Тема: Иммунопатология. Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунные заболевания. Иммунодефициты, ВИЧ – ИНФЕКЦИЯ
Место проведения занятия: кафедра патологической анатомии .
Продолжительность изучения темы – 3 часа.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
- понять каковы причины и механизмы нарушений иммунной системы;
- знать морфологию реакций гиперчувствительности, аутоиммунизации и иммунодефицитных состояний;
- отличать иммунопатологические процессы от других общепатологических процессов на основе их морфологической характеристики.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗБИРАЕМЫЕ НА ЗАНЯТИИ:
1. Морфология нарушений иммуногенеза.
2. Изменения вилочковой железы возникающие при нарушениях иммуногенеза.
3. Изменения периферической лимфоидной ткани, возникающие при нарушениях иммуногенеза.
4. Реакции гиперчувствительности и их морфологическая характеристика.
5. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни, группы аутоиммунных болезней.
6. Иммунодефицитные синдромы (первичные, вторичные).
7. Значение и исходы различных иммунодефицитных состояний.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
- конспект лекций по патологической анатомии;
- Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия.- М., 2010. с. 194 - 210.
- соответствующий раздел пособия для самостоятельной работы студентов по курсу общей патологической анатомии под редакцией коллектива кафедры (проф. Колосов А.Е., доцент Мильчаков Д.Е., асс. Манылова В.Р.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Определение иммунопатологических процессов, их классификация, морфологические изменения, возникающие в органах и тканях при них.
2. Разновидности центральных и периферических органов иммуногенеза при иммунопатологических процессах.
3. Морфологические варианты реакций гиперчувствительности и механизмы их развития. Морфологическая сущность гранулематозной реакции.
4. Характеристика аутоиммунных болезней, понятие об иммунологической толерантности.
5. Виды, патогенез, морфология иммунодефицитных состояний.
6. Этиология, пато- и морфогенез, патологическая анатомия, осложнения, исходы ВИЧ-инфекции.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
I. Самостоятельно при подготовке к занятию по материалам лекции, учебнику и пособию письменно ответить на следующие вопросы:
1. Иммунопатология (определение): _____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
2. Типы иммунных реакций: а) _________________б)_______________
3.
Вилочковая железа | |
норма | патология |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
4. Изменения периферической лимфоидной ткани, возникающие при нарушении иммуногенеза:
Лимфатические узлы | Селезёнка |
5. Реакции гиперчуствительности (определение):___________________
______________________________________________________________________________________________________________________
6. Механизмы развития ( отразить схематично):
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
7. Реакция гиперчувствительноси немедленного типа (ГНТ). Описать суть:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Феномен Артюса может встречаться при … (перечислить заболевания:___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________
9. Что такое реагиновые реакции? Какие болезни они сопровождают? ___________________________________________________________
___________________________________________________________
10. Реакция гиперчувствительности замедленного типа (определение): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Реакция отторжения трансплантанта (пояснить суть): ____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Аутоиммунизация (определение): _____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
13. Аутоиммунные болезни (определение):________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Перечислите органоспецифические аутоиммунные болезни:_______
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Перечислите органонеспецифические аутоиммунные болезни: ____
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Иммунодефицитные симптомы (определение): __________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17. Заполнить таблицу:
Первичные иммунодефицитные синдромы | |
Синдром комбинированной недостаточности (клеточного и гуморального иммунитета). | |
Синдром недостаточности клеточного иммунитета. | |
Синдром недостаточности гуморального иммунитета. | |
Наследственные заболевания и синдромы. |
18. Вторичные иммунодефицитные симптомы (приобретённые) (определение): _____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. СПИД (определение): _______________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Опортунистические инфекции (определение): __________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Ятрогения (патология терапии) (дать определение и привести примеры): _________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Контроль первого уровня (проводится в начале занятия).
Получить у преподавателя карты с тестами, выбрать и записать один правильный ответ из пяти предложенных.
1.
2.
3.
4.
5.
Контроль второго уровня (проводится в конце занятия)
Ответить на поставленные вопросы теста выданного преподавателем, записать ответы.
Оценка за контроль второго уровня _____________________________
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ:
1. Опишите макропрепарат своими словами близко к тексту
Макропрепарат № 35. Дифтеритический колит.
Стенка толстой кишки утолщена, уплотнена, в просвете скудное слизисто-кровянистое содержимое. Слизистая оболочка резко полнокровна, утолщена, на эпителии определяются наложения фибрина в виде плёнок серо-жёлтого цвета, плотно соединённых с подлежащими тканями. При отделении их формируются глубокие кровоточащие язвенные дефекты с чёткими неподрытыми краями. Такие грубые изменения являются проявлением дизентерии (шигеллёза) на фоне иммунодефицитного состояния, обусловленного опухолевым поражением лимфоидной ткани (лимфома Ходжкина). Исход неблагоприятный.
Макропрепарат № 121. Лимфоузлы при лимфоме Ходжкина.
Опухолевый конгломерат представлен резко увеличенными (до 5 см), плотными, спаянными между собой и окружающими тканями, не смещаемыми лимфатическими узлами. На разрезе лимфоузлы белые, капсула их не контурируется за счёт прорастания опухоли. Подобные изменения в лимфатических узлах констатируются при гемобластозах и лимфомах (ходжкинских и неходжкинских). Лимфомы и лейкозы протекают с явлениями иммунодефицита.
2. Раскрасить и описать МИКРОПРЕПАРАТЫ по схеме
Микропрепарат № 225. Акцидентальная инволюция тимуса.
(окраска гематоксилином и эозином)
Общее строение тимуса сохранено. В дольках наблюдается разряжение лимфоидной ткани из-за усиленной миграции и апоптоза Т-лимфоцитов, с последующим замещением жировой тканью, что соответствует стадии «коллапса».
Обозначить: 1 - междольковая строма 2 - долька тимуса с разряжением лимфоидной ткани (которой мало); 3 - участки жировой трансформации тимуса |
Микропрепарат № 226. Лимфатический узел лёгкого при антигенной стимуляции.
(окраска гематоксилином и эозином)
В ткани лимфоузла наблюдается расширение кортикального слоя, который представлен увеличенными в размерах лимфатическими фокусами. Основная их масса образована резко увеличенными центрами размножения, которые выполнены B-лимфоцитами, плазмобластами и плазмоцитами. В микропрепарате герминативные центры выглядят более светлыми за счёт повышенного объёма цитоплазмы вышеперечисленных клеток и занимают центральную часть фолликула. Синусы резко расширены, содержат большое количество плазматических клеток.
Обозначить: 1 - расширенный кортикальный слой лимфатического узла 2 - лимфоидный фолликул 3 - герминативный (светлый) центр 4 - расширенные синусоиды |
Микропрепарат № 305. Аутоиммунный тиреоидит (зоб Хасимото).
(окраска гематоксилином и эозином)
Наиболее типичным для аутоиммунного тиреоидита является сплошная инфильтрация ткани щитовидной железы лимфоплазмоцитарными элементами с формированием лимфоидных узелков с почти полной утратой фолликулов из тироцитов. Среди густой лимфоцитарной инфильтрации можно наблюдать различные проявления регенераторного роста эпителия как в виде небольших островков светлых клеток с микрофолликулами и пластами из базофильных клеток без образования фолликулов, или в виде небольшого количества этих клеток. При эпителиальной гиперплазии при аутоиммунном тиреоидите, в отличие от железистой гиперплазии щитовидной железы, встречается эпидермоидная метаплазия эпителия. При этом небольшие пласты и тяжи из многослойного плоского эпителия, как правило, располагаются в железах с преобладанием склерозированной стромы. В исходе процесса происходит фиброзирование стромы органа, сопровождающееся нередко, гиалинозом с резким уменьшением количества плазматических клеток и лимфоцитов. Аутоиммунный тиреоидит Хасимото рассматривается как классический пример аутоиммунного заболевания I типа.
Обозначить: 1 - лимфоидный фолликул со светлым центром 2 - атрофированные фолликулы щитовидной железы 3 - пролиферация тироцитов с образованием микрофолликулов |
3. Описать ЭЛЕКТРОНОГРАММЫ №№ 2, 23, решить ЗАДАЧИ №№ 7 (В, Г), 19, 28 из «Сборника заданий по курсу патологической анатомии».
Дать определение следующих ТЕРМИНАМ: аутоиммунизация, гиперчувствительность, клеточный иммунитет, гуморальный иммунитет, фагоцитоз, иммунодефицит, иммунодефицитный синдром, аутоиммунное заболевание, аутоиммунизация, аутоаллергия, аутоагрессия, возрастная инволюция тимуса, акцидентальная трансформация тимуса, аплазия, гипоплазия, тимомегалия, сенсибилизация, анафилактическая реакция немедленного типа, цитотоксическая реакция, реакции инактивации и нейтрализации, ферментативная деструкция трансплантата, иммунологическая толерантность, болезнь Мошковича, синдром Шегрена, синдром Гудпасчера, болезнь Хасимото, синдром Гланцмана-Риникера, атаксия-телеангиэктазия Луи-Бар, синдром Незелофа, синдром Дайджорджа, синдром Брутона, синдром Веста, СПИД, тимома, саркоидоз.
Занятие № 12. Дата _______________