Тема: «Основы трансфузиологии»
Тема: «Основы трансфузиологии»
После изучения темы студент должен:
знать
· понятие о группах крови системы АВО и резус-факторе как основной системе антиген-антитело человека
· методы определения группы крови и резус-фактора
· критерии годности трансфузионных сред
· способы и методы введения гемотрансфузионных сред
· обязанности медсестры при переливании крови и кровезаменителей
· технику проведения проб на совместимость крови донора и сыворотки реципиента и условия их проведения
· компоненты и препараты крови
· кровезаменители
· реакции и осложнения при переливании крови, первую доврачебную помощь при них и профилактику
уметь
· составлять набор для определения группы крови и резус-фактора
· осуществлять помощь врачу при определении группы крови стандартными сыворотками, Цоликлонами
· выявлять признаки непригодной для переливания крови
· осуществлять инфузионную терапию в периферическую вену, в подключичный катетер
· осуществлять защиту медперсонала и пациента при работе с кровью
· подготавливать больного к гемотрансфузии
· осуществлять наблюдение и уход за пациентом после гемотрансфузии
· выявлять и решать проблемы пациента при гемотрансфузии
· правильно заполнять необходимую документацию
иметь навыки
- подготовки набора для определения группы крови
- подготовки набора для определения резус-фактора
- подготовки набора для проведения пробы на индивидуальную совместимость
- подкожного введения лекарственных средств
- внутримышечного введения лекарственных средств
- внутривенного введения лекарственных средств
Содержание практических занятий
Студентов знакомят с устройством отделения переливания крови, правилами работы в отделении, правилами техники безопасности
Преподаватель демонстрирует: условия хранения крови, ее компонентов, препаратов и кровезаменителей; критерии пригодности их к переливанию.
Студенты участвуют в заборе крови, ее транспортировке, определении группы крови и резус фактора, проведении серологических проб; изучают правила введения документации. Самостоятельно выявляют проблемы пациента и решают их; осуществляют уход за больными при проведении трансфузионной и инфузионной терапии. Решая ситуационные задачи, изучают алгоритмы оказания первой доврачебной помощи при возможных осложнениях.
Литература
Э.М. Аванесьянц, Б.В. Цепунов, М.М. Французов «Пособие по хирургии», ООО АНМИ
С.А. Аганцева «Инфекционный контроль и инфекционная безопасность в ЛПУ»
В.Г. Стецюк «Сестринское дело в хирургии» АНМИ 1997г.
Н.В. Барыкина, В.Г. Зарянская «Хирургия для фельдшеров» ФЕНИКС, 2003г.
А.В. Сыромятникова, М.С. Брукман «Руководство к практическим занятиям по хирургии»
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 ноября 2002 года №363 «Об утверждении инструкции по применению компонентов крови»
Н.В. Барыкина , В.Г. Зарянская «Сестринское дело в хирургии» ФЕНИКС 2005 г.
В.К. Гостинцев «Общая хирургия» (учебник для ВУЗов) ГЭОТОАР-МЕДИА 2005г
Практические задания
Что такое гемотрансфузия?
2. Перечислите показания к переливанию крови:
3. Перечислите противопоказания к переливанию крови:
Дайте понятия.
Кровь используемая к трансфузии
Нативная | Свежестабилизированная | Консервированная | Аутокровь | Плацентарная |
5. Какие мероприятия проводятся при подготовке к гемотрансфузии?
6. Перечень оборудования для определения группы крови
Дайте трактовку результатов при определении группы крови с помощью стандартных сывороток
0(I) | А(II) | В(III) | АВ(IV) | Группа крови |
0(I) | ||||
А(II) | ||||
В(III) | ||||
АВ(IV) | ||||
+ агглютинация наступила, - агглютинация отсутствует |
Дайте трактовку результатов при определении группы крови с помощью цоликлонов
Результат реакции с Цоликлоном: Анти-А Анти-В Анти-АВ | Исследуемая кровь принадлежит к группе | ||
0(I) | |||
А(II) | |||
В(III) | |||
АВ(IV) | |||
+ агглютинация наступила, - агглютинация отсутствует |
9. Дополни:
Проба на совместимость по системе АВО.
Необходимо нанести но чашку Петри __________капель сыворотки больного, _________капель крови донора. Перемешать. Покачивать в течение _______________минут.
Результаты: ___________________- совместимость
___________________ - несовместимость
10. Дополни:
Проба на резус - совместимость .
В _____________ нанести ______________капли сыворотки крови ______________, _________каплю крови ___________, __________капл. 33% р-ра__________. Перемешать. Добавить через ________ мин, _________мл. физиологического раствора.
Результаты: ___________________- совместимость
__________________ - несовместимость
11. Дополни:
Биологическая проба.
Вводится струйно _______раза по _______мл. крови с интервалом ___________мин.
Перечислите препараты крови
Перечислите кровезаменители
Заполните таблицу
Осложнения | Причины | Симптомы | Лечение |
Тема: «Основы трансфузиологии»
После изучения темы студент должен:
знать
· понятие о группах крови системы АВО и резус-факторе как основной системе антиген-антитело человека
· методы определения группы крови и резус-фактора
· критерии годности трансфузионных сред
· способы и методы введения гемотрансфузионных сред
· обязанности медсестры при переливании крови и кровезаменителей
· технику проведения проб на совместимость крови донора и сыворотки реципиента и условия их проведения
· компоненты и препараты крови
· кровезаменители
· реакции и осложнения при переливании крови, первую доврачебную помощь при них и профилактику
уметь
· составлять набор для определения группы крови и резус-фактора
· осуществлять помощь врачу при определении группы крови стандартными сыворотками, Цоликлонами
· выявлять признаки непригодной для переливания крови
· осуществлять инфузионную терапию в периферическую вену, в подключичный катетер
· осуществлять защиту медперсонала и пациента при работе с кровью
· подготавливать больного к гемотрансфузии
· осуществлять наблюдение и уход за пациентом после гемотрансфузии
· выявлять и решать проблемы пациента при гемотрансфузии
· правильно заполнять необходимую документацию
иметь навыки
- подготовки набора для определения группы крови
- подготовки набора для определения резус-фактора
- подготовки набора для проведения пробы на индивидуальную совместимость
- подкожного введения лекарственных средств
- внутримышечного введения лекарственных средств
- внутривенного введения лекарственных средств
Содержание практических занятий
Студентов знакомят с устройством отделения переливания крови, правилами работы в отделении, правилами техники безопасности
Преподаватель демонстрирует: условия хранения крови, ее компонентов, препаратов и кровезаменителей; критерии пригодности их к переливанию.
Студенты участвуют в заборе крови, ее транспортировке, определении группы крови и резус фактора, проведении серологических проб; изучают правила введения документации. Самостоятельно выявляют проблемы пациента и решают их; осуществляют уход за больными при проведении трансфузионной и инфузионной терапии. Решая ситуационные задачи, изучают алгоритмы оказания первой доврачебной помощи при возможных осложнениях.
Литература
Э.М. Аванесьянц, Б.В. Цепунов, М.М. Французов «Пособие по хирургии», ООО АНМИ
С.А. Аганцева «Инфекционный контроль и инфекционная безопасность в ЛПУ»
В.Г. Стецюк «Сестринское дело в хирургии» АНМИ 1997г.
Н.В. Барыкина, В.Г. Зарянская «Хирургия для фельдшеров» ФЕНИКС, 2003г.
А.В. Сыромятникова, М.С. Брукман «Руководство к практическим занятиям по хирургии»
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 ноября 2002 года №363 «Об утверждении инструкции по применению компонентов крови»
Н.В. Барыкина , В.Г. Зарянская «Сестринское дело в хирургии» ФЕНИКС 2005 г.
В.К. Гостинцев «Общая хирургия» (учебник для ВУЗов) ГЭОТОАР-МЕДИА 2005г
Практические задания
Что такое гемотрансфузия?
2. Перечислите показания к переливанию крови:
3. Перечислите противопоказания к переливанию крови:
Дайте понятия.