Теоретический расчет среднего роста
Для людей в возрасте от 3 до 14-16 лет
Формулы вычисления роста | |
Для девочек среднего типа телосложения: | Рост = 6 х Возраст + 76 |
Для мальчиков среднего типа телосложения: | Рост = 6 х Возраст + 77 |
Физиологические данные: мальчик, возраст – 9 лет, рост – 140см.
Оценка результатов
Отклонения от средних физических величин не должны превышать ± 2,5 см для мальчиков и ± 3,5 см – для девочек. Если полученный при расчете рост на 20% больше или меньше среднего, это может указывать на эндокринные нарушения.
2. Определите индекс тучности, используя собственные данные.
Формула расчета индекса тучности (ИТ) |
Оценка результатов
Индекс тучности от 19 до 24 единиц измерения соответствует нормальному телосложению. Если величина индекса тучности составляет 25-27 единиц, это свидетельствует о тучности организма, а если индекс тучности больше 27 – это показатель ожирения.
3. Определите крепость телосложения.
Зная величины своего роста, массы тела и окружности груди, можно рассчитать по формуле Пиньи показатель крепости телосложения.
Формула Пиньи (показатель крепости телосложения) Крепость телосложения (Показатель Пиньи) = = Рост, см – (Масса тела, кг + ОГ в фазе выдоха, см) |
Оценка результатов
Полученные величины показателей Пиньи (у взрослых) оцениваются по следующей шкале:
меньше 10 – крепкое телосложение
10-20 – хорошее телосложение
21-25 – среднее телосложение
26-35 – слабое телосложение
36 и более – очень слабое телосложение
Форма отчетности
Сравните расчетные данные с результатами антропометрических измерений. Сделайте вывод о развитии собственного организма.
Контрольные вопросы:
1. Определите возрастные периоды развития.
2. Перечислите антропометрические показатели.
3. Составьте гигиенические рекомендации по развитию физических показателей для детей с избыточным весом.
Раздел 2 «Возрастные особенности нервной системы».
Тема 2.1. Строение и функции нервной системы
Практическая РАБОТА
Тема: Функции вегетативной нервной системы.
Цель: определить функции вегетативной нервной системы.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: секундомер (либо часы с секундной стрелкой).
Вопросы для повторения:
1.Назовите функцииотделов вегетативной нервной системы.
Ход работы
1.Испытуемый ложится на спину и после 3-5-минутного отдыха в течение 15 с подсчитывает пульс, затем резко встает и в этом положении в течение первых 15 с вновь подсчитывает пульс. Рассчитывает разницу двух измерений.
Оценка результатов
При нормальном тонусе и возбудимости нервной системы разница двух измерений вашего пульса не должна превышать 12 - 18 ударов в минуту. Если она больше 18, то это свидетельствует о повышенной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы.
2. Испытуемый проводит тупой частью карандаша по коже тыльной стороны кисти, в результате появится белая полоса. Однако через несколько секунд эта полоса исчезнет, а на ее месте появится красная. Причина смены окраски на поверхности кожи связаны с деятельностью вегетативной нервной системы. Пройдет еще немного времени и цвет кожи станет обычным.
Появление белой полосы связано с рефлекторной деятельностью симпатического отдела (сужение сосудов), а появление красной полосы - парасимпатического отдела (расширение сосудов).
Форма отчетности
Опишите опыт и сделайте вывод, какие функции отделов вегетативной нервной системы вы наблюдали.
Контрольные вопросы:
1. Химическое вещество атропин блокирует действие парасимпатической системы и тем самым вызывает эффект, равноценный стимуляции симпатической системы. Каким, по вашему мнению, должно быть его действие на:
а) пищеварительную систему;
б) зрачок;
в) частоту сердечных сокращений?
2. Все ли органы нашего организма регулируются вегетативной нервной системой подобным образом (как в эксперименте)?
3. Химическое вещество пилокарпин стимулирует окончания парасимпатических нервов. Каким, по вашему мнению, должно быть его действие на:
а) пищеварительную систему;
б) зрачок;
в) частоту сердечных сокращений?
Практическая РАБОТА
Тема: Продолговатый мозг.
Цель работы: познакомиться с функциями продолговатого мозга.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: десертная ложка, спирт, карандаш.
Вопросы для повторения:
1.Назовите отделы головного мозга.
2.Дайте краткую характеристику функций каждого из отделов.
Ход работы
1. Чистой ложкой экспериментатор прикасается к задней поверхности
языка. Непроизвольно возникает глотательный рефлекс.
2. Испытуемый делает подряд несколько глотательных
движений. Когда у него во рту слюны не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет.
3. Испытуемый делает два-три быстрых и глубоких вдоха
и выдоха. После этого у него на некоторое время дыхание
прекращается.
Форма отчетности
Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
Контрольные вопросы
1. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы
(пуговицы, шарики, гайки)?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Часть 1
Тема: Продолговатый мозг. Мозжечок.
Цель: на основе деятельности дыхательного центра показать взаимодействие между корой больших полушарий и продолговатом мозгом и определить функции мозжечка.
Объект исследования: человек.
Материалы и оборудование: отсутствуют.
Вопросы для повторения:
1.Назовите основные структуры мозжечка.
2.Какие функции мозжечка вы знаете?
Ход работы
Испытуемый производит вдох (не очень глубокий) и задерживает дыхание. Через некоторое время (30 - 40 с) дыхание станет трудно задерживать и произойдет непроизвольный выдох. Обратите внимание на то, как изменилось дыхание.
Когда дыхание нормализуется, испытуемый должен сделать два-три быстрых и глубоких вдоха и выдоха и обратить внимание на непроизвольную задержку дыхания.
Форма отчетности
1.Почему дыхание стало более глубоким и частым после того, как
испытуемый задержал дыхание?
2. Почему после нескольких быстрых выдохов и вдохов дыхание на некоторое время останавливается?
3.На основе проведенных опытов сделайте выводы о работе
дыхательного центра и роли коры больших полушарий в дыхании.
Часть 2
Ход работы
ПАЛЬЦЕНОСОВАЯ ПРОБА
Испытуемый закрывает глаза, вытягивает вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца он касается кончика своего носа.
Оценка результатов
В норме здоровый человек легко выполнит данное задание. При нарушении функции мозжечка данное задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.