Показатели нервно-психического развития ребёнка первого года жизни

Ведущие линии Возраст в месяцах
Зрительно-ориентировочные реакции (Аз) Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.   Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой. Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находящихся в любом положении. Узнаёт мать. Отличает чужих от близких.  
Слуховые ориентировочные реакции (Ас) Вздрагивает при резком звуке и мигает. Прислушивается. Отчётливое звуковое сосредоточение. Поворачивает голову на звук. Различает тон, с которым к нему обращаются.  
Эмоции (Э) Первая улыбка. Улыбается в ответ на речь взрослого. В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживлёнными движениями ножек, звуками.   Громко смеётся.    
Движения общие (До) Попытка держать голову лёжа на животе. Хорошо держит голову 1-2 минуты в вертикальном положении. Хорошо удерживает голову лёжа на животе. Есть упор ног. Поворачивается со спины на живот. Стоит, не подгибая ног при поддержке подмышки. Поворачивается со спины на живот. Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.
Движения руки и действия с предметами (Др)     Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью. Захватывает подвешенную игрушку. Чётко берёт игрушку, которую держит взрослый над грудью ребёнка. Свободно берёт игрушки из разных положений.  
Подготовительные этапы развития речи (Ра)     Начинает гулить Длительно гулит Продолжает долго гулить. Произносит слоги «ма», «ба» (начало лепета)
Понимание речи (Рп)            
Навыки и умения в процессах (Н)           Берёт пищу губами с ложки при кормлении.
Ведущие линии Возраст в месяцах
Зрительно-ориентировочные реакции (Аз)            
Слуховые ориентировочные реакции (Ас)            
Эмоции (Э)            
Движения общие (До) Хорошо ползает. Самостоятельно садится, сидит. Самостоятельно встаёт у опоры и ходит, дер- жась за неё Ходит при поддержке за обе руки. Влезает на невысокую поверхность и слезает с неё. Стоит самостоятельно без опоры. Ходит самостоятельно.
Движения руки и действия с предметами (Др) Постукивает игрушкой об игрушку, перекладывает игрушки из одной руки в другую. Игрушками занимается долго. Действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимости от свойств). Открывает, закрывает (коробку, матрёшку), вкладывает один предмет в другой. Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольцо пирамидки.  
Приготовительные этапы развития речи (Ра) Произносит слоги многократно (лепет). Громко повторно произносит различные слоги. Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете. Подражает разным слогам взрослого. Произносит первые слова-обозначения: «мама», «ав-ав», «кис-кис». Произносит 8-10 слов.
Понимание речи (Рп) На вопрос «где?» находит предмет, лежащий в определённом месте. По просьбе взрослого делает «ладушки», «до свидания». Знает своё имя. На вопрос «где?» находит и достаёт предмет из множества игрушек. Знает названия частей тела, даёт знакомый предмет по просьбе взрослого. Выполняет элементарные требования взрослых. Выполняет элементар-ные требования взрослых. Увеличивается запас слов.
Навыки и умения в процессах (Н) Пьёт из чашки, которую держит взрослый. Сам держит корочку хлеба (сухарик). Умеет пить из чашки, слегка придерживая её руками. Пьёт из чашки. Пьёт из чашки. Сам берёт чашку и пьёт.

Степени задержки нервно-психического развития

1 степень – задержка по 1-2 показателям (линиям);

2 степень – задержка по 3-4 показателям (линиям);

3 степень - задержка по 5-7 показателям (линиям).

Параметры поведения детей 1-го года жизни

1. Преобладающее эмоциональное состояние (положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное).

2. Сон:

1) засыпание (быстрое, медленное, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями);

2) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, прерывистый);

3) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище, отказ от пищи).

4. Характер бодрствования (активный, пассивный, малоактивный).

5. Отрицательные привычки (раскачивание, сосание пальца, пустышки и др.).

6. Индивидуальные особенности (застенчив, обидчив, контактен, навязчив, ласков, инициативен, боязлив, легко обучаем, подвижен, уравновешен, возбудим, вялый, легко утомляющийся).

Оценка поведения

Нормальное поведение - все параметры поведения имеют положи­тельную характеристику.

Начальные или незначительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характери­стику, но при этом известна причина отклонений (остродействующий фак­тор - острое заболевание, прививка, стрессовая ситуация), их длительность не превышает 2-3 месяца, и они поддаются медико-педагогической коррек­ции без дополнительного обследования и медикаментозного лечения.

Выраженные или значительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характери­стику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, по­стоянная стрессовая ситуация); длительность отклонений - более 3 месяцев, предполагается затруднение медико-педагогической коррекции, требуется дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение.

Таблица 2

Наши рекомендации