Устройство операционо-перевязочного блока

Операционно-перевязочный блок — это комплекс основных и вспомогательных помещений, предназначенных и оборудованных для выполнения хирургических операций, сложных диагностических исследований и перевязок больных. В него входят операционный блок (основные и вспомогательные помещения для выполнения операций) и перевязочные (чистые и гнойные). Основными помещениями операционного блока являются операционные (залы, где выполняют операции), предоперационные (для мытья рук персонала перед операцией и смены одежды), стерилизационные (комнаты для мытья и стерилизации инструментов, хранения запасов стерильного белья и перевязочного материала). В современных больницах могут быть также наркозная (комната для подготовки аппаратуры для наркоза и введения больного в наркоз) и аппаратная (комната для размещения контрольно-диагностической аппаратуры). Все эти помещения должны последовательно сообщаться между собой через шлюзы согласно зонам стерильности.Операционные залы непосредственно сообщаются с предоперационными широкими дверными проемами. Предоперационная является как бы предбоксом для операционной. Наркозная также соединена широким дверным проемом с операционной. Операционные залы соединяются со стерилизационной только широким окном, через которое операционная медицинская сестра берет необходимые для операции стерильные инструменты. Аппаратная непосредственной связи с операционной не имеет. Графическое изображение показателей жизненно важных органов больного проецируется в операционной на дисплее. Все эти помещения оборудованы в соответствии с их назначением. Операционная должна быть оснащена самым необходимым для проведения операции (рис. 1.1 и 1.2). Здесь должны стоять операционный стол, на котором будет находиться больной, большой инструментальный стол для размещения стерильных инструментов и других необходимых для операции приспособлений и материалов (сшивающих аппаратов, трубок, наконечников для электроотсоса и т.д.), передвижной операционный стол медицинской сестры для размещения инструментов, подставки для биксов со стерильным операционным бельем и перевязочным материалом, столы для флаконов с антисептическими растворами и обезболивающими средствами (новокаин), тазы с подставками для сбрасывания отработанного материала (шариков, тампонов и т.д.), электроотсос, наркозный аппарат, штативы для внутривенных инфузий, столик анестезиологов, столики (приставные) для верхних конечностей больного, набор валиков для придания соответствующего положения пациента на столе и др. Операционная должна надежно снабжаться электроэнергией и кислородом (по трубопроводу) для обеспечения жизни больного во время операции. Освещение операционного поля обеспечивается бестеневой лампой, вмонтированной в потолок, и лампами бокового освещения. Для вентиляции воздуха используются установки для кондиционирования воздуха, фильтры которых улавливают микроорганизмы. В современных больницах в операционных используются кабины с ламинарным потоком стерильного воздуха в зону операции («сверхчистые» операционные). В предоперационной должны быть три-четыре специальных раковины с кранами для мытья рук перед операцией, тазы на подставках для обработки рук антисептическими растворами, вешалка, полиэтиленовые фартуки, бахилы, стерильные щетки в стерилизаторе, пинцет в дезинфицирующем растворе для взятия стерильных щеток, песочные или электрические часы, зеркало, столик для флаконов с дезинфицирующими растворами.В стерилизационной должны находиться несколько сухожаровых шкафов для стерилизации инструментов, раковины с кранами горячей и холодной воды, щетки, моющие вещества для мытья инструментов, барабаны со стерильным операционным бельем и перевязочным материалом.(Операционное белье и перевязочный материал стерилизуются централизованно в автоклавной больницы и доставляются в операционный блок.) Вспомогательными помещениями являются помещения для медицинского персонала, материальная, инструментальная, санузел, помещение для хранения предметов уборки. Помещений для медицинского персонала может быть несколько: комната для переодевания медицинского персонала (обеспечена шкафчиками для хранения одежды), комната дежурного медицинского персонала (операционных сестер и санитарок, осуществляющих круглосуточные дежурства по неотложной хирургии), комната для персонала анестезиологической службы (чаще всего совмещается с комнатой дежурного медицинского персонала), комната старшей операционной медицинской сестры (для хранения запасов инструментов, аппаратов, приборов и т.д.). Выделяют материальную комнату для хранения и подготовки операционного белья и перевязочного материала к стерилизации, а также хранения запасов инфузионных растворов, антисептических растворов, препаратов для местного обезболивания. Инструментальная — это комната для хранения инструментов для текущей работы операционной. Чаще ее совмещают с материальной комнатой. Для медицинских работников операционного блока предназначены отдельные санузел-туалет и душ. В современных больницах предусмотрены санпропускники для санитарной обработки медицинского персонала, принимающего участие в операции. В нем медицинские работники обязательно моются под душем. Предварительно там же в шкафчике оставляют одежду. После мытья работники выходят на другую сторону и надевают чистое операционное белье и обувь для работы в операционной. После операции все повторяется в обратном порядке. Помещение для хранения предметов уборки — это обычная небольшая комната или ниша в стене, в которой хранятся ведра, тряпки, швабры, дезинфицирующие и моющие вещества, резиновые перчатки и шланги. Следует соблюдать строгое правило: уборочный инвентарь для операционной хранится и используется только для операционной. Нельзя использовать его для мытья перевязочных и вспомогательных помещений операционного блока. Эти требования необходимы для предупреждения распространения внутрибольничной инфекции.






4)5)6)Операционно - перевязочный блок — комплекс подразделений лечебного учреждения, предназначенных для подготовки и проведения операций, перевязок, наложения гипсовых повязок. В большинстве случаев операционно - перевязочный блок включает следующие различные по расположению и организации работы подразделения: операционный блок, материальную комнату, стерилизационную, перевязочные (чистую и гнойную).

Операционный блок состоит обычно из предоперационной и операционной; в крупных лечебных учреждениях он может иметь дополнительные помещения: наркозную, аппаратную, протокольную, комнаты для персонала, санузел, душевую, предоперационные и послеоперационные палаты. Операционный блок может быть отдельным для каждого хирургического отделения, но более экономичен централизованный операционный блок для всех хирургических отделений данной больницы. Располагают его в верхнем этаже здания или в пристройке, примыкающей к хирургическому корпусу.

Обеспечение асептики в операционном блоке достигается его изоляцией от других помещений больницы, созданием отдельных входов для персонала через шлюзы с полным переодеванием в специальных помещениях, а также систематической стерилизацией воздуха, стен и оборудования. Необходимо выделение операционной для гнойных операций, изолированной от остальных помещений операционного блока, входящих в его «стерильную зону».операционная

Рис. 1. Общий вид операционной.

Предоперационная предназначена для подготовки рук персонала, участвующего в операции. Здесь же раздевают больных перед операцией. Предоперационная нередко обслуживает несколько операционных. Она должна быть оборудована умывальниками с теплой и холодной водой и тазами для обработки рук. Необходим сосуд со стерильными щетками и бикс со стерильными салфетками для мытья рук, корнцанг для их подачи, сосуд для щеток, бывших в употреблении. В предоперационной находятся кипятильники для экстренной, а иногда и для основной стерилизации инструментов. Иногда здесь же, в специальном шкафу или на столе, хранятся биксы со стерильным перевязочным материалом, бельем, наборы для вливаний и медикаменты, необходимые для операций.

Основное помещение операционного блока — операционная (рис. 1). Она предназначена для проведения хирургических вмешательств. Желательные размеры операционной в общих хирургических отделениях 30X40 м, вспециальных — 56X60 м. Стены и пол операционной лучше покрывать легко моющейся плиткой. На полу необходим сток для воды, стекающей при обмывании стен и пола. Наилучшая ориентация окон операционной на северо-запад. Возможно устройство операционных в центре здания только с искусственным освещением и поступлением кондиционированного воздуха. Более распространены светлые операционные с жалюзи на окнах. Для демонстрации операций врачам и студентам устраивают операционные со стеклянным куполом.

Освещение операционной во время операции преимущественно искусственное. Бестеневую лампу подвешивают над операционным столом, иногда используют дополнительные передвижные лампы. Освещенность операционного поля должна быть в пределах 3000—5000 лк. Необходима аварийная система освещения (передвижная лампа с питанием от аккумуляторов). В операционной должна сохраняться постоянная температура 22°. Лучше всего это достигается кондиционированием воздуха. Отопление операционной осуществляется отопительными системами, вмонтированными в стены. Наличие калориферов в операционной нежелательно, так как они способствуют скоплению и движению пыли в воздухе.

Оборудование операционной: операционный стол, стол и подвижные столики для инструментария, шовного материала и медикаментов, табуреты или стулья с вращающимся сиденьем, тазы для использованного перевязочного материала, биксы с бельем и перевязочным материалом на подставках и специальная аппаратура: наркозный аппарат, электро-нож, диатермокоагулятор, электроотсос и др. Для лучшего сохранения асептических условий в операционной следует избегать загромождения ее большим количеством оборудования. В ряде случаев выделяют специальное помещение — аппаратную (см. ниже). К операционному столу подводят систему вакуума (для отсасывания крови и т. п.), кислород и закись азота. Во избежание накопления статического электричества (опасность взрыва)

7)Зоны режима в операционном блоке

С целью создания условий, предупреждающих микробное заражение операционных и, тем самым, возможность попадания микробов в операционную рану (соблюдение правил асептики), помещения операционного блока делят на четыре зоны (рис. 1.3). Первая из них называется стерильной зоной. К ней относятся операционная и стерилизационная. Микробное загрязнение воздуха, стен, окон и пола этих помещений должно быть минимальным. Инструментарий, операционное белье, перевязочный и шовный материал должны быть стерильными. Доступ персонала в эту зону резко ограничен. Хождение и разговор медицинских работников в операционной без надобности должны быть запрещены.

51,53))Какие виды влажной уборки вы знаете? Расскажите о способах и методах борьбы с загрязнением и инфи­цированием окружающей среды в хирургическом отделении?

Уборка больничных помещений должна быть обязательно влажной, поскольку уже само мытье уменьшает микробную загрязненность помещений и поверхностей предметов. Кроме того, обеззараживание (дезинфекция) может быть достигнуто различными способами. Так, кипячение широко применяют для дезинфекции посуды, белья, предметов ухода за больными. Ультрафиолетовое излучение ртутно-кварцевых и ртутно-увиолевых ламп используют для обеззараживания воздуха в палатах, процедурных кабинетах, операционных.

Из различных дезинфицирующих средств наиболее часто применяют хлорсодержащие соединения (хлорная известь, хлорамин, гипохлорит кальция, натрия и лития и др.). Антимикробные свойства препаратов хлора связаны с действием хлорноватистой кислоты, выделяющейся при растворении хлора и его соединений в воде.

Раствор хлорной извести готовится по определенным правилам. 1 кг сухой хлорной извести размешивают в 10 л воды, получая так называемое хлорно-известковое молоко, и оставляют в специальном помещении в темной посуде на одни сутки. Полученный таким образом 10 % осветленный раствор хлорной извести сливают затем в соответствующую емкость из темного стекла, делают надпись о дате приготовления и хранят в затемненном помещении, поскольку активный хлор довольно быстро разрушается на свету. В дальнейшем для влажной уборки используют обычно 0,5 % осветленный раствор хлорной извести, для чего, например, на 10 л раствора берут 9,5 л воды и 0,5 л 10 % раствора хлорной извести. Раствор хлорамина чаще всего применяют в виде 0,2—3 % раствора (преимущественно 1 %). При этом требуемое количество хлорамина сначала добавляется к небольшому количеству воды, размешивается, после чего для получения раствора хлорамина нужной концентрации доливается оставшийся объем воды.

Влажную уборку больничных помещений проводят ежедневно. В палатах, коридорах и кабинетах — обязательно утром, после подъема больных. Во время уборки обращают внимание на санитарное состояние тумбочек и прикроватных столиков, где, в частности, нельзя хранить скоропортящиеся продукты, способные вызвать пищевые отравления. Мебель, подоконники, двери и дверные ручки, а также (в последнюю очередь) пол протирают влажной тряпкой. Влажную уборку обязательно завершают проветриванием палат, поскольку хождение больных и медперсонала, перестилание постелей сопровождаются увеличением бактериальной загрязненности воздуха. Для поддержания чистоты в палатах влажную уборку повторяют по мере необходимости в течение дня, а также перед сном.

Влажную уборку столовых и буфетных производят после каждого приема пищи. Пищевые отходы собирают в закрытые ведра или бачки с крышками и своевременно выносят. Важно соблюдать правильный режим мытья посуды, который включает в себя двукратное мытье горячей водой с применением соды, горчицы или других моющих средств, обязательную последующую дезинфекцию 0,2 % осветленным раствором хлорной извести и ополаскивание. Строгие требования предъявляют и к личной гигиене работников кухни и буфетов, их регулярному и своевременному медицинскому осмотру и бактериологическому обследованию.

Влажную уборку санузлов (ванн, раковин, унитазов) проводят несколько раз в день по мере их загрязнения. Для мытья унитазов применяют 0,5 % осветленный раствор хлорной извести. Ванны моют после каждого больного теплой водой с мылом, после чего ополаскивают 0,5 % раствором хлорной извести или 1—2 % раствором хлорамина.

Генеральную уборку всех помещений с мытьем полов, обметанием стен и потолков проводят не реже одного раза в неделю. Важно, чтобы используемый при этом инвентарь (швабры, ведра и т.д.) имел соответствующую маркировку (например, для мытья туалета, коридоров и т.д.).

При обнаружении в больничных помещениях клопов и тараканов применяют меры по их уничтожению (дезинсекция). Комплекс специальных мероприятий (дератизация) осуществляется и при выявлении грызунов. Учитывая, что дезинсекция и дератизация связаны с применением различных токсичных веществ, указанные мероприятия проводятся штатными сотрудниками санитарно-эпидемиологических станций (СЭС) — дезинфекторами. Профилактика распространения мух, клопов, тараканов, грызунов в больницах заключается в соблюдении чистоты в помещениях, своевременном удалении мусора и пищевых отходов, тщательной заделке щелей в стенах, хранении пищевых продуктов в недоступных для грызунов местах. Таким образом, поддержание необходимого санитарного состояния в больницах предполагает строгое соблюдение медицинским персоналом и больными санитарных норм и режима влажной уборки различных помещений, требований внутреннего распорядка лечебного учреждения, правил личной гигиены.

Наши рекомендации