Групповая терапия и группа встреч: общие свойства и проблемы
Современные направления развития групп встреч и групповой терапии, несмотря на различия в происхождении, демонстрируют много общего. В самом деле, налицо такое большое сходство, что многие наблюдатели затрудняются ответить, существуют ли какие - нибудь внутренние различия между двумя типами групповой работы.
Развитие позитивных возможностей индивида. Унаследованные традиции прошли значительную эволюцию, обернувшуюся весомыми переменами в групповых целях, теории и технологии. Обучение человеческим отношениям, как мы выяснили, переместило свой акцент с приобретения специфических теоретических и межличностных навыков на сегодняшние цели группы встреч, состоящие в тотальном развития личности. Обучение человеческим отношениям сейчас означает, что индивид познает свою взаимосвязь с другими, так же как и со своими различными внутренними «Я». Интерес психотерапии постепенно сместился от концепции развития личности, базирующейся на превращении энергии либидо и агрессии индивида, к проблемам современной эго-психологии. Многие теоретики утверждали о существовании дополнительного позитивно валентного влечения, которому по мере необходимости лучше давать раскрываться, чем подавлять его или сублимировать: отсюда «инстинкт обладания» Хендрика «стимул к исследованию» Берлайна, «самореализация» Хорни «мотивация действия» Уайта, «нейтрализованная энергия» Хартманна, «самоопределение» Ангъяла и «самоактуализация» Гольд - штейна, Роджерса и Маслоу. Таким образом, развитие индивида влечет за собой больше, чем подавление или сублимация потенциально деструктивных инстинктивных сил. Он должен, в добавление, осуществить свой творческий потенциал, и усилия терапевта лучше направить на эту задачу, Хорни утверждает, что терапевт должен помогать убирать препятствия; в благоприятных условиях индивид будет реализовывать свои возможности, «совсем как желудь, растущий на дубе». Подобно этому, Роджерс описывает терапевта как помощника.
Близкой к этой тенденции в психотерапии, начиная с Фромм - Райхманна, Эриксона, Линдеманна и Гамбурга, стала стратегия укрепления сил пациента. К примеру, психотерапевты пришли к пониманию того, что индивид может столкнуться с трудностями на определенных жизненных этапах не из - за слабости эго, а вследствие отсутствия адекватного понимания и отношения к происходящему на той стадии жизни, где появились эти проблемы; психотерапия может быть направлена на облегчение процесса познания. С этой переменой в терапевтической ориентации групповой терапевт и ведущий Т - группы стали ближе друг к другу. Ведущий Т - группы всегда поддерживал стремление к компетентности; он верил в укрепление сил, считая его не менее важным, чем коррекцию отклонений.
Конечные цели. Желанные изменения, происходящие с индивидом как результат опыта Т - группы, близки к изменениям, которые групповой терапевт желает видеть в своих пациентах. Например, в русле одного из исследований результатов Т - группы изучались следующие 15 переменных: передача информации, получение информации, легкость отношений, чувство безопасности, возрастание взаимозависимости, функциональная гибкость, самоконтроль, осознание поведения, восприимчивость к групповому процессу и к окружающим, принятие других, толерантность к новой информации, доверие, комфорт, понимание самого себя, роль.
Надличностная направленность. Одно важное различие между терапевтическими и Т - группами, которое было более актуальным на ранних стадиях, чем сейчас, состояло в том, что Т - группы часто имели надличностные цели, тогда как групповую терапию заботили исключительно персональные цели каждого участника. К примеру, целью первой Т - группы, описанной ранее, было содействие Закону о приеме на работу без дискриминации. Другие Т - группы нередко выполняли надличностные задачи повышения эффективности деятельности служащих учреждения. Групповая терапия, с другой стороны, не имела других целей, кроме, облегчения страданий каждого из ее участников.
Обе дисциплины изменили свои первоначальные позиции. Т - группы часто состояли из незнакомых людей, каждый из которых имел высоко - персонализированные задачи, в то время как многие из надличностных целей отделились от Т - групп и вошли в компетенцию деятельности лаборатории человеческих отношений. Психотерапия, в свою очередь, постепенно все более убеждалась в важности надличностных целей нацеленности. Стэнтон и Шварц в 1954 году впервые отметили, что в крупной социальной системе, психиатрической больнице, улучшение или ухудшение конкретного пациента зависело от качеств структуры большой группы. К примеру, если в большой группе существовали стандарты, не допускающие анализа и разбора конфликтов, возникающих с персоналом, то у пациентов повышалась вероятность психотических обострений. Подобного рода наблюдения делались в армии, тюрьмах и в обстановке общин. Постепенно был принят важный принцип психотерапевтического вмешательства: надличностная фокусировка — сплоченность и стандарты большой группы — может способствовать достижению личных целей каждого участника. В действительности, часто даже не приходится выбирать; к примеру, подавляющее большинство терапевтов согласится, что индивидуальное лечение молодого наркомана из низов общества без вовлечения его социального окружения — напрасная трата сил. Аналог этого принципа для малых терапевтических групп был полностью описан в третьей главе при обсуждении сплоченности как лечебного фактора в групповой психотерапии.
Состав группы. По прошествии лет состав групп - встреч и терапевтических групп также приобрел большую схожесть. Психотерапевты уже не занимались исключительно лечением людей с основными психическими проблемами. Возрастает число несомненно адаптированных людей с незначительными жизненными трудностями, обращающихся к психотерапии. Это явление обусловлено следующими факторами: возросшее принятие и понимание обществом института психотерапии, вызывающее любопытство представление о психотерапии в средствах массовой информации, а также повышение благосостояния и возрастание количества свободного времени, результатом которого стало движение вверх в иерархии потребностей. Многие же пациенты наоборот обратили внимание на группы встреч, особенно такой их вариант, как марафон по уикндам, как на возможность осуществления интенсивной психотерапевтической программы. Либерман и Гарднер изучали участников нескольких центров роста и сообщили, что 81% из них проходили психотерапию в прошлом или проходят в настоящее время. Более того, используя такие критерии, как количество стрессов, симптоматология и причины обращения за помощью, они обнаружили 70% участников обращались за помощью в амбулаторные психиатрические клиники. В самом деле, по наблюдениям Роджерса, недавно появился новый клинический синдром — групповая зависимость; эти люди каждый уик - энд проводили в какой-нибудь группе встреч, отыскивая их повсюду на Западном побережье.
Общесоциальные расстройства. Как группа встреч, так и групповая терапия высоко ценят самораскрытие, и содержание раскрываемого поразительно в своей повторяемости от группы к группе. Одиночество, смятение и отчуждение одинаково преследуют и терапевтическую, и Т - группу. Подавляющее большинство индивидов страдают общими расстройствами, глубоко укоренившимися в характере современного западного общества. В Америке прошедшие два десятилетия во многом свидетельствовали о безжалостном распаде социальных институтов, обычно способствующих человеческой близости; продолжительная семейная гармония, единственное за всю жизнь супружество (половина браков в Калифорнии заканчиваются разводом), маленькая, стабильная рабочая группа и домашнее сообщество — все это часть ностальгического прошлого. Культ организованности и порядка стал неуместен для молодежи, часто немногим больше, чем «утренняя воскресная скука», и лавочник по соседству, и семейный доктор стремительно исчезают.
Современная медицинская практика в схожем положении. Подгоняемый продвинутыми медицинскими технологиями, доктор стал квалифицированным ученым. Но какой ценой! Президент Американской ассоциации врачей недавно констатировал: «В будущем семейный доктор вымрет почти так же, как дронт. Когда вас что - то беспокоит, вы отправляетесь в ближайшую больницу для получения экстренной помощи, оказываемой врачами, специализирующимися по профилю вашего заболевания».
При первом обращении вы, возможно, даже не увидите врача. Вашу историю болезни заполнят ассистенты или даже компьютер. Оказание вам помощи может быть частью вступительных экзаменов.
В свое время существование доброго старого джентльмена с умением найти подход к больному было чудесным, но общество больше не может себе его позволить. Современный доктор более квалифицирован, более научно ориентирован, и менее склонен заблуждаться. К сожалению, он часто обезличен. Но люди уже начинают принимать эти перемены, как и другие во всех сферах обслуживания.
Это часть нормальной тенденции в обществе. Во всех сферах сервиса становится меньше заботы об индивиде. В магазинах и ресторанах нас больше не обслуживают так, как раньше. Взаимосвязь между людьми и теми, кто обеспечивает сервис, разрушаются, и их уже нельзя вернуть назад.
Короче говоря, в нашей культуре атрофированы институты, пропагандирующие близость и душевность в отношениях, а их заменители — телевизор, супермаркет, справочные службы, центры помощи — это составляющие одиночества феномена в толпе. Тем не менее, человек нуждается в сохранении душевности, сердечности, теплоты отношений, в стремлении к близости, поддержке — всего того, что группы встреч распространяли почти в астрономических пропорциях за последние несколько лет.
Современный человек отчужден как лично, так и социально; он отделен от своего «Я» и стремится обрести некое чувство идентичности. Процесс следования эталону, посредством которого дети устанавливают свою личностную и половую идентичность, нарушен. Разбитые семьи, спутанная женская роль матери—домохозяйки—деловой женщины; отец, чья профессиональная деятельность закрыта от ребенка или непонятна для него; телевидение как обучающий механизм; отсутствие широких родственных связей — все это способствует нарушению идентичности. Нынешнее поколение является первым в истории, которому нечему поучиться у родителей; фактически скорость перемен такова, что дети могут учиться только что у сверстников, старше их не более, чем на пять лет. Можно только догадываться о последствиях отсутствия идентификационных эталонов. Что это означает для отца, который не может сказать, что его сын — это его продолжение?*
Из - за роста грамотности, образования, влияния средств массовой информации, увеличения количества свободного времени современный человек, будь он пациентом или нет, все больше осознает существование противоречий между его ценностями и поведением. Многие просвещенные люди, считающие главными жизненными ценностями гуманизм, эстетичность, равноправие или интеллектуальность, обнаруживают путем самоисследования, что служение идеалам не является искренним с их стороны; вместо этого они строят свое поведение в целях преумножения, увеличения благосостояния: «обывательский триумвират» материального здоровья, престижа и власти. Результатом осознания этого противоречия может стать всеохватывающая тревожность, самоотрицание и чувство опустошенности, часто порождающие поспешные попытки уклониться от размышлений, насильно заполнив все имеющееся в распоряжении время работой и развлечениями.
Кроме того, разногласие между работой и творческим чувством; подавляющее большинство людей редко переживают ощущения гордости, удовлетворения или результативности своего труда. Разрыв между работником и конечным продуктом, изначальный вред индустриальной революции, продолжает расширяться по мере того, как водоворот технологий втягивает человека в безликую автоматизацию. Эти события приводят к растущему чувству личностной неполноценности. Несмотря на некоторую гордость, испытываемую человеком за достижения его мегагруппы, в основном ощущение личной значимости снижается обратно пропорционально размерам и мощи мегамашины, пользуясь термином Мамфорда, в которой он теряется.
Несмотря на большую или меньшую важность каких - либо из вышеперечисленных проблем для одного члена группы в сравнении с другим, каждый, по всей вероятности, имеет к ним отношение, будь он пациент, студент, делегат, инструктор или терапевт. Все эти факторы говорят о существовании огромных совпадений между группами встреч и терапевтическими группами. Оба типа групп имеют схожесть в целях, видении человека, обе полагаются на похожие механизмы изменений или лечебных факторов, то же и в отношении основных принципов («здесь - и - сейчас», внутри — и межличностная честность, обратная связь, принятие слабости и неуверенности, установление обоюдного доверия, понимание и анализ поведения), а также разделяемых проблем. Очевидно, что группы с таким большим количеством общих свойств могут и должны быть сравниваемыми.