Блок дополнительной информации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1 курса стоматологического факультета по подготовке к практическому занятию
Занятие 1
Тема. Структура соматической больницы. Безопасная больничная среда. Лечебно-охранительный режим ЛПУ. Этико-деонтологические принципы работы медицинского персонала.
Содержание занятия. Типы ЛПУ. Устройство, оборудование соматического стационара. Понятие «Безопасная больничная среда», риски для здоровья пациента и персонала. Лечебно-охранительный режим ЛПУ. Этика и деонтология в работе медицинского персонала. Врачебная тайна.
В результате изучения темы студент должен знать
1. Основные типы детских профилактических учреждений.
2. Организация работы детской соматической больницы, ее структурные подразделения.
3. Факторы риска больничной среды
4. Понятие «»Безопасная больничная среда»
5. Группы мероприятий по созданию безопасной больничной среды
6. Санитарно-противоэпидемический режим как один их важных элементов безопасной больничной среды
7. Роль мероприятий личной гигиены пациентов и медперсонала в формировании безопасной больничной среды
8. Значение лечебно-охранительного режима ЛПУ для создания безопасной больничной среды
9. Способы и правила транспортировки больных внутри учреждения.
10. Понятие об этике и деонтологии медицинских работников
11. Понятие о врачебной тайне, ятрогениях.
12. Юридическая ответственность медицинских работников.
БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений.
Государственная система лечебно-профилактической помощи детям, принятая в нашей стране, состоит из трех основных функционально связанных между собой звеньев:
· детская поликлиника;
· детская больница (стационар);
· детский санаторий.
Это основные типы детских лечебно-профилактических учреждений.
Дневной стационар – промежуточное звено между амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью. Они предназначены для оказания лечебных, реабилитационных, диагностических, профилактических мероприятий пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.
Лечебно-профилактическая помощь оказывается также в:
- домах ребенка;
- детских домах;
- в дошкольных (ясли-сад) и школьных (школа, лицей, гимназия) образовательных учреждениях;
- оздоровительном лагере (в том числе санаторного типа).
Кроме того, медицинская помощь детям может быть оказана в:
- специализированных отделениях больниц и поликлиник для взрослых;
- детских отделениях родильных домов;
- консультативно-диагностических центрах;
Режим эмоциональной безопасности
Цель мероприятий по обеспечению этого режима:
· Устранение отрицательного влияния больничной среды на эмоциональную сферу, психику человека.
· Дать больше положительных эмоций, что поможет в лучшей и скорейшей адаптации условиям стационара.
Режим эмоциональной безопасности включает следующие элементы:
1) Преобразование внешней больничной среды;
2) Ограждение больного от отрицательных эмоций и болевых ощущений;
3) Обеспечение режима сна, питания, бодрствования;
4) Сочетание режима покоя с физической активностью (гигиеническая и лечебная гимнастика) и поднятие общего нервно-психического тонуса.
Преобразование внешней больничной среды способствует психологическому покою больного и обеспечивается путем соблюдения следующих правил:
· Создание уюта, спокойного интерьера.
· Создание тишины в отделении.
· Соблюдение основных принципов медицинской этики.
Внутренний распорядок отделения
7.00— 8.00. Измерение температуры, утренний туалет, выполнение назначений.
8 00— 8.30. Лечебная гимнастика.
8.30—10.00. Завтрак.
10.00—13.30. Обход врачей, выполнение назначений и лечебных процедур.
13.30—15.00. Обед,
15.00—16.00. Послеобеденный отдых (тихий час)
16.00—18.00 Выполнение процедур, измерение температуры, посещение больных родственниками и знакомыми.
18.00—19.00. Ужин.
19.30—21.00. Выполнение назначений, вечерние процедуры, беседы с больным — санитарно-просветительская работа.
21.00—22.00. Вечерний обход постовой медицинской сестры и врача.
22.00—22.30. Подготовка ко сну и отход ко сну.
Правила посещения больных
1. В будние дни разрешается посещение больных ежегодно с 16.00 до 18.00 (воскресенье, праздничные дни с 10.00-13.00 и с 16.00-18.00).
2. Пребывание в палате у больного одновременно разрешается одному посетителю не более 15 минут.
3. Не разрешается передавать: мясные, рыбные консервы, колбасные изделия, рыбу вареную и жареную, сельдь, грибы, торты, пирожные.
4. Продукты принимать в целлофановых пакетах и в фабричной упаковке.
5. Передачи принимаются с 12.00-14.00 и 16.00-18.00.
6. Передачи контролируются дежурными стола справок.
7. Справки о состоянии здоровья больных врачи выдают с 13.00 до 14.00 ежедневно, кроме воскресенья.
8. Тихий час с 14.00 до 16.00.
Отношение к детям
Медицинские работники, непосредственно находящиеся среди больных детей, всегда должны учитывать психологические особенности больных, их переживания, чувства:
· Отношение к детям любого возраста должно быть ровным, доброжелательным.
· Недопустимо деление детей на «хороших» и «плохих».
· Перед тяжелыми и болезненными процедурами медицинская сестра должна разъяснить ребенку в доступной форме значение и смысл данной процедуры ее необходимость для успешного лечения и выздоровления, снять психоэмоциональное напряжение ребенка.
· Палатная медицинская сестра должна организовать детей в палатах так, чтобы они были спокойны, доверчивы и доброжелательны друг к другу и выполняли ее требования.
· Необходимо всегда помнить, что настроение медицинской сестры легко передается детям, с которыми она работает. Душевность, спокойствие, деловитость, уместная требовательность медицинской сестры оказывают благоприятное воздействие на всех ее подопечных.
· Основа отношения медицинской сестры к больным детям - любовь, терпение, искреннее сочувствие и желание помочь скорейшему выздоровлению ребенка.
Медицинская тайна
Любой медицинский работник, в том числе и медицинская сестра, не имеет права разглашать сведения о больном, полученные во время обследования, лечения, наблюдения.
- Нельзя вслух высказывать мнение о состоянии больного, прогнозе заболевания, давать оценку лечению.
- Необходимо правильно хранить медицинские документы.
Ятрогения
Согласно определению ВОЗ – ятрогения – психогенные расстройства, возникающие, как следствие деонтологических ошибок медицинских работников – неправильных, неосторожных высказываний или действий.
Незрелость психики маленьких детей ограничивает диапазон психогенных реакций, которые чаще проявляются у взрослых. Однако, необходимо иметь в виду вероятность ятрогенных состояний у матери, которые в свою очередь могут повлиять на ребенка.
К категории ятрогений следует отнести: психо-социальный нанизм, госпитализм, депривацию.В этих случаях ятрогения обусловлена невниманием, безразличием к детям. В последнее время чаще наблюдаются частичные проявления госпитализма – апатия, навязчивость, утрата навыков опрятности.
Кроме того, выделяют:
• ятрофармакогогении – следствие медикаментозного воздействия на больного – например, побочные действия препаратов;
• манипуляционные ятрогении – неблагоприятное воздействие на больного в процессе его обследования;
• комбинированные ятрогении – следствие воздействия нескольких неблагоприятных факторов;
• так называемые немые ятрогении – в результате бездействия медицинских работников.
ВЫКОПИРОВКА
Вариант 2
1. К стационарным учреждениям НЕ относится:
а) больница,
б) поликлиника,
в) госпиталь,
г) родильный дом,
д) санаторий.
2. Через справочную приемного отделения можно получить о больном ребенке информацию:
а) о месте пребывания, тяжести состояния, температуре тела,
б) диагнозе, тяжести состояния ребенка,
в) результатах обследования.
3.Лечебно-охранительный режим обеспечивает:
а) физический и психический покой больного,
б) профилактику внутрибольничных инфекций,
в) максимальное разобщение детей.
4. Медицинская деонтология изучает:
а) взаимоотношения больных между собой,
б) взаимоотношения между врачом и больным,
в) вопросы долга, морали и профессиональной этики медицинского персонала.
г) ятрогенные заболевания,
д) взаимоотношения между медперсоналом и родственниками больного.
5. К обязанностям младшей медицинской сестры НЕ относиться:
а) регулярная влажная уборка палат,
б) оказание помощи палатной медицинской сестре в осуществлении ухода за больными детьми,
в) санитарно-гигиеническая обработка больных,
г) сопровождение врача во время обхода пациентов,
д) сопровождение пациентов на диагностические и лечебные процедуры.
6. Способ транспортировки больного в лечебное отделение зависит от:
а) тяжести состояния пациента,
б) наличия в приемном отделении средств для транспортировки (носилок, кресла-каталки),
в) желания родителей пациента.
7. Подразделениями детской больницы являются:
а) приемное отделение,
б) лечебное отделение,
в) лечебно-диагностическое,
г) все перечисленное.
8. Лечебно-охранительный режим включает в себя:
а) соблюдение правил медицинской этики и деонтологии,
б) построение дифференцированного возрастного режима в отделении,
в) размещение больных в палатах с учетом их психологической совместимости,
г) правильная организация питания пациентов,
д) создание благоприятной окружающей обстановки (уютные палаты, достаточное количество игрового материала, удовлетворительное оснащение и оборудование больницы),
е) все перечисленное.
9. Соблюдение медицинской тайны НЕ предполагает:
а) неразглашение третьим лицам сведений о больном, полученных во время обследования, лечения, наблюдения,
б) правильное хранение медицинской документации,
в) соблюдение правил хранения лекарственных средств в отделении.
10. Развитие ятрогении возможно у:
а) пациента (ребенка),
б) врача,
в) младшего медицинского персонала, осуществляющего уход за ребенком.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1 курса стоматологического факультета по подготовке к практическому занятию
Занятие 1
Тема. Структура соматической больницы. Безопасная больничная среда. Лечебно-охранительный режим ЛПУ. Этико-деонтологические принципы работы медицинского персонала.
Содержание занятия. Типы ЛПУ. Устройство, оборудование соматического стационара. Понятие «Безопасная больничная среда», риски для здоровья пациента и персонала. Лечебно-охранительный режим ЛПУ. Этика и деонтология в работе медицинского персонала. Врачебная тайна.
В результате изучения темы студент должен знать
1. Основные типы детских профилактических учреждений.
2. Организация работы детской соматической больницы, ее структурные подразделения.
3. Факторы риска больничной среды
4. Понятие «»Безопасная больничная среда»
5. Группы мероприятий по созданию безопасной больничной среды
6. Санитарно-противоэпидемический режим как один их важных элементов безопасной больничной среды
7. Роль мероприятий личной гигиены пациентов и медперсонала в формировании безопасной больничной среды
8. Значение лечебно-охранительного режима ЛПУ для создания безопасной больничной среды
9. Способы и правила транспортировки больных внутри учреждения.
10. Понятие об этике и деонтологии медицинских работников
11. Понятие о врачебной тайне, ятрогениях.
12. Юридическая ответственность медицинских работников.
БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений.
Государственная система лечебно-профилактической помощи детям, принятая в нашей стране, состоит из трех основных функционально связанных между собой звеньев:
· детская поликлиника;
· детская больница (стационар);
· детский санаторий.
Это основные типы детских лечебно-профилактических учреждений.
Дневной стационар – промежуточное звено между амбулаторно-поликлинической и стационарной помощью. Они предназначены для оказания лечебных, реабилитационных, диагностических, профилактических мероприятий пациентам, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения.
Лечебно-профилактическая помощь оказывается также в:
- домах ребенка;
- детских домах;
- в дошкольных (ясли-сад) и школьных (школа, лицей, гимназия) образовательных учреждениях;
- оздоровительном лагере (в том числе санаторного типа).
Кроме того, медицинская помощь детям может быть оказана в:
- специализированных отделениях больниц и поликлиник для взрослых;
- детских отделениях родильных домов;
- консультативно-диагностических центрах;