Интересы пищевой промышленности

В процесс выработки детского рациона вмешивается еще один очень мощный игрок – пищевая промышленность, которая через специальные предложения, а также в той или иной степени скрытое спонсорство обеспечивает финансирование университетов, исследовательских центров, конгрессов и «научных» журналов.

Так было всегда: тот, у кого есть деньги, решает, как, где и с какой целью их использовать. Больше денег значит больше исследований, больше конгрессов, больше статей (в которых печатается только то, что можно напечатать); в итоге – больше власти и больше узнаваемости.

Никому не интересно, что эта система за 50 лет стала причиной эпидемий патологий, которые раньше вообще в детском возрасте не наблюдались, среди них: ожирение, диабет, аллергии, астма, дерматит, целиакия, опухоли, хронические воспалительные заболевания (ревматизмы, язвенные колиты, прогрессирующие респираторные заболевания), психические расстройства (СДВГ: синдром дефицита внимания и гиперактивности, повышенная тревожность, аутизм, анорексия, булимия и т.д.).

При этом важно отметить, что уровень потребления лекарств взлетел до небес; доход от их продажи неуклонно растет. Вот он метод современной медицины: принимайте лекарства, желательно новые и дорогие.

Лишь немногие врачи и еще меньше педиатров имеют смелость и желание, а главное… знания, чтобы лечить самые распространенные заболевания и расстройства с помощью отдыха, особой диеты, воды, голода, трав и солнца. Но от такого лечения никто не заработает, поэтому гораздо лучше прописать витамин D, антибиотики, кортизон, антигистаминное, железо, кальций, какой-нибудь спрей, жаропонижающее, противовоспалительное и т.д., которые, если повезет, на некоторое время снимут симптомы, но не избавят от причины заболевания.

Основатель медицины Гиппократ писал: «твоя пища да будет тебе лекарством» - Для кого? Продукты питания не входят в сферу профессиональных интересов врачей. В 80-х годах известный профессор, «барон» итальянской педиатрии публично заявил, что заниматься кашками, пюрешками и детским молочком не является задачей педиатра. В его компетенции не входит знание и информирование родителей о способах предотвращения заболеваний.

«От пищи вообще ничего, ну или почти ничего, не зависит для здоровья ребенка. Естественно, преувеличивать не стоит, но, дабы избежать истощения, ребенок должен есть все» - вот уже 40 лет я слышу подобные заявления от многих моих коллег.

Те немногие родители, чьи дети пострадали от недоедания, рискуют оказаться под трибуналом и испытать всеобщее презрение.

А тем, коих намного больше, чьи дети пострадали от переедания, достаются только лишь сочувствия и утешения.

Естественно, за неправильное кормление детей нельзя отправлять под суд, однако те, в чьих руках находится медицина в стране, должны задаться вопросом, почему так происходит, и принять соответствующие меры.

Во врачебных и педиатрических кругах до сих пор наблюдается информационный недостаток или нежелание владеть информацией. В течение периода обучения в университете и интернатуре (6+5=11 лет обучения, десятки экзаменов) совершенно отсутствуют курсы о культуре правильного питания.

КОНЕЦ НАУЧНОЙ ПЕДИАТРИИ

Научная педиатрия – дисциплина, которая по определению должна быть открыта новым знаниям, исследованиям и дискуссиям на деле придерживается архаичной, антинаучной, проплаченной фармацевтической индустрией и пищевой промышленостью позиции, которая не позволяет им доносить до населения объективную информацию.

Скромные попытки обсудить тему вегетарианства в раннем возрасте со стороны влиятельных педиатров иногда предпринимаются, но это происходит очень тихо, чтобы ни в коем случае не задеть экономическую составлявшую вопроса. Детское вегетарианство все еще рассматривается как очень рискованный, неординарный и опасный шаг, от которого рекомендуется воздержаться.

Когда к педиатру приходят родители за консультацией по вегетарианскому питанию, он считает своим долгом их разубедить и доказать, что мясо необходимо ребенку «хотя бы в первые годы жизни». Чтобы доказать родителям ошибочность их суждений в ход идут аргументы о незаменимом белке, железе, кальции и витаминах. Но если родители хорошо подготовлены, и педиатр не может привести ни одного убедительного аргумента, результатом становится полное прекращение коммуникации, не только на тему питания, врач отказывается диагностировать и лечить их ребенка.

Подготовленные родители разочаровываются и начинают искать ответы на свои вопросы в альтернативных источниках: в интернете, спрашивают неспециалистов, знатоков «альтернативных способов питания», а не педиатров. Рекомендации таких «советчиков» могут быть неправильными и причинить вред здоровью ребенка.

Педиатрам не хватает смирения, этики, умения слушать и вести наблюдения.

Еще несколько лет назад самые уважаемые ученые не рекомендовали вегетарианскую диету детям. Сейчас ситуация меняется: но многие врачи мирятся с вегетарианством только лишь, чтобы их не считали глупцами.

Тем не менее, пока еще ни один ученый прямо не сказал, что вегетарианство не вредно, а наоборот полезно для здоровья.

Боюсь, что должно пройти еще много лет, прежде чем мы услышим правду. Для ребенка гомо сапиенс до 6-7 лет единственным физиологически адекватным и биологически функциональным и правильным питанием, обеспечивающим его крепкое здоровье и развитие, продиктованное эволюцией человека, является еда на основе материнского молока и растительных продуктов, таких как крупы, овощи, семена, фрукты и зелень. Употребление пищи животного происхождение для вкусового разнообразия или, если того требуют социальные нормы, допускается лишь изредка.

СЕМЕЙНЫЙ ВЫБОР И ЭКОЛОГИЯ

Наши рассуждения о здоровом питании перекликаются также с темой экологии.

Угроза засухи, о которой в последнее время говорят все чаще – проблема не только Италии. Нехватка воды, чрезмерное использование почвенных вод и загрязнение окружающей среды – самые серьезные проблемы нашего времени. Вопрос колоссальной важности, который много обсуждают, но придают ему слишком малое значение – потребление и загрязнение воды как результат наших гастрономических предпочтений.

«Именно на решение этой проблемы может в значительной степени повлиять каждый отдельно взятый человек», заявляют эксперты международного Центра Экологии и Питания междисциплинарного научного комитета по изучению влияния рациона человека на окружающую среду и на общество в целом. «Для производства одного килограмма говядины требуется столько воды, сколько бы потребовалось для обеспечения всех нужд человека в течение года (сюда входит питьевая вода, вода для приготовления пищи, умывания, стирки и т.д.). Если мы примем во внимание этот факт, станет ясным, что нужно сделать в первую очередь для экономии воды – сократить потребление пищи животного происхождения, отдав предпочтение при этом растительной пище (крупам, овощам, зелени и фруктам). Этот маленький шаг возымеет мощный эффект, несравнимый ни с чем другим, чего мог бы достичь один человек».

ТЕОРИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПИЩИ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

КАКАЯ ПИЩА, ТАКОВ И РОСТ

Рост – особая характеристика процесса развития ребенка. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) определяет процесс роста как фундаментальный индикатор здоровья, как отдельного человека, так и нации в целом.

Неправильно считать, что рост – лишь изменение пропорций тела. Это не только процесс развития соматической нервной системы и регуляции биохимических процессов, но и психосоциальное, эмоциональное становление индивида, который находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой и приспосабливается к ней.

Наши рекомендации