзубных промежутков, размера зубных рядов проводится на гипсовых моделях челюстей с помощью измерителя и линейки. Величина любого межзубного промежутка должна быть равна сумме половин значений разности между мезиодистальными размерами коронок молочного и соответствующего постоянного зуба.
Измерение протяженности зубного ряда осуществляют на модели челюсти. Для этого определяют мезиодистальные размеры коронок зубов и получают их сумму. Гибкую тонкую проволоку, капроновую леску или толстую нитку укладывают по режущим краям и жевательным поверхностям зубов до дистальной поверхности коронок вторых молочных или первых постоянных моляров. Проволоку обрезают, распрямляют и измеряют длину в указанных пределах (метод Карей-Нансе). При наличии трем и диастем протяженность зубного ряда больше, чем сумма поперечных размеров коронок зубов, при скученном положении или недостатке места для каких-либо зубов в зубном ряду меньше.
При асимметрии зубного ряда ширину его правой и левой частей измеряют от средней линии, которая на верхней челюсти проходит по линии небного шва, на нижней - по уздечке языка.

Лечение Аномалии зубных рядов:

Сужение зубного ряда у детей с молочными зубами и в период их смены устраняют пластиночными аппаратами с винтами. При равномерном сужении зубных рядов ортодонтический винт целесообразно расположить посередине зубного ряда в области премоляров. Если зубной ряд сужен значительно, можно использовать 2 винта. При глубоком небе применяют пластинку с пружиной Коффина. Если сужен передний или задний участок зубного ряда, то винт устанавливают соответственно. При значительном сужении переднего участка верхнего зубного ряда расширяющий винт устанавливают в области клыков, а в боковом участке зубного ряда - ограничитель. При сочетании сужения зубного ряда с протрузией верхних фронтальных зубов применяют пластиночный аппарат с винтом и вестибулярной дутой.
При одностороннем сужении, смещении нескольких зубов используют пластинки с асимметрично расположенным винтом и распилом.
Уменьшение сагиттального размера зубного ряда может быть в области как передних, так и боковых зубов. Уплощение в переднем участке зубного ряда приводит к трапециевидной его форме. Для нормализации формы зубного ряда у детей с молочными зубами и в период их смены следует применять пластинку с винтом и секторальным распилом в области резцов; на нижней челюсти - пластинку с двумя винтами в области клыков и первых молочных моляров или премоляров.
Если укорочен передний участок верхнего зубного ряда, то по показаниям можно использовать каппы Бынина, Шварца.
У детей с постоянными зубами расширить и удлинить зубной ряд можно несъемной аппаратурой, в частности дугой Энгля, брекет-системой. Одновременно с перемещением зубов вперед можно поворачивать зубы вокруг продольной оси.
Укорочение одного или обоих боковых участков зубного ряда проявляется часто недостатком места для премоляров и клыков при правильной ширине зубного ряда и длине его переднего отдела. Причиной обычно является смещение первых моляров вперед. Смещать эти зубы дистально следует сразу после их прорезывания. Для этого применяют пластинку с винтом и секторальным распилом и кламмером на перемещаемый зуб. В старшем возрасте ортодонтическое лечение может быть неэффективно. Нужно удалять один из премоляров.
При увеличении параметров зубного ряда у ребенка появляются тремы между зубами при правильном их количестве и размере. При этом расширение зубного ряда может быть в области как передних, так и боковых зубов. Устранить его ортодонтическими аппаратами сложно, так как оно связано, как правило, с увеличением альвеолярного отростка или тела челюсти. У детей с таким нарушением зубного ряда необходимо оставлять равномерные промежутки между зубами или устранять их протезированием.
Увеличение продольного отрезка зубного ряда происходит за счет наклона резцов вперед; между ними появляются тремы. В младшем возрасте зубной ряд укорачивают с помощью пластинки с вестибулярной дугой. В пластинке обязательно должны быть удерживающие кламмеры. У детей старше 12 лет можно применять скользящую дугу Энгля.
Результат лечения зависит не только от степени деформации, но и от величины перекрытия зубов-антагонистов. Даже при правильной глубине перекрытия увеличение размеров зубного ряда возможно только при разобщении зубных рядов на данном участке.
Одной из аномалий зубных рядов является нарушение их целости. Тремы между резцами и клыками допускаются в норме только у детей от 4 до 6 лет. В другом возрасте зубной ряд считается неправильным, если отсутствуют контакты между аппроксимальными поверхностями рядом стоящих зубов. Тремы могут появляться при адентии, ретенции или уменьшении размера зубов. Эти аномалии часто сочетаются со смещением соседних зубов. Если промежутки незначительные и удовлетворительные с эстетической точки зрения, то ортодонтическое и ортопедическое лечение можно не проводить.
При ретенции зубов, прорезывании их вне зубного ряда, недостатке места для них в зубном ряду из-за сместившихся соседних зубов необходимо его создать. На освободившееся место перемещают аномально расположенные зубы. При микродентии, адентии или ретенции зубов промежутки устраняют путем изготовления коронок или съемных пластиночных протезов.
Аномальным считается строение зубного ряда при тесном положении зубов, когда вследствие недостатка места в зубном ряду они повернуты вокруг своей вертикальной оси или расположены вне зубного ряда.


Б-3

1. Рост и развитие зубочелюстно лицевыой области в пренатальном периоде. Факторы риска формирования зубочелюстно лицевых аномалий

Рост и развитие не синонимы. Рост – это увеличение числа и размеров ранее возникших структур. Развитие – процесс возникновения качественно новых структур.

Выделяют два периода развития зубочелюстно-лицевой области – пренатальный и постнатальный.

Постнатальный период в свою очередь делится на:

– период новорожденности (0 - 6 мес.);

– период временного прикуса (6 мес.- 6 лет):

а) формирующийся временный прикус (6 мес. - 3 года);

б) сформированный временный прикус (3- 6 лет)

– период смешанного прикуса (6 - 12 лет):

а) начальный период (6 - 9 лет);

б) конечный период (9 - 12 лет).

– период постоянного прикуса:

а) формирующийся (12 - 18 лет);

б) "доформировывающийся" (18 - 24 года);

в) сформированный (атрикционный) (с 25 лет).

Пренатальный период.

На 2-й неделе беременности происходит дифференцировка тканей в головном участке эмбриона и образуются структуры мозговой и лицевой его частей. Лицевая часть развивается из жаберных дуг. Из I-й жаберной дуги образуются 7 отростков: лобный, 2 носовых, 2 верхнечелюстных и 2 нижнечелюстных.

На 4-й неделе развивается стомадеальная перепонка, отделяющая ротовую ямку от полости глотки. На месте разрыва будут формироваться небные дужки, глоточные миндалины, корень языка.

На 6-й неделе происходит отграничение ротовой полости от полости носа за счет образования твердого и мягкого неба. Размеры нижней челюсти увеличиваются за счет опускания языка, что приводит к тому, что располагавшаяся до этого сзади нижняя челюсть оказывается в переднем положении относительно верхней. Премордиальное хрящевое основание черепа и носовой капсулы является ростковой зоной, вокруг которой формируются кости верхней и нижней частей лица, относящиеся к группе покровных костей. Нижняя челюсть строится из меккелевого хряща энхондральным путем аналогично трубчатых костей.

На 8-й неделе начинается собственный рост зубов с тонкой зубной пластинки.

На 12-й неделе в альвеолярных отростках челюстей появляются межальвеолярные перегородки.

На 16-й неделе начинаются формирование и минерализация тканей зубов.

На 5-6 месяце усиленно развиваются зубные фолликулы и отмечается значительный рост альвеолярных отростков.

На 7-8 месяце продолжается рост альвеолярных отростков челюстей, однако общий темп роста и минерализации их замедляется

На 9-м месяце вновь усиливается рост альвеолярных отростков. Зачатки временных зубов окружаются со всех сторон костной тканью. Начинается активное обызвествление их коронок.

В пренатальном периоде развития передняя часть основания черепа перемещается вперед, а задняя его часть – вверх по отношению к франкфуртской горизонтали. Носоверхнечелюстной отдел смещается вперед. Нижняя челюсть совершает ротацию вокруг вертикальной оси, что приводит к увеличению высоты нижней части лица. Нижняя челюсть увеличивается в размерах за счет роста ее ветвей и мыщелков, а также под действием мышц нижней части лица.

2. Миогимнастика — мощный биологический стимулятор роста кости. Однако лечебный эффект достигается тогда, когда мышечная нагрузка организована в виде физических упражнений и применяется целенаправленно для каждой группы мышц соответственно терапевтическим задачам.

Принцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функции мышц — синергистов и антагонистов. Гимнастикой можно достигнуть положительных результатов при лечении аномалий у детей в периоде сформировавшегося временного прикуса. Для такого лечения наиболее подходит возраст от 4 до 7 лет, когда ребенок может понять, что от него требуется, и выполнять упражнения.

Занятия с детьми лечебной гимнастикой должны носить игровой характер. Тренировку локальной группы мышц необходимо сочетать с общими физическими упражнениями. Различные специальные аппараты для тренировки мышц следует использовать разумно, с дозированной нагрузкой на группы мышц без болевых ощущений и значительной мышечной утомляемости.

Лечебную гимнастику необходимо назначать за 1—3 мес до начала ортодонтического лечения, так как применение лечебной нагрузки на зубы, челюстные кости и ВНЧС подготавливает их к восприятию силы ортодонтических аппаратов и предотвращает расхождение между морфологическими процессами в костной ткани, с одной стороны, и возникающей нагрузкой — с другой.

В настоящее время разработаны специальные упражнения для различных мышечных групп (жевательных, мимических, глотки, языка, щек, губ), которые назначают детям при различных видах костных деформаций.

Ребенок смыкает губы и надувает щеки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы. Надувание воздуха под верхнюю губу рекомендуют при протрузии верхних передних зубов.

Для развития круговой мышцы рта можно свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет, например подвешенный кусок ваты, перышко и т. п. Рекомендуют также прокладывать между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжимать губы. Бумагу удерживают губами 30—50 мин при выполнении домашних заданий или в то время, когда ребенок смотрит телевизор. Упражнение выполняют ежедневно.

Из упражнений с сопротивлением чаще применяют следующие. Ребенок закладывает согнутые мизинцы

Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть, рекомендуются при лечении дистального прикуса. Выполняют их сидя или стоя. Нижнюю челюсть медленно выдвигают вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижнюю челюсть удерживают 10 с, а затем медленно устанавливают в исходном положении. То же упражнение выполняют с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.

Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть. Одно из них — сжатие зубов в центральной окклюзии. Ребенок сжимает и разжимает зубы. Сила сокращения мышц контролируется пальцами, приложенными к щекам в области жевательных мышц у переднего края ветвей нижней челюсти. То же упражнение можно выполнять с сопротивлением. Для этого ребенок располагает указательный и средний пальцы правой руки на нижних передних зубах и, поднимая нижнюю челюсть, оказывает противодействие давлением пальцев при нарастающем сокращении жевательных мышц

Упражнения для исправления аномалий положения зубов. Для исправления небного наклона верхних передних зубов в периоде их прорезывания рекомендуется несколько упражнений.

1. Давление на зубы кончиком языка в течение 3—5 мин, затем пауза.

2. Прикусывание нижней губы верхними зубами в течение 2—3 мин. Это упражнение следует рекомендовать с осторожностью, чтобы в дальнейшем не выработалась вредная привычка

3. Дистальная окклюзия (2 класс 1 подкласс) Этиология, клиника, диагностика. Профилактика и лечение зубоальвеоляной формы.

Дистальная окклюзия наблюдается в любом возрастном периоде и сочетается с вертикальными и трансверзальными зубочелюстными аномалиями.

Этиология.Эта аномалия формируется в результате нарушения роста и развития мозгового и лицевого отделов черепа в пренатальном и постнатальном периодах развития под воздействием эндо- и экзофакторов.

Клиника дистальной окклюзии

Диагностика.

При осмотре пациента с дистальной окклюзией (II класса I подкласс по Е.H. Angle) определяются выпуклый профиль лица, сглаженность носогубных и углубление супраментальной складки. Губы не сомкнуты, либо сомкнуты с напряжением. Снижена функциональная активность круговой мышцы рта, мышц, выдвигающих нижнюю челюсть. Ротовой тип дыхания. Мезиально-щечный бугор верхнего первого постоянного моляра контактирует с антагонистами впереди межбугорковой фиссуры нижнего первого постоянного моляра. Сужение и удлинение верхней, укорочение переднего отрезка нижней зубных дуг. Вестибулярное отклонение продольных осей резцов верхней челюсти с наличием трем или без них, но с наличием сагиттальной щели между верхними и нижними резцами. Контакт режущих краев верхних резцов с красной каймой нижней губы.

После клинического обследования пациента для дифференциальной диагностики форм дистальной окклюзии применяют лабораторные методы диагностики, среди которых ведущее место принадлежит изучению диагностических моделей челюстей, дентальных близкофокусных прицельных рентгенограмм, ортопантомограмм челюстей, боковых телерентгенограмм головы. Целесообразно применение фотометрического метода исследования, изучение рентгенограмм кистей рук по методу Бьёрка с целью определения степени оссификации скелета в целом и лицевого отдела черепа в частности, электромиографического изучения тонуса мимической и жевательной мускулатуры. При наличии зубоальвеолярной формы дистальной окклюзии может иметь место мезиальное смещение боковых зубов верхней челюсти. В этом случае применяют метод Schmuth. Проводят диагностическую линию «RPT». В норме эта линия, проведенная через конец резцового сосочка перпендикулярно срединному небному шву, пересекает среднюю часть коронок клыков. К примеру, линия «RPT», проходящая позади клыков свидетельствует о мезиальном смещении боковых зубов верхней челюсти. При дистальном прикусе известна тенденция к увеличению переднего, либо всех сегментов верхней зубной дуги. Применение сегментарного анализа зубных дуг по методу Gerlach позволяет анализировать пропорциональность сегментов зубных дуг. Для уточнения ширины зубных дуг применяют метод Pont.

Характерными нарушениями при зубоальвеолярной форме дистальной окклюзии являются также неполное прорезывание нижних премоляров. Если имеется гнатическая форма дистальной окклюзии, то морфо-функциональный и эстетический оптимум в зубочелюстно-лицевой области может быть нарушен за счет недоразвития тела или ветвей нижней челюсти, уменьшения величины угла Go, заднего расположения нижней челюсти относительно верхней и относительно переднего отдела основания черепа. Если нижняя челюсть развита нормально и нет отклонений ее расположения в черепе, то дистальный прикус может быть обусловлен чрезмерным развитием верхней челюсти, её более передним расположением относительно нижней челюсти и относительно переднего отдела основания черепа. Для клинической экспресс-диагностики нарушений при дистальном прикусе применяют пробу Eschler-Bittner. Пациенту предлагают выдвинуть нижнюю челюсть до нейтрального соотношения зубных рядов и при этом оценивают эстетику лица. Если она улучшается, то дистальный прикус обусловлен недоразвитием нижней челюсти, если она ухудшается – нарушением со стороны верхней челюсти. При улучшении эстетики лица с последующим ухудшением по мере выдвижения нижней челюсти вперед говорят о патологии в обеих челюстях. Для правильной диагностики дистального прикуса, планирования лечения и прогнозирования его результатов изучают боковые телерентгенограммы головы.

Лечение дистальной окклюзии

Лечение дистальной окклюзии, как правило, начинают с санации носоглотки и полости рта, устранения вредных привычек. Лечебная гимнастика, применяемая в раннем возрасте, способствует достижению правильного смыкания губ, тренирует мышцы, способствует нормализации всех функций зубочелюстной системы. При необходимости восстанавливают анатомическую форму коронок зубов, замещают дефекты зубных дуг. По показаниям проводят пластику уздечек губ и языка, а также рекомендуют обучение у логопеда. Лечебные мероприятия включают в комплексный план с учетом периода формирования прикуса и возраста ребенка.

В период временного прикуса для устранения дистальной окклюзии (2 класс 1 подкласс по H. Angle) показан метод щитовой терапии, в частности – вестибулярная пластинка, пропульсор Мюлемана. В основе указанного метода лечения лежит создание искусственного барьера между губами и щеками с одной стороны и зубоальвеолярными дугами с другой. Это способствует физиологическому положению губ и щек, языка и функции мышц околоротовой области. Кроме указанных аппаратов можно применить активатор Андрезена-Хойпля. Хорошие результаты дает применение верхнечелюстных пластинок с наклонной плоскостью во фронтальном отделе. При сужении верхней зубо-альвеолярной дуги эффективно применение нёбных пластинок с расширяющим винтом. Пациенту рекомендуется комплекс гимнастики для круговой мышцы рта, мышц, выдвигающих нижнюю челюсть.

В период сменного прикуса (II класс 1 подкласс по H. Angle) показано применение открытого активатора Кламмта, бионаторов Бальтерса, Хорошилкиной, Токаревича, регулятор функции Френкеля 1-го типа. Для усиления действия функциональных аппаратов на передние зубы показано использование лицевой дуги с резиновой тягой, фиксируемой на головной шапочке или шейной повязке. Аппараты с внеротовой тягой не только лучше фиксируются в полости рта ребенка, но и быстрее осваиваются в процессе лечения. Важной возможностью таких конструкций является сдерживание роста верхней челюсти в сагиттальном направлении, что показано при гнатических формах дистальной окклюзии, сопровождающихся верхней макро- либо прогнатией.

В начальном периоде постоянного прикуса при дистальной окклюзии (II класс, 1 подкласс H. Angle)показано применение аппаратов, используемых для устранения дистальной окклюзии (II класс, 1подкласс по H. Angle) в период сменного прикуса.

В сформированном постоянном прикусе стремление изменить строение зубочелюстной области за счет перестройки миодинамического равновесия малоэффективно, поэтому показано применение съемных, либо несъемных ортодонтических аппаратов механического действия. Из несъемных конструкций эффективно лечение аппаратом H. Angle с межчелюстной тягой и скользящей дугой на верхней челюсти, эджуайз-техникой, лайт-вайер техникой, техникой Джонсона. При применении указанных конструкций возможен мезиальный сдвиг опорных моляров, на которых фиксируется дуга, поэтому для уменьшения отрицательной реактивной силы целесообразно применение лицевой дуги с резиновой тягой к опоре в зависимости от ситуации в теменно-затылочной или шейной области.

Таким образом, продолжительность и эффективность ортодонтического лечения дистальной окклюзии зависят от вида (1 или 2 подкласс II класса по H. Angle), формы (зубоальвеолярная, гнатическая) и степени выраженности аномалии, правильности тактики лечения и комплекса лечебных мер, а также сотрудничества пациента с врачом. В этой связи следует помнить следующее:

Билет № 5

1 ) Рост и развитие зубочелюстно лицевой области в период временного прикуса. Факторы риска возникновения и развития зубочелюстных аномалий.

Период формирования временного прикуса (6 мес. - 6 лет):

а) формирующийся временный прикус начинается с 6 мес. и заканчивается к 28-30 мес. К 3-м годам у ребенка 20 зубов .Форма зубных дуг соответствует полукругу. Резцовое перекрытие в норме минимальное.

б) сформированный временный прикус (от 3 до 6 лет). Имеется 20 прорезавшихся временных зубов и 28 зачатков постоянных зубов. Период активного роста продолжается от 3 до 4,5 лет.

2 ) Функциональный метод профилактики и личения зубочелюстных аномалий. Миогимнастика

Миогимнастика — мощный биологический стимулятор роста кости. Принцип лечения заключается в тренировке мышц, которая способствует нормализации функции мышц — синергистов и антагонистов. Гимнастикой можно достигнуть положительных результатов при лечении аномалий у детей в периоде сформировавшегося временного прикуса. Лечебную гимнастику необходимо назначать за 1—3 мес до начала ортодонтического лечения. : Для развития круговой мышцы рта, Упражнения для мышц, выдвигающих нижнюю челюсть, Упражнения для мышц, поднимающих нижнюю челюсть.

3 ) . Дистальная окклюзия ( 2 класс 2 подкласс) Этиология, клиника, диагностика. Профилактика и лечение зубоальвеоляной формы.

У пациентов с дистальной окклюзией (II класс 2 подкласс по H. Angle) определяется выпуклый профиль лица, величина угла нижней челюсти как правило меньше нормы, выражена супраментальная складка, губы сомкнуты, отмечается утолщение нижней губы. Снижена функциональная активность мышц, выдвигающих нижнюю челюсть.

Лечение При лечении дистальной окклюзии (II класс, 2 подкласс по H. Angle) в период временного прикуса -механического действия. в период смешанного прикуса применяют описанную верхнечелюстную пластинку.В период постоянного прикуса -применяют съемные и несъемные аппараты механического действия.

Билет № 7

1 ) Рост зубочелюстно-лицевой области в период постоянного прикуса. Факторы риска формирования зубочелюстно лицевых аномалий

а) формирующийся постоянный прикус (12-18 лет).

б) "доформировывающийся" постоянный прикус

в) сформированный постоянный прикус Итак, в постнатальном периоде условно можно выделить 3 шестилетних периода развития и роста зубочелюстно-лицевой системы, это периоды временного, смешанного и постоянного прикуса;3 физиологических повышения прикуса по Шварцу, а именно в возрасте 1,5 лет (прорезывание первых временных моляров), 6 лет (прорезывание первых постоянных моляров) и 11-13 лет (прорезывание вторых постоянных моляров и клыков);4 периода активного роста челюстей, каждый из которых длится в среднем 1,5 года (от 0 до 1,5 лет, от 3 до 4,5 лет, от 6 до 7,5 лет и от 10,5 до 12 лет).

2 ) Методы изучения диагностических моделей челюстей по Nance, H.G. Gerlach, P. Tonn . A. Pont, G. Korkhaus, G. Schmuth Их практическое применение

Метод Nance

Метод сравнительного изучения суммы ширины коронок зубов и длины зубного ряда по дуге.

Метод Tonn

Метод изучения отношения ширины верхних резцов к нижним.

Метод Gerlach

Этот метод изучения соотношения боковых и передних сегментов зубных дуг.

Метод Pont

Метод позволяет определить индивидуальную норму ширины зубных дуг.

Метод Korkhaus

Метод дополняет метод Pont и устанавливает зависимость длины переднего отрезка верхней зубной дуги от суммы ширины коронок верхних резцов

Метод Schmuth

Метод позволяет установить наличие мезиального смещения верхних боковых зубов.

3 ) Мезиальная окклюзия (3 класс). Этиология, клиника, диагностика. Профилактика и лечение зубоальвеоляной формы.

Этиология. Причиной:генетически обусловленная особенность строения лицевого отдела черепа и в частности нижней челюсти. В пренатальном :родовая травма, болезни матери во время беременности, способствующие нарушению нормального процесса развития лицевого отдела черепа плода, а также другие неблагоприятные эндо- и экзофакторы. Клиника. Клиническое проявление мезиальной окклюзии зависит от нескольких факторов. В основном это следующие: возраст больного, степень выраженности морфологических и функциональных нарушений, форма настоящей аномалии прикуса. Лицевые признаки при мезиальной окклюзии могут быть следующие: общая эстетика лица нарушена за счет выступания подбородка, западения верхней губы, общего вогнутого профиля лица. Диагностика используют различные методы исследования и суммируют их данные. Это клиническое обследование с уточнением этиологических факторов, выяснение анамнеза пациента в пренатальном и постнатальном периоде развития, собственно объективный осмотр больного.

Билет № 8

• 1 ) Классификация зубочелюстно лицевых аномалий энгля, мгсму катца воз

Все аномалии окклюзии Энгль разделил на 3 класса:

Первый класс (нейтральная окклюзия)

Второй класс (дистальная окклюзия) характеризуется дистальным смещением нижнего первого моляра по отношению к верхнему. Этот класс Энгль разделил на 2 подкласса: при первом подклассе верхние передние зубы находятся в пропозиции, а при втором – верхние передние зубы в ретропозицииэ

Третий класс (мезиальная окклюзия) характеризуется мезиальным сдвигом нижнего первого моляра по отношению к верхнему

Классификация Катца

Морфологической основой его классификации является классификация Энгля, дополненная функциональными признаками

Классификация аномалий зубочелюстной системы. ВОЗ

1. Аномалии величины челюстей:

2. Аномалии положения челюстей относительно основания черепа:

3. Аномалии соотношения зубных дуг.

4. Аномалии положения зубов.

Классификация ЗЧЛА кафедры ортодонтии МГМСУ: Согласно классификации МГМСУ все аномалии зубочелюстной системы делятся на 4 группы:

аномалии зубов,

аномалии зубных рядов,

аномалии челюстей,

аномалии окклюзии.

2 ) Современные представления об этиологии зубочелюстно-лицевых аномалий. Роль экзо- и эндогенных факторов в возникновении зубочелюстно-лицевых аномалий.

Эндогенные факторы риска зубочелюстных аномалий

Генетическая обусловленность

Экзогенные причины зубочелюстных аномалий

3 ) Основные признаки зубочелюстно-лицевых аномалий. Показания к ортодонтическому лечению.

отсутствие смыкания зубов передней группы, прокладывание языка в образовавшийся промежуток;

-состояние, при котором верхние резцы полностью перекрывают нижние, ребенку трудно жевать и откусывать твердую пищу;

-наличие вредных привычек, таких как прокладывание языка между зубными рядами, сосание пальца, соски, губы, карандаша и пр.;

-слишком ранняя или напротив поздняя смена молочных зубов на постоянные;

-постоянные зубы прорезываются под наклоном либо вне зубного ряда;

-сильное кариозное разрушение или удаление постоянных зубов;

Билет № 8 ( второй вариант)

1 ) Механический аппаратурный метод лечения в ортодонтии. Элементы конструкции брекет систем.

Механические ортодонтпческие аппараты воздействуют на зубы, зубные ряды и их соотношение за счет активных элементов. Такими элементами являются: лигатуры, пружины, винты. эластическая тяга и т.п. Потенциальная энергия, заложенная в них, регулируется клиницистом.

Конструкция брекет-системы техники edgewise включает в себя:

— индивидуальное замковое приспособление

— паз, находящийся на внешней поверхности

— крылья, которые помогают крепить дугу с использованием лигатур

— ортодонтическую дугу

— ортодонтические кольца и щечные замки (при необходимости)

— металлические или эластичные лигатуры

2 ) Кламеры применяемые в ортодонтии. Их классификация. Преимущества и недостатки.

I группа - кламмеры с плоскостным прикосновением плеча к коронке зуба. Эту группу составляют гнутые, ленточные кламмеры и литые кламмеры.

II группа - кламмеры с линейным прикосновением плеча к коронке зуба (круглый, перекидной Джексона, Дуйзингса, рамочный и др.)

III группа - с точечным прикосновением плеча к коронке зуба (кламмер Адамса, стреловидный кламмер, Шварца, пугавчатый).

3 ) Аномалии формы зубов. Клиника. Диагностика.

Нарушения могут локализоваться в области коронки зуба, его корня или одновременно – коронки и корня.

Коронки резцов могут быть конусовидные, шиповидные. Известны зубы Гетчинсона, Пфлюгера, Фурнье. При осмотре полости рта могут выявляться различные уродливые формы коронок зубов: кубовидная, коническая, двойная, сращение нескольких зубов, изменение числа бугров у премоляров и моляров. Выявление аномалий формы корней возможно только при рентгенологическом исследовании.

Билет № 10

• ) Особенности планирования лечения зубочелюстных аномалий в различные периоды формирования прикуса.

Во временном прикусе :ортодонтические аппараты (аппаратурный метод), позволяющие, в первую очередь, стимулировать рост недоразвитых участков альвеолярных отростков челюстей.

В период смешанного прикуса лечение, в основном, проводят аппаратурным методом и, реже, комплексным. ,лечения зачастую сочетают с миотерапией для ускорения лечения, закрепления его результатов.

В постоянном прикусе возможности ортодонтического лечения значительно ограничены по сравнению с предыдущими периодами его формирования. Поэтому при помощи аппаратов осуществляется, главным образом, перемещение зубов, исправление формы и соотношения зубных рядов.

2 ) Функционально-направляющие ортодонтические аппараты. Основы конструирования показания к применению.

Съемные одночелюстные функционально-направляющие ортодонтические аппараты содержат наклонную плоскость, накусочную площадку или окклюзионные накладки и поэтому являются аппаратами межчелюстного действия. При сокращении мышц челюстно-лицевой области они оказывают воздействие на зубные ряды и положение нижней челюсти. С помощью таких аппаратов возможно перестроить миостатический рефлекс, стимулировать или задерживать рост челюсти. Благодаря своей простоте и эффективности они нашли широкое применение в практике.
К функционально-направляющим элементам относятся:
- наклонная плоскость;
- накусочная площадка;
- окклюзионные накладки;
- наклонно – накусочная площадка,
- направляющие петли.
3 ) Шесть ключей окклюзии по Эндрюсу.

Соотношение моляров (ключ 1):

Ангуляция коронок или мезиодистальный тип

Наклон и торк коронок зуба (ключ 3):

Ротация (ключ 4

Контактная точка (ключ 5):

Кривая Шпее (Spee) (ключ 6

Билет 12

Метод Schmuth

Метод позволяет установить наличие мезиального смещения верхних боковых зубов. С этой целью перпендикулярно срединному небному шву, через задний край резцового сосочка и основание первой пары поперечных небных складок проводят линию. Это диагностичекая линия "RPT" (шовно-сосочковая линия). При ортогнатичеком прикусе она пересекает коронки клыков. Если линия проходит через премоляры, то имеется мезиальное смещение бокового сегмента в/ч и необходимо уточнить показания к удалению зубов при ортодонтическом лечении.

Активатор Андрезена-Хойпля

относится к съемным моноблоковым ортодонтическим аппаратам, состоит из двух пластинок - для в/ч и н/ч, соединенных между собой по линии окклюзии. У аппарата имеется вестибулярная ретракционная дуга, которая выходит из базиса между клыками и премолярами. При показаниях к расширению зубных рядов к аппарату добавляют винт или пружину Коффина и распиливают его. Выступы пластмассы, прилегающие к мезналмюй поверхности зубов, препятствуют мезиальному перемещению последних и росту челюсти, прилегающие к дистальной поверхности зубов способствуют их мезиальному перемещению и стимулируют рост челюсти. С помощью активаторов перестраивается соотношение зубных рядов и элементов височно-челюстного сустава; это влияет на рост костей лицевого скелета и расположение мягких тканей, т. с. па форму лица. Сокращение мышц, прикрепляющихся к нижней челюсти, действие винта и вестибулярной дуги способствуют росту челюстей и исправлению положения зубой Давление аппарата на боковые зубы с язычной стороны способствует расширению зубных рядов; усиливая давление пластмассы, можно отклонить нижние передние зубы вперед или укоротить (внедрить) их. При помощи разобщения боковых зубов достигается зубо-альвеолярное удлинение в этой области. Перемещение нижней челюсти вперед уменьшает сагиттальную щель между передними зубами, облегчает смыкание губ и затрудняет прику-сыванне и сосание нижней губы. Аппарат препятствует постоянному контакту языка и губ, тем самым облегчая нормализацию глотания. Активатор Андрезена - Хойпля чаще всего применяют для лечения дистального прикуса: добавление к нему внеротовой тяги (по Хорошилкиной) способствует ускорению лечения и достижению устойчивых результатов. В – 2. Состоит из: 1) базис – АКР 15; 2 пластинки в/ч и н/ч соединённые по линии окклюзионной плоскости в блок по типу конструктивного прикуса; 2) наклонная плоскость для зубов н/ч, которая переходит в накусочную площадку, затем в капюшон; 3) для боковых зубов окклюзионные накладки; 4) вестибулярная дуга с полукруглыми изгибами в области 3|3; Функция: он выдвигает н/ч вперёд, зубы в/ч перемещает кзади (особенно фронтальные), накусочная площадка вызывает зубо-альвеолярное укорочение. Допрорезывание, т.е. в боковом отделе зубо-альвеолярное удлинение. Если в аппарате имеется винт, происходит расширение зубных рядов. Режим ношения: в

Наши рекомендации