Упражнение – разминка «Пальчики»

Тренинг

«Профилактика алкоголизма»

Цель тренинга: повышение уровня информированности о последствиях употребления алкоголя; профилактика формирования алкоголизма у подростков.

Задачи тренинга:

- повысить уровень информированности о последствиях употребления алкоголя;

- дать достоверную информацию и развенчать существующие мифы об употреблении алкоголя и последствия его употребления;

- профилактика формирования алкоголизма у подростков.

Длительность тренинга: 90 минут.

Оборудование:

· флипчарт;

· бумага для флипчарта;

· маркеры.

Ход занятия:

Введение:

Ход занятия:

Введение:

-Представление ведущих, озвучивание целей, задач и регламента работы;

Поприветствуйте участников, представьтесь и немного расскажите о себе. Если вы основной ведущий встречи, то представьте по имени ваших со-ведущих и позвольте им рассказать немного о себе.

После того, как ведущие представились, основной ведущий должен представить цель тренинга и немного рассказать о том, что же на самом деле будет происходить.

Для всех участников важно знать, сколько времени займет тренинг и отдельные его части. Регламент - продолжительность работы, количество и продолжительность перерывов.

О регламенте работы можно сказать, например, так: «Сегодняшняя наша встреча продлиться 1,5 часа».

- Правила работы группы – публично озвученные, понятные и принимаемые всеми участниками группы правила поведения и взаимодействия участников. На листе бумаги или доске (только в той части, которая останется нетронутой в течение всего тренинга) напишите заголовок «Правила работы». Предложите участникам назвать правила, по которым они хотели бы работать. Если группа не может предложить правил, их предлагает ведущий:

· Каждый имеет право на собственное мнение;

· Нельзя разглашать то, что узнал о личной жизни других участников на занятии (Конфиденциальность);

· В дискуссиях все говорят по очереди (правило правой руки);

· Не давать оценку другим участникам (Безоценочность);

· Каждый говорит сам за себя (Я-высказывание)

· 0:0 (без опозданий)

· Телефон (перевод телефона в режим вибро или без звука)

Записывая правила, ведущий должен их прокомментировать, т.к. каждый из участников должен представлять, что означает каждое правило. Список правил можно также заранее подготовить на отдельном листе ватмана.

Упражнение «Зоопарк»

Задача: Это упражнение позволяет через игру познакомиться со всеми стадиями опьянения. Во время выполнения упражнения участники ничего знать не должны.

Инструкция: Ведущий приглашает всех участников сесть в круг. Когда все сели, он говорит: Сейчас я предлагаю вам подурачиться. Я каждому из вас прошепчу на ухо\раздам карточку название какого-нибудь животного, которого вы должны будете показать, когда я попрошу. Показывать старайтесь как можно смешнее. Сам (а) я тоже буду изображать какое-нибудь животное.

После этих слов ведущий подходит к каждому и на ухо шепчет название одного из пяти животных: павлин, петух, обезьяна, оселисвинья. Желательно, чтобы количество животных каждого вида было приблизительно равным, для этого ведущий шепчет названия животных по очереди: павлин – петух – обезьяна – осел – свинья – павлин – петух – обезьяна – осел – свинья и т.д. А теперь по моей команде мы все дружно начнем изображать нужное животное. Ваша задача – не только смешно его показывать, но и найти «своих», т.е. собраться в стаи, чтобы все животные одного вида оказались вместе. У нас 5 видов животных, посмотрим, кто соберется первым. Начали!

В итоге животные одного вида должны оказаться вместе: павлины с павлинами и т.д.

После того, как все соберутся, можно попросить: «Где у нас павлины? Покажитесь всем, павлины!», «Где у нас петухи? Покажитесь, петухи!» и т.д. по всем животным.

Внимание: порядок важен! Сначала павлины, потом петухи, потом обезьяны, потом ослы, и наконец, свиньи.

Анализ упражнения: После того, как все собрались и показались, попросите всех сесть обратно в круг. Начните обсуждение с вопроса: Как вы думаете, какая связь между всеми этими животными и алкоголем? Дождитесь ответов ребят, потом скажите:

Как гласит народная мудрость, человек в опьянении проходит несколько стадий. Сначала это павлин, затем петух, потом обезьяна, далее осел и, наконец, свинья. Помните об этом, наливая очередную рюмку!

Давайте посмотрим еще раз на этих животных как на стадии опьянения.

§ Согласны ли вы, что пьянеющий человек походит на этих животных? Если кто-то не согласен, спросите: А на каких животных он тогда похож?

§ Как вы считаете, является алкоголь «абсолютным злом» или все же есть рамки, находясь в которых, можно остаться «павлином»? Участники высказывают свое мнение.

§ Кем являются люди, напивающиеся до состояния «свиней»?

Затем нужно рассказать:

Умеренное потребление алкоголя не является болезнью. Болезнью являются систематическое употребление алкоголя в больших количествах. Еще эта болезнь называется алкогольной зависимостью.

В умеренных дозах спиртное является сосудорасширяющим средством и снижает уровень холестерина в крови. Однако нужно помнить, что здоровый человек, правильно питающийся, не доводящий свой организм до стрессов и не испытывающий проблем с общением может ВООБЩЕ обходиться без алкоголя. Платой за те несколько положительных эффектов, которые оказывает алкоголь, являются: чрезмерная нагрузка на сердце и печень, алкогольная зависимость. Если человек потребляет большие дозы алкоголя в неблагоприятной внешней среде (сильный мороз, жара, в болотистой или горной местности), это чревато летальным исходом.

Алкоголь может привести к ужасающим последствиям. Мы с вами часто слышим по телевизору, что кто-то кого-то убил, ограбил или изнасиловал, и все это он сделал под действием алкоголя.

Все это, к сожалению, не редкость. Мы с вами часто сталкиваемся с негативным действием алкоголя. Давайте поговорим об этом.

Мозговой штурм: Обсудите причины употребления алкогольных напитков.

Причины можно объединить в группы, и сделать вывод:

1. Отпраздновать можно без алкоголя

2. Ищите причину, а не уходите от реальности

3. Стадное чувство

Упражнение: «Центрифуга»

Задача: Это упражнение предназначено, чтобы ощутить на себе негативное воздействие алкоголя.

Инструкция: Все участники становятся «коридором» - в две шеренги друг напротив друга на расстоянии полутора метров. Длина коридора – 3 – 4 метра, в зависимости от количества участников. В одном конце коридора становиться ведущий с блокнотом и ручкой. В другом конце один из участников. Его задача – вращаться вокруг себя 15-30 секунд так, чтобы вызвать сильное головокружение. Затем он должен дойти до ведущего и написать в блокноте свое имя, фамилию и отчество. Задача участников, которые находятся рядом с ним – не дать ему получить травму. Перед началом упражнения всех участников нужно проинструктировать, что падать во весь рост ни в коем случае нельзя. В случае падения, нужно подгибать колени и садиться на пол. «Пьяного» участника нужно направлять, и, если он начнет падать, аккуратно поддержать его под руки.

Анализ упражнения:

· Насколько трудно было контролировать свои движения?

Ведущий должен объяснить, что при сильном алкогольном опьянении человек испытывает примерно такие же ощущения, только к ним добавляются затруднения в речи и затуманенность сознания. Если человек страдает алкоголизмом, то плохая координация и «заплетающийся язык» становятся его спутниками по жизни.

При обсуждении ведущий должен затронуть вопрос потребления пива и алкогольных коктейлей, т.к. обычно это первые алкогольные напитки, которые пробуют подростки. Задайте вопрос:

· Как вы думаете, до состояния какого из разыгранных сегодня животных можно дойти, если пить пиво?

Многие подростки считают, что пивом нельзя напиться так же, как водкой. Необходимо объяснить, что это не так. Обратите внимание подростков на то, что в последние годы в СМИ ведется пропаганда потребления пива как определенного стиля жизни. Поясните, что пивной алкоголизм – самый тяжелый.

Пиво – это алкоголь. В пиве содержится этиловый спирт. И именно этиловый спирт вызывает зависимость. Пивной алкоголизм – это то же, что и водочный, коньячный. Его отличия – только в худшую сторону. Общее в том, что в любом случае – водка это, пиво или коньяк – человек пьет этиловый спирт. Отличия делают пивной алкоголизм только опаснее. Первое отличие – психологическое. Пиво для человека стало частью быта. Его воспринимают как газировку. Если для вина или водки нужно создавать повод, соблюдать ритуал, то пиво можно выпить «просто так». Вполне нормальным считается выпить пиво по дороге домой или дома на диване. Второе отличие – химическое. В состав пива входят очень вредные вещества и токсичные соединения.

Инструкция для тренера.

Тренер может сам заранее нарисовать силуэты мужской и женской фигуры. Вызывается доброволец, который по подсказкам группы дорисовывает к фигурам различные признаки.

-У пьющих пиво мужчинначинают вырабатываться женские половые гормоны, вызывающие изменения внешнего вида мужчины: разрастаются грудные железы, становится шире таз, появляется «пивной живот», развивается импотенции.

- У женщин,употребляющих пиво, становится грубее голос, появляются так называемые «пивные усы», увеличивается масса тела, появляется целлюлит, варикозное расширение вен, ухудшается цвет лица, появляются «мешки» под глазами, морщины, появляется растительность на лице.

Мозг.

Когда алкоголь попадает в кровь, эритроциты (красные клетки крови) слипаются, в крови образуются сгустки - тромбы, которые намертво закупоривают кровеносные сосуды - капилляры. От этого они раздуваются и лопаются. При употреблении ста граммов водки, навсегда гибнут несколько тысяч клеток мозга. Мертвые клетки мозга выводятся с мочой на следующий день.

Сердце.

Когда алкоголь с кровью попадает в сердце, он разрушает клетки сердечной мышцы. Появляются микрорубцы, некоторые участки сердца отмирают, что зачастую становится причиной инфарктов и смерти. Сердце человека, злоупотребляющего алкоголем, покрывается жировой тканью и увеличивается в размере.

Печень.

Любая доза алкоголя самым разрушительным образом действует на печень, которая принимает на себя основной удар алкогольного яда. Печень вынуждена работать в усиленном режиме, чтобы с помощью специальных ферментов всё-таки расщепить алкоголь. Алкоголь разрушает клетки печени, они отмирают, замещаются жиром и соединительными тканями. Начинается жировое перерождение печени – гипотоз, затем разложение печени - цирроз, что приводит к раку печени.

Старение.

Под воздействием алкоголя организм обезвоживается, продукты распада алкоголя отравляют все без исключения органы и системы человеческого организма. В быту такое состояние называется похмелье. Происходит добровольное включение механизма деградации и стремительного старения человека.

Вывод:Таким образом, абсолютно очевидно, что вред алкоголя для человеческого организма очень велик.

Рефлексия занятия (высказывание каждого по кругу):

1. Ваши впечатления от нашего занятия?

2. Что нового вы узнали?

3. Полезно ли участвовать в таких тренингах?



Приложение 1

Дополнительный материал к упражнению «Зоопарк»

Павлин

Петух

Павлин

Петух

Обезьяна

Осел

Свинья

Обезьяна

Осел

Свинья

Павлин

Петух

Павлин

Петух

Обезьяна

Осел

Свинья

Обезьяна

Осел

Свинья


Павлин

Петух

Павлин

Петух

Обезьяна

Осел

Свинья

Обезьяна

Осел

Свинья


Тренинг

«Профилактика алкоголизма»

Цель тренинга: повышение уровня информированности о последствиях употребления алкоголя; профилактика формирования алкоголизма у подростков.

Задачи тренинга:

- повысить уровень информированности о последствиях употребления алкоголя;

- дать достоверную информацию и развенчать существующие мифы об употреблении алкоголя и последствия его употребления;

- профилактика формирования алкоголизма у подростков.

Длительность тренинга: 90 минут.

Оборудование:

· флипчарт;

· бумага для флипчарта;

· маркеры.

Ход занятия:

Введение:

Ход занятия:

Введение:

-Представление ведущих, озвучивание целей, задач и регламента работы;

Поприветствуйте участников, представьтесь и немного расскажите о себе. Если вы основной ведущий встречи, то представьте по имени ваших со-ведущих и позвольте им рассказать немного о себе.

После того, как ведущие представились, основной ведущий должен представить цель тренинга и немного рассказать о том, что же на самом деле будет происходить.

Для всех участников важно знать, сколько времени займет тренинг и отдельные его части. Регламент - продолжительность работы, количество и продолжительность перерывов.

О регламенте работы можно сказать, например, так: «Сегодняшняя наша встреча продлиться 1,5 часа».

- Правила работы группы – публично озвученные, понятные и принимаемые всеми участниками группы правила поведения и взаимодействия участников. На листе бумаги или доске (только в той части, которая останется нетронутой в течение всего тренинга) напишите заголовок «Правила работы». Предложите участникам назвать правила, по которым они хотели бы работать. Если группа не может предложить правил, их предлагает ведущий:

· Каждый имеет право на собственное мнение;

· Нельзя разглашать то, что узнал о личной жизни других участников на занятии (Конфиденциальность);

· В дискуссиях все говорят по очереди (правило правой руки);

· Не давать оценку другим участникам (Безоценочность);

· Каждый говорит сам за себя (Я-высказывание)

· 0:0 (без опозданий)

· Телефон (перевод телефона в режим вибро или без звука)

Записывая правила, ведущий должен их прокомментировать, т.к. каждый из участников должен представлять, что означает каждое правило. Список правил можно также заранее подготовить на отдельном листе ватмана.

Упражнение – разминка «Пальчики»

Задача: Упражнение направлено на развитие внимания, оно учит подростков концентрироваться и быстро реагировать.

Инструкция: Группа стоит в кругу, руки находятся на уровни груди. На левой руке поднят указательный палец вверх, а правая ладошка накрывает соседний палец. Задача каждого участника поймать палец соседа, но не дать поймать свой. Ловить палец нужно, тогда когда произносится цифра 3.

Рекомендации ведущему: Ведущий специально запутывает участников. Ведущий, наравне с группой, может принимать участие в этом упражнении.

Анализ упражнения:

§ Сложно ли было выполнять это упражнение?

Иногда жизненные ситуации требуют от нас предельной концентрации внимания и сосредоточенности, так как речь может идти о нашей безопасности и здоровье.

§ Можете привести примеры таких ситуаций?

Выслушайте ответы участников.

Сегодня речь пойдет об алкоголе и таком страшном заболевании, как алкоголизм, мы с вами попробуем разобраться в проблеме злоупотребления алкогольными напитками.

Алкоголь – это психоактивное вещество, которое является самым агрессивным из существующих наркотиков. Вследствие злоупотребления алкоголем развивается алкоголизм - хроническое, неизлечимое, заболевание, способное привести к смерти.

Даже если вы усвоите всего 50% информации, которую я вам сообщу, то это позволит вам значительно продлить свою жизнь, уберечь себя и своих близких от неприятностей, стать увереннее в жизни, а может быть и вообще сохранить свою жизнь.

По данным Всемирной организации здравоохранения употребление алкоголя является причиной 2-х миллионов смертельных случаев в год (статистику написать на флипчарте). Просто вдумайтесь: в нашей стране на каждого жителя, включая стариков и младенцев, приходится 18,5 литров чистого спирта в год. Как вы думаете, сколько это примерно бутылок водки? (50 бутылок водки). Итак, россияне выпивают 18,5 литров чистого спирта в год. А учеными доказано, что после 9-10 литров спирта в год начинается вырождение нации (статистические данные записываются на флипчарте). Т.е., мы уже давно перешагнули опасную черту - алкоголь стал причиной вымирания нашего народа.

Скажите, что такое пиво? (предполагаемые ответы: это напиток, слабоалкогольный).

Пиво – это алкогольный напиток. В пиве содержится этиловый спирт, разные кислоты, ароматизаторы, консерванты и углекислый газ. Употребление пива, как любого другого алкогольного напитка, опасно для здоровья человека.

Ну что ж, давайте продолжим нашу тему, и я попрошу вас для начала сделать одно упражнение.

Упражнение «Зоопарк»

Задача: Это упражнение позволяет через игру познакомиться со всеми стадиями опьянения. Во время выполнения упражнения участники ничего знать не должны.

Инструкция: Ведущий приглашает всех участников сесть в круг. Когда все сели, он говорит: Сейчас я предлагаю вам подурачиться. Я каждому из вас прошепчу на ухо\раздам карточку название какого-нибудь животного, которого вы должны будете показать, когда я попрошу. Показывать старайтесь как можно смешнее. Сам (а) я тоже буду изображать какое-нибудь животное.

После этих слов ведущий подходит к каждому и на ухо шепчет название одного из пяти животных: павлин, петух, обезьяна, оселисвинья. Желательно, чтобы количество животных каждого вида было приблизительно равным, для этого ведущий шепчет названия животных по очереди: павлин – петух – обезьяна – осел – свинья – павлин – петух – обезьяна – осел – свинья и т.д. А теперь по моей команде мы все дружно начнем изображать нужное животное. Ваша задача – не только смешно его показывать, но и найти «своих», т.е. собраться в стаи, чтобы все животные одного вида оказались вместе. У нас 5 видов животных, посмотрим, кто соберется первым. Начали!

В итоге животные одного вида должны оказаться вместе: павлины с павлинами и т.д.

После того, как все соберутся, можно попросить: «Где у нас павлины? Покажитесь всем, павлины!», «Где у нас петухи? Покажитесь, петухи!» и т.д. по всем животным.

Внимание: порядок важен! Сначала павлины, потом петухи, потом обезьяны, потом ослы, и наконец, свиньи.

Анализ упражнения: После того, как все собрались и показались, попросите всех сесть обратно в круг. Начните обсуждение с вопроса: Как вы думаете, какая связь между всеми этими животными и алкоголем? Дождитесь ответов ребят, потом скажите:

Как гласит народная мудрость, человек в опьянении проходит несколько стадий. Сначала это павлин, затем петух, потом обезьяна, далее осел и, наконец, свинья. Помните об этом, наливая очередную рюмку!

Давайте посмотрим еще раз на этих животных как на стадии опьянения.

§ Согласны ли вы, что пьянеющий человек походит на этих животных? Если кто-то не согласен, спросите: А на каких животных он тогда похож?

§ Как вы считаете, является алкоголь «абсолютным злом» или все же есть рамки, находясь в которых, можно остаться «павлином»? Участники высказывают свое мнение.

§ Кем являются люди, напивающиеся до состояния «свиней»?

Затем нужно рассказать:

Умеренное потребление алкоголя не является болезнью. Болезнью являются систематическое употребление алкоголя в больших количествах. Еще эта болезнь называется алкогольной зависимостью.

В умеренных дозах спиртное является сосудорасширяющим средством и снижает уровень холестерина в крови. Однако нужно помнить, что здоровый человек, правильно питающийся, не доводящий свой организм до стрессов и не испытывающий проблем с общением может ВООБЩЕ обходиться без алкоголя. Платой за те несколько положительных эффектов, которые оказывает алкоголь, являются: чрезмерная нагрузка на сердце и печень, алкогольная зависимость. Если человек потребляет большие дозы алкоголя в неблагоприятной внешней среде (сильный мороз, жара, в болотистой или горной местности), это чревато летальным исходом.

Алкоголь может привести к ужасающим последствиям. Мы с вами часто слышим по телевизору, что кто-то кого-то убил, ограбил или изнасиловал, и все это он сделал под действием алкоголя.

Все это, к сожалению, не редкость. Мы с вами часто сталкиваемся с негативным действием алкоголя. Давайте поговорим об этом.

Мозговой штурм: Обсудите причины употребления алкогольных напитков.

Причины можно объединить в группы, и сделать вывод:

1. Отпраздновать можно без алкоголя

2. Ищите причину, а не уходите от реальности

3. Стадное чувство

Упражнение: «Центрифуга»

Задача: Это упражнение предназначено, чтобы ощутить на себе негативное воздействие алкоголя.

Инструкция: Все участники становятся «коридором» - в две шеренги друг напротив друга на расстоянии полутора метров. Длина коридора – 3 – 4 метра, в зависимости от количества участников. В одном конце коридора становиться ведущий с блокнотом и ручкой. В другом конце один из участников. Его задача – вращаться вокруг себя 15-30 секунд так, чтобы вызвать сильное головокружение. Затем он должен дойти до ведущего и написать в блокноте свое имя, фамилию и отчество. Задача участников, которые находятся рядом с ним – не дать ему получить травму. Перед началом упражнения всех участников нужно проинструктировать, что падать во весь рост ни в коем случае нельзя. В случае падения, нужно подгибать колени и садиться на пол. «Пьяного» участника нужно направлять, и, если он начнет падать, аккуратно поддержать его под руки.

Анализ упражнения:

· Насколько трудно было контролировать свои движения?

Ведущий должен объяснить, что при сильном алкогольном опьянении человек испытывает примерно такие же ощущения, только к ним добавляются затруднения в речи и затуманенность сознания. Если человек страдает алкоголизмом, то плохая координация и «заплетающийся язык» становятся его спутниками по жизни.

При обсуждении ведущий должен затронуть вопрос потребления пива и алкогольных коктейлей, т.к. обычно это первые алкогольные напитки, которые пробуют подростки. Задайте вопрос:

· Как вы думаете, до состояния какого из разыгранных сегодня животных можно дойти, если пить пиво?

Многие подростки считают, что пивом нельзя напиться так же, как водкой. Необходимо объяснить, что это не так. Обратите внимание подростков на то, что в последние годы в СМИ ведется пропаганда потребления пива как определенного стиля жизни. Поясните, что пивной алкоголизм – самый тяжелый.

Пиво – это алкоголь. В пиве содержится этиловый спирт. И именно этиловый спирт вызывает зависимость. Пивной алкоголизм – это то же, что и водочный, коньячный. Его отличия – только в худшую сторону. Общее в том, что в любом случае – водка это, пиво или коньяк – человек пьет этиловый спирт. Отличия делают пивной алкоголизм только опаснее. Первое отличие – психологическое. Пиво для человека стало частью быта. Его воспринимают как газировку. Если для вина или водки нужно создавать повод, соблюдать ритуал, то пиво можно выпить «просто так». Вполне нормальным считается выпить пиво по дороге домой или дома на диване. Второе отличие – химическое. В состав пива входят очень вредные вещества и токсичные соединения.

Наши рекомендации