Медицина в Византийской империи
Восточная часть Римской империи отличалась от западной большим развитием торговли и ремесленной промышленностью, большим развитием городов, их экономическим процветанием. Именно Восток и прежде всего Египет являлся хлебной житницей всей империи. В Египте выращивали и обрабатывали лен и хлопок; здесь было развито стекольное производство, обслуживающее другие провинции. Большого развития на Востоке, в частности в Малой Азии, достигло скотоводство. Сирия славилась железными и ювелирными изделиями, коврами. Города Востока — Александрия, Дамаск, Антиохия, Эфес и др.— были центрами крупной торговли.
Эта преобладающая экономическая роль стран Востока возросла после падения Западной Римской империи и сохранения Восточной Римской империи под названием Византийской. Расширение торговых связей с Индией, Цейлоном, Абиссинией, Средней Азией (Бухарой, Хорезмом), Закавказьем, Китаем и другими странами привело к дальнейшему росту промышленности. В частности, в VI веке были доставлены в Византию из Китая шелковичные черви (грена) и начало быстро развиваться шелководство, изготовление шелковых тканей.
В период раннего феодализма Византия и народы Востока достигли более значительного развития материальной и духовной культуры, чем народы Западной Европы. Особенности кризиса рабовладельческого строя и перехода к феодализму в Восточной Римской империи привели к тому, что здесь не только уцелели старые центры античной науки — Афины, Александрия, Бейрут, Газа, но возникли и новые, например Константинополь. Научное творчество здесь не замирало в V—VII веках, как это было в то время на Западе.
Византия явилась прямой наследницей античной культуры, она сберегла и сохранила эту культуру в те века, когда Западная Европа была во власти варварских племен и находилась в состоянии экономического и культурного упадка. В IX—XI веках Византия выделялась по своей культуре и в X веке была самой культурной страной мира, крупнейшим культурным центром на Востоке Европы. Византийская империя просуществовала на 1000 лет дольше Западной Римской империи и только в середине XV века ее завоевали тур к и-османы.
В политической, военной и культурной жизни Византийской империи большое влияние имели славянские народы — болгары, сербы, хорваты и др. Славяне проникали на территорию империи из-за Дуная, селились на ее границах. Свободное, незакрепощенное, жившее общинами славянское крестьянство составляло наряду с армянами контингент, из которого набиралась лучшая часть византийской армии, в том числе и ее полководцы. Византия неоднократно во ( л под своими стенами победоносные войска «славян. Походы Олега и Игоря в X веке сменялись переговорами и установлением дружественных отношений Византии с русскими князьями — Олегом, Святославом и Владимиром-
Византия сохранила древнюю культуру античного мира и передавала ее другим народам, содействуя возрождению культуры в Западной Европе. Византия сохранила среди других культурных достижений древнегреческую и римскую медицину.
Врачи Византии были хорошо знакомы с произведениями древних врачей Греции и Рима. Врач византийского императора Юлиана Отступника Орибазий (326—403) в IV веке н. э. собрал греческую медицинскую литературу и составил обширную медицинскую энциклопедию «Свод» («Синопсис») в 70 томах, содержащую обширные выписки из сочинений древних врачей. Наряду с извлечениями из работ различных авторов Орибазий включил в «Свод» собственные выводы и обобщения.
Подобно Орибазию работавшие в Византийской империи Аэций Амидийский и Александр Тралльский (VI век), Павел Эг и некий (VII век) были энциклопедистами, составителями больших сочинений, в которых они собрали и систематизировали богатое наследие античной медицины. Это составляет крупную историческую заслугу византийских ученых. Многие из произведений древности, вошедшие в эти энциклопедические труды, в оригиналах погибли и до нас не дошли.
Павел Эгинский был крупным хирургом раннего средневековья. Он много занимался акушерством. Его энциклопедический труд пользовался большим авторитетом у врачей арабских халифатов.
В середине IX века в Византии возникла высшая школа, где наряду с философией, математикой, астрономией, филологией, преподавалась также и медицина. Подготовка врачей, до того носившая индивидуально ремесленный характер, в Византии стала задачей научно-учебного учреждения, причем обучение медицине было тесно связано с обучением другим наукам.
Крупной заслугой средневековой медицины Востока явилось создание гражданских больниц и аптек. Больницы существовали уже в античном мире, но преимущественно в виде военных госпиталей-валетудинариез. Больницы для гражданского населения впервые появились в средние века на Востоке. Больницы возникали из приютов для путешествующих («странноприимные дома» на Руси). С оживлением экономического обмена между странами появились путешествующие «купцы. Длительные путешествия при тогдашних трудностях передвижения часто сопровождались распространением заразных болезней. Вот почему при постоялых Дворах на больших дорогах появились комнаты для заболевших в пути, а затем и специальные помещения. Больницы вырастали из приютов для увечных и неизлечимых, так называемых богаделен (в частности, для психически больных). Зародыш подобных учреждений встречался уже при храмах в -Египте и других странах Древнего Востока. В Византии содержание больниц сосредоточилось в руках церкви. Одна из первых крупных монастырских больниц была основана в IV веке в восточных кладениях Римской империи, в Кесарии (Цезарее), в Каппадокии— области Малой Азии, населенной армянами. Эта больница послужила прототипом Для создания подобных больниц на Востоке, а впоследствии и на ападе. Устав монастыря, при котором находилась Кесарийская больница, предусматривал порядок призрения и лечения больных. Уставы византийских монастырей содержали подробное описание хозяйственного распорядка больниц, лечения больных, обучения медицинскому делу и пр.
Благодаря своим связям с Византией Киевская Русь раньше приобщилась к культурному наследию античного мира, чем многие народы Западной Европы.
Медицина в арабских халифатах. Значительнее развитие медицина получила в мусульманских феодальных государствах — так называемых арабских халифатах. С середины VII века феодальная и торговая арабская аристократия предприняла под знаменем ислама многочисленные войны. К 640 г. арабами были завоеваны Палестина и Сирия, к 634 г.— Египет, было завершено покорение арабами Ирана, в конце VII века — Армении и Грузии. В VIII веке арабы подчинили себе Среднюю Азию,, северо-западную Индию, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров.
Господство арабов и их государства—халифаты— существовали до XII—XIII веков. Единое огромное арабское государство просуществовало недолго и разделилось на Западный халифат с центром в Кордове и Восточный халифат с центром в Багдаде. Однако экономическое и культурное общение народов, объединенных арабскими халифатами, сохранилось в течение 5 столетий. Обширная торговля способствовала развитию в арабских халифатах разносторонней хозяйственной деятельности.
Начиная с VII века в странах Ближнего и Среднего Востока возникла, сложилась и развилась богатая и разносторонняя культура народов Востока, именуемая арабской. Культура народов Востока времен арабских халифатов унаследовала ценные достижения древневосточной и античной цивилизации и в дальнейшем послужила одним из источников западноевропейской цивилизации. Призванная удовлетворять потребности растущей торговли, земледелия и промышленности, наука в арабских халифатах XIII—XII веков достигла более высокого развития, чем западноевропейская наука того времени.
В связи с экономикой в арабских халифатах развивалась и культура, обнаруживая наряду с общими чертами своеобразные, оригинальные черты в творчестве отдельных народов Востока. В странах Востока впервые получила распространение книга (рукописная), сменившая древний пергаментный свиток. Во введении в обиход бумаги как главного писчего материала большие заслуги имели ученые Самарканда, которые в VII веке начали изготовлять бумагу по изобретенному китайцами способу. Страны Востока славились изготовлением холодного оружия из дамасской стали. На рынках самого Дамаска с местным оружием успешно конкурировали мечи, доставлявшиеся из Руси.
Экономический расцвет, развитие торговли и промышленности в странах Востока способствовали развитию различных областей знания. В связи с запросами торговли, мореплавания, земледелия, промышленности развивались география, астрономия, математика, химия, ботаника. Оживленные связи между отдаленными странами и далекие военные походы, естественно, потребовали значительного обогащения и систематизации географических знаний. Ученые Востока определяли широту и долготу, значительно усовершенствовали исчисление времени. В арабских странах были основаны астрономические обсерватории, создан звездный каталог, дано географическое описание почти всех известных тогда стран мира и т. д.
Культура народов арабских халифатов, широко использовавшая и перерабатывавшая достижения культуры Древнего Востока и античного мира, распространилась на огромной территории от Гибралтара до Инда
Складывавшаяся в странах арабского халифата культура была многонациональной, наряду с арабами ее развивали иранцы, народы Средней Азии, берберы, мавры, египтяне и другие народы. Арабский язык в странах халифата играл роль, близкую к той, которая принадлежала латинскому языку в Западной Европе.
Среди ученых стран Востока большое место занимали ученые Хорезма. Видный математик, географ и астроном Мухаммед Ал-Хорезми, живший на рубеже VIII и IX веков, был одним из родоначальников алгебры. Ал-Хорезми принадлежит известная книга «Картины мира», в которой он заложил основы географии и этнографии Восточной Европы. Как математик и географ Ал-Хорезми имел в Средней Азии многочисленных последователей, включая Улугбека, внука Тимура, основавшего в XV веке крупную обсерваторию в Самарканде.
Высшего развития средневековая наука в Хорезме достигла в творчестве Ибн-Сины и Ал-Бируни, ученых X—XI веков, членов хорезмий-ской «академии», подлинных энциклопедистов. Ал-Бируни был астрономом, географом, минералогом, этнографом, историком. За 5—6 столетии до Коперника и Галилея он отстаивал гелиоцентрическое строение мира.
Большого развития в арабском халифате достигла химия. Ученые стран Востока проложили путь ряду позднейших открытий, хотя и ставили себе подчас фантастические задачи (влияние алхимии). Восточные химики должны были удовлетворять хозяйственно-производственным запросам своего времени, в частности в связи с горными промыслами, участвовать в добывании, обработке металлов, серы, ртути и' других работах. Они впервые сконструировали и ввели в употребление перегонный куб, водяную баню и другие общеупотребительные в настоящее время предметы оборудования химической лаборатории; они же ввели дистилляцию, фильтрование и пр. Ученый Джабир (Ал-Джебр), известный в Европе под именем Гебера (VIII—IX века), получил серную и азотную кислоты, нитрат серебра, хлорную ртуть и т. д.
Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Багдад (VIII—IX века) -и Кордова (X век). В Западном арабском халифате во время его расцвета было 40 библиотек, 10 высших школ. В Западной Европе в то время было только два университета — в Салерно и Париже.
Наравне с философией, математикой и естествознанием медицина составляла часть общего образования ученых в арабских халифатах. В медицине, как и в других областях знания, сказался многоплеменный характер населения арабских халифатов. Видными деятелями в медицине явились представители многочисленных народов, населявших халифаты или связанных с ними экономически и культурно: сирийцы (основатели крупных больниц и школ с IV века, еще до образования первого халифата), хорезмийцы, иранцы (персы), армяне, азербайджанцы, египтяне, мавры, евреи, отчасти индусы и многие другие. В Бухаре, Хорезме, Мерве (ныне Мары), Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире, Кордове жили и работали выдающиеся врачи.
Большую роль в развитии медицинских знаний играли комментаторы и переводчики медицинской литературы с арабского «а латинский язык — универсальный научный язык средневековой Западной Европы. Переводчики эти (арабисты) сделали достоянием европейского научного мира труды врачей Востока, а также сохранившееся на Востоке наследие классиков античной медицины, забытое тогда в Европе.
Врачи в Византийской империи и арабских халифатах сыграли большую роль в сохранении ценного наследия медицины древнего мира, в первую очередь античной Греции, а также Индии и других стран. В то же время они самостоятельно развивали и дальше разрабатывали медицинские знания. Медицина народов Востока времен арабских халифатов сохранила и распространила греческую медицину, пробудила живое чувство природы, приблизила медицину к природе, естественным наукам, способствовала разработке теоретической и практической медицины, ввела много лекарственных веществ, усовершенствовала приготовление лекарств. Врачи арабских халифатов сыграли большую прогрессивную роль не только в развитии медицины своего времени; они оказали значительное влияние на развитие медицины у народов Западной Европы. Восточная средневековая медицина обогатила прогрессивную медицинскую науку эпохи Возрождения и оказалась одним из ее ценных источников.
В странах Востока в крупных городах были большие больницы. Вслед за больницами в странах Востока впервые появились аптеки. Развитие аптечного дела как лекарствоведения тесно связано с достижениями ученых Востока в области химии. Преследуя в первую очередь практические цели, больницы и аптеки оказали большое влияние на развитие медицинских знаний. Там были специальные
должностные лица по наблюдению за врачами и аптеками. Существовали научные учреждения, включавшие в круг своих более широких интересов также и вопросы медицины. Среди них видное место занимали научные учреждения Средней Азии — библиотека Саманидов в Бухаре в X веке, «академия» хорезмшаха Мамуна в Хорезме в начале XI века.Периодом наибольшего расцвета медицины народов Востока времен арабских халифатоз были X—XI века. Величайшими представителями этого периода медицины были Ар-Рази и Ибн-Сина.
Ар-Раэи, известный в Европе под именем Разес (865—925), был основателем больницы в Багдаде. Интересно предание о способе, каким Ар-Рази выбирал место, наиболее подходящее для постройки больницы: он развешивал куски мяса в разных частях города и наблюдал, где оно дольше сохраняется, не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и, следовательно, подходящим для постройки лечебного заведения.
Как и во многих больницах Востока, при багдадской больнице была школа врачей, которой также руководил Ар-Рази, связывая теоретическое обучение с больничной практикой. Ар-Рази принадлежит до 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и кори». Ар-Рази дал описание их течения, предвестников, симптомов, лечения, отличия оспы и кори. В соответствии с господствовавшей тогда гуморальной патологией он считал обе болезни разными формами одного заболевания, зависящими от различного сочетания «соков» в организме. Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул). Среди детально разработанных мер по уходу за больным ребенком Ар-Рази указывал на уход за ртом и зевом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, осторожное промывание глаз и др. Будучи знаком с химией, Ар-Рази на обезьянах исследовал действие лекарств.
В области хирургии Ар-Рази описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки и один из первых начал применять вату при перевязках, нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Ар-Рази написал обширные медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах), энциклопедических по содержанию. Ему принадлежат сочинения на частные темы, в которых проявился его разносторонний интерес к различным медицинским проблемам. Так, им написаны работы: «Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей), «Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»). Книги Ар-Рази долго служили учебниками на медицинских (ракультетах в средневековых университетах Западной Европы.
Врачи средневекового Востока придавали большое значение опытной проверке лечения, изучали действие лекарств на животных, тщательно наблюдали в больницах течение болезней, проверяли правильность описания их в литературе. «Проверяйте в больницах не всегда верные описания болезней, встречающиеся в медицинских сочинениях», говорил Ар-Рази.
Запрещение Кораном вскрытия трупов и вивисекций было причиной относительно невысокого уровня самостоятельных анатомических исследований ученых-мусульман. Арабская медицинская литература в области анатомии и физиологии была в основном переводной и компилятивной, главным образом из сочинений Гиппократа и Галена. Ислам запрещал вскрытие трупов, и в связи с этим хирургия и акушерство развивались слабее, чем изучение инфекционных болезней, лекарствоведение, гигиена.