Теоретический расчет среднего роста

Для людей в возрасте от 3 до 14-16 лет

Формулы вычисления роста
Для девочек среднего типа телосложения: Рост = 6 х Возраст + 76
Для мальчиков среднего типа телосложения: Рост = 6 х Возраст + 77

Физиологические данные: мальчик, возраст – 9 лет, рост – 140см.

Оценка результатов

Отклонения от средних физических величин не должны превышать ± 2,5 см для мальчиков и ± 3,5 см – для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения.

2. Определите индекс тучности, используя собственные данные.

Формула расчета индекса тучности (ИТ)   Теоретический расчет среднего роста - student2.ru

Оценка результатов

Индекс тучности от 19 до 24 единиц измерения соответствует нормальному телосложению. Если величина индекса тучности составляет 25-27 единиц, это свидетельствует о тучности организма, а если индекс тучности больше 27 – это показатель ожирения.

3. Определите крепость телосложения.

Зная величины своего роста, массы тела и окружности груди, можно рассчитать по формуле Пиньи показатель крепости телосложения.

Формула Пиньи (показатель крепости телосложения)   Крепость телосложения (Показатель Пиньи) = = Рост, см – (Масса тела, кг + ОГ в фазе выдоха, см)

Оценка результатов

Полученные величины показателей Пиньи (у взрослых) оцениваются по следующей шкале:

меньше 10 – крепкое телосложение

10-20 – хорошее телосложение

21-25 – среднее телосложение

26-35 – слабое телосложение

36 и более – очень слабое телосложение

Форма отчетности

Сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.

Контрольные вопросы:

1. Определите возрастные периоды развития.

2. Перечислите антропометрические показатели.

3. Составьте гигиенические рекомендации по развитию физических показателей для детей с избыточным весом.

Раздел 2 «Возрастные особенности нервной системы».

Тема 2.1. Строение и функции нервной системы

Практическая РАБОТА

Тема: Функции вегетативной нервной системы.

Цель: определить функции вегетативной нервной системы.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: секундомер (либо часы с секундной стрелкой).

Вопросы для повторения:

1.Назовите функцииотделов вегетативной нервной системы.

Ход работы

1.Испытуемый ложится на спину и после 3-5-минутного отдыха в течение 15 с подсчитывает пульс, затем резко встает и в этом положении в течение первых 15 с вновь подсчитывает пульс. Рассчитывает разницу двух измерений.

Оценка результатов

При нормальном тонусе и возбудимости нервной системы разница двух измерений вашего пульса не должна превышать 12 - 18 ударов в минуту. Если она больше 18, то это свидетельствует о повышенной возбудимости сим­патического отдела вегетативной нервной системы.

2. Испытуемый проводит тупой частью карандаша по коже тыльной стороны кисти, в результате появится белая полоса. Однако через несколько секунд эта полоса исчез­нет, а на ее месте появится красная. Причина смены окра­ски на поверхности кожи связаны с деятельностью вегета­тивной нервной системы. Пройдет еще немного времени и цвет кожи станет обычным.

Появление белой полосы связано с рефлекторной дея­тельностью симпатического отдела (сужение сосудов), а появление красной полосы - парасимпатического отдела (расширение сосудов).

Форма отчетности

Опишите опыт и сделайте вывод, какие функции отделов вегетативной нервной системы вы наблюдали.

Контрольные вопросы:

1. Химическое вещество атропин блокирует действие парасимпатической системы и тем самым вызывает эффект, равноценный стимуляции симпа­тической системы. Каким, по вашему мнению, должно быть его действие на:

а) пищеварительную систему;

б) зра­чок;

в) частоту сердечных сокращений?

2. Все ли орга­ны нашего организма регулируются вегетативной нервной системой подобным образом (как в эксперименте)?

3. Химическое вещество пилокарпин стимулирует окон­чания парасимпатических нервов. Каким, по вашему мне­нию, должно быть его действие на:

а) пищеварительную систему;

б) зрачок;

в) частоту сердечных сокращений?

Практическая РАБОТА

Тема: Продолговатый мозг.

Цель работы: познакомиться с функциями продолговатого мозга.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: десертная ложка, спирт, карандаш.

Вопросы для повторения:

1.Назовите отделы головного мозга.

2.Дайте краткую характеристику функций каждого из отделов.

Ход работы

1. Чистой ложкой экспериментатор прикасается к задней поверхности

языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.

2. Испытуемый делает подряд несколько глотательных
движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.

3. Испытуемый делает два-три быстрых и глубоких вдоха
и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание
прекращается.

Форма отчетности

Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?

Контрольные вопросы

1. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы
(пуговицы, шарики, гайки)?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Часть 1

Тема: Продолговатый мозг. Мозжечок.

Цель: на основе деятельности дыхательного центра по­казать взаимодействие между корой больших полушарий и продолговатом мозгом и определить функции мозжечка.

Объект исследования: человек.

Материалы и оборудование: отсутствуют.

Вопросы для повторения:

1.Назовите основные структуры мозжечка.

2.Какие функции мозжечка вы знаете?

Ход работы

Испытуемый производит вдох (не очень глубокий) и задерживает дыхание. Через некоторое время (30 - 40 с) дыхание станет трудно задерживать и произойдет непро­извольный выдох. Обратите внимание на то, как измени­лось дыхание.

Когда дыхание нормализуется, испытуемый должен сделать два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха и обратить внимание на непроизвольную задержку дыхания.

Форма отчетности

1.Почему дыхание стало более глу­боким и частым после того, как

испытуемый задержал ды­хание?

2. Почему после нескольких быстрых выдохов и вдохов дыхание на некоторое время останавливается?

3.На основе проведенных опытов сделайте выводы о работе

дыхательного центра и роли коры больших полушарий в дыхании.

Часть 2

Ход работы

ПАЛЬЦЕНОСОВАЯ ПРОБА

Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указатель­ного пальца он касается кончика своего носа.

Оценка результатов

В норме здоровый человек легко выполнит данное за­дание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.

Наши рекомендации