Торможение движений, возникших в силу инерции

Работа проводится в парах. Испытуемый сгибает руку в локте. Экспериментатор захватывает его предплечье около кисти и предлагает испытуемому тянуть руку на себя, преодолевая сопротивление. Затем неожиданно для испытуемого экспериментатор отпускает его руку. Рука испытуемого делает короткий рывок и останавливается.

Оценка результатов

Какую функ­цию мозжечка вы определили с помощью торможения дви­жений, возникших в силу инерции?

Контрольные вопросы:

1. Почему, когда опьянев­ший человек пытается сделать один шаг, он нередко выну­жденно делает по инерции несколько шагов в том же на­правлении?

2. Раскройте строение головного мозга.

Тема 2.2. Высшая нервная деятельность

Практическая работа

Тема: Режим дня.

Цель: научиться составлять режим дня ребёнка дошкольного возраста.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: таблицы

Вопросы для повторения:

1.Дайте понятие высшая нервная деятельность.

2.Определите основные отличия условных и безусловных рефлексов.

Ход работы

В дошкольном возрасте закладываются основы физического и психического здоровья. Крайне важно сохранить нервную систему ребенка и мотивацию к обучению, тогда в более старшем возрасте он легко освоит все необходимые навыки. Поэтому необходим режим дня и дозированный, осторожный ввод обучающих занятий.

1. Познакомьтесь с основными режимными моментами детей дошкольного возраста.

Режим дня дошкольника

  2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Пробуждение 7.00 7.00 7.00 7.00 7.00
Гигиенические процедуры 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30 7.00-7.30
Завтрак 8.00 8.00 8.00 8.00 8.00
Игры, трудовая деятельность 8.15-9.00 8.15-9.00 8.15-9.00 8.15-8.50 8.15-8.40
Занятия 9.00-9.30 9.00-9.30 9.00-9.30 8.50-9.50 8.40-9.50
Игры 9.30-9.50 9.30-9.50 9.30-9.50    
Подготовка к прогулке 9.50-10.05 9.50-10.05 9.50-10.05 9.50-10.05 9.50-10.05
Прогулка 10.05-12.05 10.05-12.05 10.05-12.05 10.05-12.10 10.05-12.10
Подготовка к обеду 12.05-12.15 12.05-12.15 12.05-12.15 12.10-12.20 12.10-12.20
Обед 12.15 12.15 12.15 12.20 12.20
Сон 13.00-15.30 13.00-15.10 13.00-15.10 13.00-15.00 13.00-14.40
Пробуждение 15.30 15.10 15.10 15.00 14.40
Гигиенические процедуры, трудовая деятельность 15.30-16.00 15.10-15.40 15.10-15.40 15.00-15.30 14.40-15.10
Полдник 16.00 15.40 15.40 15.30 15.10
Занятия 16.30-16.45 16.10-16.25 16.10-16.25 16.00-16.30 15.40-16.20
Прогулка 17.00-18.50 16.40-18.50 16.40-18.50 16.45-18.50 16.35-18.50
Подготовка к ужину 18.50-19.00 18.50-19.00 18.50-19.00 18.50-19.00 18.50-19.00
Ужин 19.00 19.00 19.00 19.00 19.00
Спокойные игры 19.15-19.40 19.15-19.50 19.15-20.00 19.15-20.05 19.15-20.05
Гигиенические процедуры, подготовка ко сну. 19.40-20.10 19.50-20.20 20.00-20.30 20.05-20.35 20.05-20.35
Отход ко сну 20.10 20.20 20.30 20.35 20.35


2. Перечислите гигиенические правила проведения развивающих занятий в дошкольных учреждениях.

Форма отчетности

Разработайте рекомендации по составлению режима дня ребёнка дошкольного возраста.

Контрольные вопросы:

1.Определите особенности режима дня ребёнка до 1 года.

Практическая работа

Тема: Кратковременная память.

Цель: определить объем кратковременной памяти.

Объект исследования:человек.

Материалы и оборудование: лист бумаги с подготов­ленным тестом из 25 слов (сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолет), часы.

Вопросы для повторения:

1.Дайте понятие рефлекса.

2.Назовите структуры рефлекторной дуги.

Ход работы

В течение 1 мин внимательно прочитайте предложен­ный текст, затем отложите и закройте его. В течение 5 мин запишите все слова, которые вам удалось запомнить в любом порядке.

Форма отчетности

Подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок), за каждое слово начислите себе 1 балл.

По сумме баллов определите, к какой категории отно­сится объем вашей памяти.

Таблица

Определение характеристик объема памяти

Число баллов Характеристика памяти
6 и меньше   Объем памяти низкий. Желательно регулярно выполнять упражнения по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом  
7-12   Объем памяти чуть ниже среднего. Главной при­чиной слабого запоминания может быть неумение сосредоточиться  
13-17   Объем памяти хороший  
18-21   Объем кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следова­тельно, обладаете достаточной волей  
Свыше 22   Ваша память феноменальна  


Контрольные вопросы:

1. Разработайте упражнения для развития памяти.

Практическая работа

Тема: Смысловая память.

Цель: определить объем смысловой памяти.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: набор заранее заготов­ленных 18 отвлеченных понятий. Примерный перечень понятий: 1. Вкусный ужин. 2. Веселый праздник. 3. Пе­чаль. 4. Дружба. 5. Сильное желание. 6. Радость. 7. Совме­стная работа. 8. Утренняя зарядка. 9. Воскресный вечер. 10. Торжественная встреча. 11. Теплый прием. 12. Книж­ный магазин: 13. Футбольный матч. 14. Газетный обзор. 15. Любимый урок. 16. Центральная улица. 17. Родной очаг. 18. Заграничная поездка.

Ход работы

Все психические процессы связаны между собой. Дол­говременная память предполагает отбор полезной ин­формации и ее длительное сохранение с возможностью последующего воспроизведения. В этом процессе кроме непосредственного восприятия участвуют также пред­ставление, воображение, мышление.

Испытуемому дается инструкция: «Вам будет предъяв­лен ряд понятий. Для того чтобы их лучше запомнить, делайте на листе бумаги какие-либо зарисовки или помет­ки (но не слова), фиксируя таким образом те ассоциации, которые они у вас вызывают. При воспроизведении поня­тий вы будете пользоваться вашими пометками. Старай­тесь точно воспроизводить понятие».

Экспериментатор громко и отчетливо один раз зачиты­вает с интервалом по времени, достаточным для того, чтобы испытуемый сделал нужные ему пометки, 18 поня­тий. Через 30-60 мин испытуемый, используя свои помет­ки, записывает все 18 понятий.

Форма отчетности

Проанализируйте количество ошибок и сравните с ре­зультатами других испытуемых.

Контрольные вопросы:

1.Раскройте теорию И.П.Павловао сигнальных системах.

2.Назовите основные познавательные процессы.

3.Дайте краткую характеристику процесса памяти.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Логическое мышление.

Цель: оценка логического мышления.

Материалы и оборудование: секундомер (или часы), лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.

Примерный вариант числового ряда.

1) 24 21 19 18 15 13 - - 7 5) 7 16 19 5 21 16 9 - 4;

2) 1 4 9 16 - - 49 64 81 100; 6) 2 4 8 10 20 22 - - 92 94;

3) 16 17 15 18 14 19 - -; 7) 24 22 19 15 - -;

4) 1 3 6 8 16 18 - - 76 78;

Ход работы

Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бу­маги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испы­туемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.

Форма отчетности

Оцените полученные результаты: норма для подростка - определить за 5 мин 3 и более ряда. Сделайте вывод. Правильные ответы: 1) 12,9; 2) 25, 36; 3) 13, 20; 4) 36, 38; 5) 13; 6) 44, 46; 7) 10, 4.

Контрольные вопросы:

1. Предложите возможные варианты развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема: Типы высшей нервной деятельности.

Цель: определить тип высшей нервной деятельности ребёнка дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

Вопросы для повторения:

1.Перечислите основные показатели типа ВНД.

2.Дайте характеристику классификации типов ВНД у детей Н.И.Красногорского.

Ход работы

Используя метод наблюдения, составьте характеристику особенностей типа ВНД у ребёнка дошкольного возраста.

План характеристики.

1.Возраст ребёнка, продолжительность посещения дошкольного учреждения, характер адаптационного периода.

2. Общий фон настроения (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.; активность, наличие познавательных интересов, проявления возбудимости, расторможенности).

3. Контактность (желание общаться, уход от контакта, поверхностный, легкий, симптомы тревожности, тормозимости, сложность адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, страх, отсутствие потребности в общении, отгороженность.

4.Эмоциональное реагирование на поощрения и замечания (адекватное, неадекватное; положительное или равнодушное; понимание смысла и значения; повышение результативности выполнения заданий; исправление своих ошибок; необходимость более строгих мер; старание достичь результатов с помощью или без помощи взрослого)

5. Основные черты поведения (активность, пассивность, контактность, потребность в общении).

- особенности поведения на занятиях

- поведение по отношению к родителям, педагогам, братьям, сестрам, сверстникам, старшим, младшим, больным, к другому полу; способ установления контакта

- действие в психологически значимых ситуациях (спокойствие, рассудочность, хаос, сопротивление)

- характер игровой деятельности (активен, пассивен, эмоционален, сдержан, речевой контакт использует, отмалчивается, инициативен, ведом, конфликтен, миролюбив).

6.Работоспособность.

- скорость ориентировки на новом материале;

- общий темп и целенаправленность деятельности;

- устойчивость интереса;

- отвлекаемость, истощаемость

Форма отчетности

Определите тип высшей нервной деятельности ребёнка по классификации

Н.И.Красногорского.

Раздел 3 «Возрастные анатомо-физиологические особенности систем органов ».

Тема 3.1. Сенсорные системы

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема:Рефлекторные реакции зрачка.

Цель: наблюдение за рефлекторными реакциями зрачка у человека.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют

Вопросы для повторения:

1.Определите значение сенсорных систем в адаптации человека к условиям окружающей среды.

2.Опишите строение зрительного анализатора.

Ход работы

Наши рекомендации