Рентгенографические методы исследования

и интерпретация

Данных

Перед проведением экстракции зубов всегда необходимо проводить рентгеноло­ гическое исследование. Встречаются слу­ чаи, когда экстракция сначала кажется простой, но на самом деле оказывается ис­ ключительно сложной. Кроме того, в ходе манипуляции могут возникать неожидан­ ные проблемы, такие, как перелом кончика корня, или оказывается, что верхушки кор­ ней перфорируют верхнечелюстную пазу­ ху или канал нижнего луночкового нерва. Рентгенографические методы включают стандартную методику с использованием обычной стоматологической пленки и при-кусную методику, когда пациент накусыва­ ет позиционер с пленкой (рис. 76-4, 16-5). Кроме того, в тех случаях, когда ретиниро­ ванные зубы нельзя визуализировать с по­ мощью стандартных методик или когда не­ обходимо оценить положение зуба по от­ ношению к нижнечелюстному каналу или верхнечелюстной пазухе, целесообразно использовать панорамную рентгеногра­ фию.

При анализе рентгенограмм перед про­ ведением хирургического вмешательства важно отметить глубину расположения и наклон зуба, длину и количество корней, наличие спаянных, увеличенных или изо­ гнутых корней, степени выраженности поднутрения на дистальной поверхности второго моляра, локализацию передней границы ветви нижней челюсти, отноше­ ние к нижнечелюстному каналу или верх­ нечелюстной пазухе, а также состояние окружающей альвеолярной кости, вклю­ чая компактную пластину альвеолярного отростка. Использование данной инфор­ мации для оценки сложности экстракции повышает эффективность и безопасность операции (рис. 1-1).

При проведении рентгенологического исследования третьих моляров нижней че­ люсти следует соблюдать ряд предосто­ рожностей. Один из наиболее надежных методов состоит в том, что пленку удер­ живают в специальном зажиме, наклоняя верхний дистальный край немного вперед (рис. 1-2). Если при проведении рентгено­ графии дистальный край пленки будет установлен посередине первого моляра,



  П е р е д н яя граница ветви Резорбция кости  
  нижней челюсти в дистальном отделе  
          правление наклона
          Угол наклона
Гребень альвеолярной кости   _—
листальнсе третьего моляра Степень поднутрения
Компактная пластина Глубина залегания
альвеолярной кости    
I            
Пульпарная камера    
    Расстояние до канала Длина и количество корней  
    нижнего луночкового нерва С о с т о я н и е кончиков корней  
      :    
             

Рентгенографические методы исследования - student2.ru

Рис. 1-1. П а р а м е т р ы , определяющие степень с л о ж н о с т и предполагаемой экстракции

Рентгенографические методы исследования - student2.ru

Рис. 1-2. Дистальный край рентгеновской пленки

немного поднят кверху

Рис. 1-3. Не следует делать снимки, направляя

лучевую трубку снизу вверх, поскольку

длинная ось моляра нижней челюсти

наклонена язычно

Рентгенографические методы исследования - student2.ru

Рис. 1-4. а;О р т о г р а ф и ч е с к а я проекция с использованиемметодики параллельных лучей .

Ь: Эксцентрическая проекция с дистальнойстороны

1 9

Рентгенографические методы исследования - student2.ru

Рис.1-5а. О р т о г р а ф и ч е с к а я проекция

Рентгенографические методы исследования - student2.ru

Рис. 7-6. Эксцентрическую проекцию используют на­правляя трубку с дистальной стороны в случаях, ког­ да область кончиков корней четко не визуализируется

то полученное рентгенографическое изоб­ ражение будет захватывать область, выхо­ дящую за границы области кончика корня. Пучок рентгеновских лучей следует на­ правлять всегда в горизонтальном направ­ лении под прямым углом к пленке, и никогда снизу вверх (рис. 1-3). Несмотря на то что методики с использованием па­ раллельной рентгенографии и ортографи-ческой проекции позволяют получить адекватные результаты (рис. 1-4а и 1-5а), бывают случаи, когда в таких проекциях корни наслаиваются на ствол зуба (при горизонтально ретинированных третьих молярах). В подобных ситуациях рекомен­ дуется проводить рентгенографию в эксцентричной проекции (рис. /-46, 7-56

и 7-6), т.е. лучевую трубку направляют

с дистальной стороны. У пациентов с повышенным рвотным рефлексом или жа­ лобами на боль в результате раздражения под действием края пленки сделайте повторный снимок после проведения проводниковой анестезии перед удалени­ ем зуба.




Р И С . 1-5Ь. Эксцентрическая проекция с дистальнойстороны

Рентгенографические методы исследования - student2.ru

х < а V / 1^        
    '          
            ^7     ^ \  
      • / 7 / ' / / ' /        
Направление // /1 / 1/А Пленка  
I V '                
рентгеновских М ' I I '/          
лучей   / -44 г! 1'/            
          1'1          
          I 1 / 7            
          I 11[            
    / 7                    
        —г?-Э       Держатель  
    / 1            
        Ш            
    ' 1                
                     
                         

Рентгенографические методы исследования - student2.ru

Р И С . 1-7. О ч е н ь в а ж н о как м о ж н о л у ч ш е отграничитьзуб и пленку. У пациентов с мелким преддверием по­ старайтесь согнуть верхний передний уголок пленки

Несмотря на то что в большинстве слу­ чаев стандартные стоматологические снимки достаточно информативны при проведении рентгенографического иссле­ дования третьих моляров верхней челюс­ ти, при глубоком расположении зубов в толще кости или при отсутствии четкой картины в результате наложения скуловой кости рекомендуется сделать панорамный снимок. При проведении рентгенографии может быть использован держатель для пленки (рис. 7-7) или зажим для лоскута.

С другой стороны, рентгенографическое исследование можно проводить с исполь­ зованием стандартной методики, устанав­ ливая с небной стороны клинических коро­ нок ватные валики. Это позволяет отграни­ чить зубы от пленки. При использовании данной методики удается получить четкое изображение, поскольку не происходит на­ ложения изображения скуловой кости, а информативность приближается к методи­ ке с применением параллельно направлен­ ных лучей. Нет необходимости направлять лучевую трубку сверху вниз.


 
Д и с т а л ь н ый наклон

Рентгенографические методы исследования - student2.ru

Классификация

Наши рекомендации