Искала алмазы, нашла счастье
В начале семидесятых годов молодая американка из аристократической семьи, Жан Ледлофф, бросила учебу и уехала путешествовать по Европе. Во Флоренции она познакомилась с двумя итальянцами, которые отправлялись в джунгли Латинской Америки на поиски алмазов и пригласили ее с собой. Недолго думая, она согласилась, и через некоторое время все трое уже были в непролазных дебрях лесов Венесуэлы. И там, в сотнях километров от ближайшего населенного пункта, Жан Ледлофф встретила счастливых людей. Этими людьми оказались индейцы племени екуана.
Жан с удивлением отметила, что для екуана счастье - нормальное состояние каждого живого человека. Они всегда были радостны и улыбчивы и даже болезни или другие напасти воспринимали с неизменным спокойствием духа. Однажды молодого индейца придавило тяжелым бревном к раскаленным на солнце камням. У любого из нас это вызвало бы массу неприятных эмоций. Он же терпеливо ждал, пока бревно поднимут, и как только его освободили, искренне рассмеялся, радуясь такому приключению... Подобные случаи были не редкость.
У екуана не было преступников, не было власти, никто из них не страдал депрессиями или другими душевными недугами. Они не боялись быть сами собой, всегда вели себя естественно и непринужденно и уважали свободу каждого самовыражаться. Как-то раз одному индейцу взбрело в голову залезть на холм рядом с деревней и битый час стучать там в бубен и орать во все горло. Никто на него косо не посмотрел и не счел его поступок сумасшедшим, хоть он и выходил за рамки обычного поведения.
Екуана много работали - возделывали огороды, ходили охотиться, строили хижины - но любую работу воспринимали с радостью. У них даже не было такого понятия как "работа" - любое занятие представляло собой приятное времяпрепровождение...
Пытаясь разобраться, отчего екуана настолько счастливее западных людей, Жан пришла к выводу, что основная причина в различном воспитании детей. Более того, прожив с индейцами два с половиной года, она поняла, чем их воспитание детей отличается от нашего, и почему их дети вырастают счастливыми, а наши на всю жизнь остаются "трудными подростками". Жан вернулась в Европу и написала о своих открытиях в книге "Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности", которая стала бестселлером во многих странах мира.
Один известный психолог, Джон Холт, сказал об этой книге: "Если есть книга, которая могла бы спасти мир, то эта книга перед вами". Эти слова - не преувеличение, ведь все многообразие самых страшных проблем человечества - войны, преступность, самоубийства; нищета, голод, болезни; депрессии, наркомания и алкоголизм; загрязнение и разрушение природы - только проявление внутреннего неблагополучия современного человека. А так как счастье или несчастье начинаются там же, где и новая жизнь - с рождения и воспитания ребенка, то, правильно относясь к детям, мы не только обеспечиваем им психическое благополучие на всю жизнь, но и делаем первый и самый важный шаг к более радостному и человечному устройству общества, к миру без насилия и страдания.
Прислушаться к себе
У екуана нет письменности и, следовательно, нет никаких книг о воспитании детей. Между тем, они безошибочно во всех деталях знают, как обращаться с ребенком. Откуда же у них такие знания
Во-первых, у девочек екуана нет кукол. Сызмальства они учатся у своих родителей (и других соплеменников) уходу за настоящим ребенком. Учатся безо всяких уроков и без объяснений взрослых -просто наблюдая за действиями матери и поведением младенца. В результате уже к четырем годам девочки екуана знают все тонкости обращения с детьми и непрестанно и с огромным удовольствием этим занимаются.
Во-вторых, екуана еще не разучились прислушиваться к себе. Сегодня мы, цивилизованные люди, почти забыли о том, что умение правильно растить детей заложено в каждом из нас природой. Ведь каждое животное знает, как обращаться со своим детенышем. Тем более человек. Мы можем прислушаться к своим собственным материнским и отцовским инстинктам, услышать их и следовать им. Только так мы можем понять, что наши дети ожидают от нас, и вырастить их счастливыми.
Что значит "прислушаться к себе" Понаблюдать за своим малышом. Попытаться понять, чего он хочет, чего ожидает от нас. А теперь понаблюдать за собой и почувствовать, что нам хочется сделать. Поначалу это довольно сложно, ибо мы привыкли не чувствовать, а думать. Более того, из-за того, что наши родители (а потом воспитатели, учителя, и т. д.) в свое время неправильно относились к нам, наши чувства могут быть искажены. Например, плач - это сигнал ребенка о том, что что-то не так. Ребенок может быть сытым, сухим, теплым, здоровым, выспавшимся, и при этом плакать. В ответ на такой "беспричинный" плач многие родители раздражаются, кричат, трясут своих детей, или даже бьют их. Даже те, кто внешне ведут себя достойно, внутри часто "кипят" и выражают свое раздражение каким-то еще способом. Можно понять и родителей. Они делают для ребенка "все, что только можно", а он недоволен. Почему Потому, что, опять же, мы не понимаем, чего ребенок ожидает от нас.
Врожденные ожидания ребенка
У нас есть легкие, чтобы дышать воздухом, водонепроницаемая кожа, чтобы защищаться от дождя, волосы в носу, чтобы не вдыхать пыль, и т. д. Все наше строение, как физическое, так и духовное, - это ожидание определенных условий в окружающем мире. Ребенок рождается с этими ожиданиями. Откуда природа знает, что потребуется человеку в жизни Через опыт бесчисленных поколений предков. Ребенок ожидает встретить в мире то, с чем сталкивались его предки.
Более того, каждому ожиданию, заложенному в ребенке, соответствуют врожденные способности, которые реализуются как только возникают ожидаемые условия. Например, как только ребенок рождается (выполненное ожидание), он начинает дышать (реализованная способность); найдя грудь матери (выполненное ожидание), ребенок начинает сосать (реализованная способность), и т. д. Если что-то, чего ожидает ребенок, не попадается ему в жизни, его способности не развиваются в полной мере. Кроме того, человек продолжает искать удовлетворения нереализованным ожиданиям и во взрослой жизни.
Все, что касается физических ожиданий и способностей, более или менее очевидно и понятно. Но в человеке заложено множество потребностей менее очевидных, но столь же насущных. Эти-то потребности и не замечает современное цивилизованное общество.