Будьте такими, какими вас сделала природа

Подобно дошам, наша пракрити может быть названа «палкой о двух концах»: мы можем считать себя ее пленниками или учиться слушать ее и извлекать из этого пользу. Родившиеся Питтой могут порой испытывать отчужденность, а люди типа Вата – вспышки раздражения, но ничто не может вынудить вас создать себе жизнь, где Пита будет полыхать, а Вата доходить до истощения! Научиться жить жизнью своих дош – великолеп­ный способ обрести свободу в пределах, установленных вашей природой!

Итак, поскольку мы рождены именно с таким типом тела, ничто не может заставить его измениться. С другой стороны, доши – весьма под­вижная вещь. Каждый раз, когда мы смотрим на гору, съедаем кусок кар­тошки, слушаем Моцарта или совершаем какое-то действие или мысль, наши доши приходят в движение. Человек, чье сердце сильно бьется, про­являет реакцию Ваты, каким бы ни был его тип тела.

Итак, каковой бы ни была ваша пракрити, стремитесь позволять всем трем дошам жить полной жизнью. Чтобы быть совершенно здоровым, каждый из нас нуждается в сфере опыта и выражения лучших плодов каждой из трех своих дош. Именно это означает стать целостным челове­ком!

Позитивные психологические черты каждой доши таковы:

• Вата – с тонким воображением, чувствительная, спонтанная, гиб­кая, восторженная;

• Питта – интеллектуальная, увереная в себе, предприимчивая, ра­достная;

• Капха – спокойная, дружелюбная, смелая, незлопамятная, любя­щая.

Встретив человека, наделенного всеми этими качествами, вы, безуслов­но, будете им восхищаться, ведь он обладает величайшим даром Природы – совершенным равновесием. Достаточно редко встречающиеся, эти люди – все же не исключение: каждый может этого достичь, если действительно захочет.

Каждый тип тела несет в себе целый спектр возможностей. К сожале­нию, все мы склонны сравнивать себя с некой «нормой», что порождает чувство своей неадекватности, если нам не удается втиснуться в некий «универсальный» стандарт. Однако такой конформизм не имеет ничего общего с планом Природы относительно нас. Здесь поможет следующий совет:

Вес тела – достаточно тонкий и чувствительный показатель. Каждый человек желает иметь идеальный вес, но миллионы людей не могут достичь этой цели. Критическая точка всей ситуации – в том, что наше сообщество буквально помешано на худобе: женщины просто чувствуют себя неполноценными, если они не кажутся сошедшими с обложки «Вога». (Последняя мода на женский культуризм помогает дамам иметь чуть больший вес, но, разумеется, по-прежнему, ни капли жира под кожей!)

Аюрведа на это скажет, что проблема не в навязчивой идее иметь любой ценой идеальную фигуру, а в невежестве относительно изначального плана Природы. По своей природе женщина типа Вата будет худощавой, а типа Капха – крупной, если не толстой. То, что дает обеим их привлекательность, лежит на гораздо более глубинном уровне, чем внешность. Женщи­на типа Вата очаровательна, полна живости и порхает по жизни; предста­вительницы типа Капха не имеют столь субтильных тел, но у них есть собственная красота – они величавы, с нежным взглядом глубоких глаз и полной нежных изгибов фигурой. В глазах Аюрведического доктора имейте они – идеальный тип женщины, одновременно прекрасной и полной цветущего здоровья. Женщины типа Питта, наиболее близко подходящие кзападному стандарту физической красоты, имеют среднее, пропорцио­нальное телосложение и обладают замечательным качеством самоконтроля, весьма привлекательным для окружающих. Таким образом, каждая доша предоставляет свой идеал красоты, равнозначный с двумя другими в глазах Природы.

Если вы думаете, что «уравновесить доши» означает добиться равного сотношения Ваты, Питты и Капхи, то это не так: вы не в силах изменить соотношение дош, с которым родились. То, что можно и нужно сделать – это найти надлежащий баланс для каждой из них. Доши можно представить как отметки на гибкой шкале, где избыток и недостаток одина­ково уводит из центральной точки равновесия:

будьте такими, какими вас сделала природа - student2.ru

Аюрведа предлагает нам держаться ближе к центру равновесия, насколько это возможно. Однако не следует концентрироваться на этом постоянно – тело само поддерживает равновесие, для него это естественный процесс. Но, поскольку доши необычайно чувстви­тельны к нашим привычкам, все, что нужно сделать – это перестать выдергивать их из равновесия.




О дошах обычно думают как о раздраженных функциях тела, забывая о возможности подавления их – просто потому, что, будучи одним из трех типов тела, человек сполна наделен качеством этой доши. Но наша цель – не добавить к ней лишнего, что означает ввести ее в раздражение и тем самым нарушить баланс. Человек типа Вата, у которого слабое пищеваре­ние, может иметь диагноз подавленной Питты, но на практике ему будет прописаны процедуры для восстановления равновесия раздраженной Ваты, которая породила его проблему.

Если доша вышла из равновесия, вы наверняка отметите следующие симптомы:

• для Ваты – боли, спазмы, судороги, озноб и нервная дрожь;

• для Питты – жжение, жар, чрезмерные голод или жажда, изжога и горячие приливы;

• для Капхи – кашель, насморк, общая тяжесть, понос, сонливость и тяжелый сон.

Эти простые указатели помогут вам быстро определить причину симп­томов (более подробно на эту тему см. в конце главы). Следует отметить, что они никак не конкурируют со знаниями, получаемыми в медицинском институте; и Аюрведические, и западные доктора целую жизнь оттачивают свои способности к диагностике. Помните: каждая доша может стать при­чиной любого симптома! Запор, по справочнику считающийся принад­лежностью дисбаланса Ваты, может быть следствием нарушений Питты или Капхи, точно так же как и любой другой симптом. Если вы серьезно больны, немедля обращайтесь к врачу!

Когда симптомы перерастают в хроническую болезнь, диагнозы, осно­ванные на типе тела, не теряют свою полезность. Люди каждого из трех типов подвержены соответствующим болезням, физическим и менталь­ным:

• Люди типа Вата – бессонницам, хроническим запорам, нервичес­ким состояниям желудка, беспокойству и депрессии, мышечным су­дорогам и спазмам, у женщин – предменструальному синдрому, хро­ническим болям, гипертонии и артриту.

• Люди типа Питта – веснушкам, прыщам, изжоге, язвам желудка, преждевременному облысению и седине, слабому зрению, отчуж­денности, самокритике и сердечным приступам по причине стрес­сов (группа риска сердечных болезней типа А).

• Люди типа Капха склонны к ожирению, насморкам и простудам, боли в суставах, астме и аллергиям, депрессиям, диабету, повышен­ному холестерину и хроническому недостатку бодрости по утрам.

Все это – не более чем общие очертания этих проблем. Нет однознач­ного соответствия между типом тела и болезнями, которым человек под­вержен! Если вы принадлежите типу Вата, то это вовсе не означает, что у вас будет артрит, а если вы Питта или Капха – то вы автоматически защи­щены от него. Болезнь – вещь индивидуальная и зависит от вашего образа жизни, а тип тела служит проводником этого влияния, но не причиной самой по себе.

Кроме того, серьезные болезни происходят из-за нарушения более чем одной доши. Дело в том, что как только одна доша выходит из равновесия, две другие автоматически следуют за ней, пока баланс не будет восстанов­лен. Например, астму и простуду Аюрведа рассматривает взаимосвязано, хотя эти болезни имеют разную степень тяжести, поскольку обычно Вата первой выходит из равновесия, а затем происходит раздражение Капхи. Знание того, какая доша в данном случае ведет «упряжку» (а обычно это Вата), позволяет нам максимально быстро выровнять дисбаланс. Видя че­ловека, одновременно встревоженного и сердитого (что обычно происхо­дит в особо напряженных ситуациях), мы можем тотчас же распознать, что Вата вышла из берегов, и Питта последовала за ней.

Можно заметить, что некоторые из симптомов – ментальны, и это – важнейший факт. Разум первым распознает дисбалансы в теле! Поскольку уравновешенное тело делает ум спокойным, пробужденным, ясным и сча­стливым, то отсутствие равновесия заставляет эти благие свойства исчез­нуть. Если это происходит – значит, что-то не в порядке с какой-либо дошей. По общепринятому стандарту, человек может считаться нормаль­ным, даже если он не ощущает себя счастливым. Аюрведа возражает, что не таков природный стандарт здоровья: ощущение себя несчастным ука­зывает на то, что следует что-то предпринять во избежание заболевания в будущем.

ТОНКИЕ ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ

Недавно к нам пришла женщина, которой ампутировали молочную железу по причине рака. Операция прошла успешно, и она считала уже себя вне опасности; но возникли осложнения: она постоянно чувствовала боль в оперированном месте! Врач, к которому она обратилась прежде, чем к нам, сказал ей: «С медицинской точки зрения, у вас все в порядке, и никакой боли быть не должно».

Чувствуя крайнее беспокойство, она, по совету своего друга, пришла в нашу клинику. Исследование показало, что она принадлежит к типу Кап­ха, который, в основном, имеет очень крепкое здоровье. Однако врачебное вмешательство в ее тело в течение болезни привело к серьезному дисбалан­су Вата-доши. История болезни показала, что с самого начала она жаловалась на бессонницу. Итак, клиническая картина была вполне ясна, ОСО­БЕННО ЕСЛИ УЧЕСТЬ, что любое хирургическое вмешательство значи­тельно раздражает Вата-дошу.

Ей было разъяснено, что, хотя доктора склонны видеть за каждой болью серьезное нарушение физического тела, множество пациентов, подобно ей, испытывают боль по причине дисбаланса Ваты. Вата-доша, хотя и соединена с телом, все же является отдельной, тонкой составной частью системы управления умом и телом.

Итак, этой пациентке была предложена программа уравновешивания ее Ваты, которую следовало бы пройти каждому, перенесшему хирургическое вмешательство. Эта программа включает в себя особую диету, отдых и медитацию. Вскоре ее боль утихла, бессонница и беспокойство оставили ее. Скептики могут сказать, что это была всего лишь «фантомная боль» (мистический феномен, часто испытываемый людьми после ампутации). Однако для женщины эта боль была вполне реальной! Итак, исследуя с помощью дош новые уровни реальности, мы находим ключи к исцелению болезней, иначе совершенно необъяснимых.

Хороший пример тому – язва желудка. Известно, что в большинстве случаев ее вызывает бактерия «гелиобактер пилори». Уничтожение ее с помощью антибиотиков вызывает излечение язвы в 90% случаев, поэтому западная медицина относит эту болезнь к числу инфекционных.

Это было бы так, если не факт, что почти половина населения Земли носит эту бактерию в своем пищеварительном тракте, и лишь 10-20% из них имеют язву желудка. С Аюрведической точки зрения это происходит потому, что организм человека откликается на воздействие Среды соответ­ственно состоянию его дош.

Согласно Аюрведе, жертва язвы желудка – типичный случай дисбаланса Питты. Раздражение Питты имеет тот же букет симптомов, что и у язвенника.

Симптомы нарушения Питты:

• Жжение и воспаление пищеварительного тракта;

• Избыток желудочного сока;

• Гнев, отчужденность, напряжение;

Избыточная кислая реакция тела.

Этот список можно назвать руководством к получению язвы, но в дей­ствительности он описывает лишь то, что происходит перед тем, как язва возникла. Поскольку доши могут быть в дисбалансе сильно или чуть-чуть, сам факт дисбаланса Питты не означает, что язва должна появиться. Одна­ко, для людей с сильной Питтой язва – обычное дело, поскольку их реак­ция на стресс вызывает у них сильное изменение кислотности желудочного сока и ослабляет иммунную систему. Поэтому главное для них – уми­ротворение Питты с помощью Аюрведической диеты, упражнений, меди­тации, чтобы помочь целительным силам организма преодолеть болезнь.

Отметим здесь ключевой момент: болеть не означает «быть причиной» своей болезни. Выходя на мороз без пальто, можно простудиться; однако, с точки зрения микробиолога, не ваше безответственное действие стало причиной болезни, а некий вирус. Аюрведа имеет несколько иную точку зрения на этот вопрос: она возлагает большую часть ответственности за болезнь на самого заболевшего, чьи безответственные действия и неведе­ние и есть настоящая причина заболевания. Я не хочу этим сказать: чело­век сам напрямую вызывает у себя рак, сердечный приступ или СПИД, но не следует рассматривать эти болезни как что-то отдельное от себя. В действительности, здесь важна активная позиция, без которой не может быть настоящего излечения.

Аюрведа не занимается рассмотрением микроорганизмов, достаточно хорошо изученных западной медициной, ошибочно называемых «возбу­дителями болезней». Напротив, она вводит нас в сферу исцеления, где единственная ценность – это знание функций собственных дош. Ведь вирус гриппа, к примеру, поражает только одного из восьми человек при прочих равных условиях. Почему это так? Поскольку решающим факто­ром здесь служит внутреннее состояние каждого организма. Здоровое рав­новесие ваших дош – вот от чего зависит здоровье всего вашего организма.

На следующих страницах мы дадим подробное описание дисбалансов всех трех дош, а далее, в главе 5 – способы их естественного и безболезнен­ного уравновешивания.

Наши рекомендации